Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 15. Исполнительский сбор. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве



2015-11-10 784 Обсуждений (0)
Глава 15. Исполнительский сбор. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Статья 112. Исполнительский сбор

1. В отличие от ст. 81 ФЗИП 1997 г. ст. 112 действующего ФЗИП очень детально регламентирует порядок взыскания исполнительского сбора. По смыслу ч. 1 комментируемой статьи исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное ФЗИП денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в федеральный бюджет. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности. Это денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. При этом ФЗИП отмечает, что судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора только по истечении срока для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 комментируемой статьи).

2. Предусмотренная в ч. 3 комментируемой статьи денежная сумма, исчисляемая в размере 7% взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств (в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере 500 руб., с должника-организации - 5000 руб.), относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства*(177).

По смыслу данной статьи эта норма должна применяться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Следовательно, установленный в ней размер взыскания (7% взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае, как указывал Конституционный Суд РФ в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу ст. 34 (ч. 1), 35 (ч. 1-3) и 55 (ч. 3) Конституции РФ недопустимо.

В частности, ч. 7 комментируемой статьи предусматривает, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера. Необходимо отметить, что на время рассмотрения в суде заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, исков об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения, а решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению (ч. 6, 8 ст. 112). При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма (ч. 9). При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7).

3. Новеллой ФЗИП является установление исчерпывающего перечня случаев, когда исполнительский сбор не взыскивается при наличии на исполнении исполнительного производства (ч. 5 комментируемой статьи). Например, на основании п. 1 ч. 5 и в соответствии с ч. 6 ст. 33 ФЗИП при необходимости совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, судебный пристав-исполнитель вправе поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения. В этом случае судебный пристав-исполнитель, на исполнение которого поступило соответствующее поручение (постановление судебного пристава-исполнителя, утверждаемое старшим судебным приставом), возбуждает исполнительное производство с соблюдением требований, установленных ст. 30 ФЗИП. На время исполнения поручения основное исполнительное производство может быть приостановлено.

Исполнительский сбор не подлежит взысканию также при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и т.д.

4. Возврат исполнительского сбора должнику в полном объеме возможен только в случаях, указанных в ч. 10 комментируемой статьи.

 

Статья 113. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает общие правила об ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве.

Действия субъектов исполнительного производства и в особенности должника во многом определяются наличием мер ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве. Ответственность состоит в обязанности субъекта исполнительного производства претерпевать неблагоприятные последствия в случае нарушения им императивных предписаний норм, регулирующих исполнительное производство.

Неправомерная деятельность участников исполнительного производства может повлечь применение мер ответственности личного, имущественного, организационного характера.

Ответственность в исполнительном производстве характеризуется следующими отличительными признаками:

- она наступает при нарушении законодательства об исполнительном производстве;

- при этом необходимо установить вину нарушителя;

- нарушитель обязан претерпевать неблагоприятные последствия своих действий (бездействия);

- возложение ответственности осуществляется посредством использования мер государственного принуждения.

Случаи применения мер ответственности прямо предусмотрены законодательством.

По структуре норма ч. 1 комментируемой статьи является бланкетной и отсылает к ответственности, установленной законодательством об административных правонарушениях.

Часть 2 ст. 28.3 КоАП РФ наделяет судебных приставов правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом в ст. 17.3 (неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава), ст. 17.4 (непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи), ст. 17.8 (воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя), ст. 17.9 (заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод), ч. 1 ст. 19.4 (неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)), ч. 1 ст. 19.5 (невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)), ст. 19.6 (непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения), ст. 19.7 (непредставление сведений (информации)).

Согласно ст. 23.68 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 КоАП РФ.

При этом рассматривать такие дела от имени органа, указанного в ст. 23.68 КоАП РФ, вправе судебные приставы-исполнители.

В случае неисполнения в установленный срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией судебный пристав-исполнитель обращается в арбитражный суд с заявлением о привлечении виновного лица к административной ответственности.

2. Части 2, 3 комментируемой статьи регламентируют наложение штрафа на должника за невыполнение требований неимущественного характера.

Действующий ФЗИП предусматривает при неисполнении должником требований неимущественного характера не кратное увеличение штрафа, а наложение на должника новых штрафов за каждый случай неисполнения должником требования в установленный срок.

Следует учитывать, что взыскать штраф судебный пристав-исполнитель имеет право только после взыскания исполнительского сбора.

3. При наличии в действиях лица, нарушающего законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении этого лица к уголовной ответственности.

Следует учитывать, что согласно ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

В соответствии со ст. 151 УПК РФ к подследственности дознавателей ФССП России отнесены следующие составы преступлений:

- злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ);

- злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ);

- воспрепятствование осуществлению правосудия (ч. 1 ст. 294 УК РФ);

- неуважение к суду (ст. 297 УК РФ);

- разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ч. 1 ст. 311 УК РФ);

- незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК РФ);

- неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ).

 

Статья 114. Порядок привлечения банка или иной кредитной организации к ответственности за неисполнение исполнительного документа

1. В отличие от ст. 86 ФЗИП 1997 г. ст. 114 ФЗИП весьма детально регламентирует порядок привлечения банков и иных кредитных организаций к ответственности за неисполнение законодательства об исполнительном производстве. Комментируемая статья наделяет судебного пристава-исполнителя полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении в отношении банков и иных кредитных организаций, не исполняющих установленные законодательством об исполнительном производстве законных требований о списании денежных средств со счета должника для погашения его задолженности.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, требования ст. 17.14 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за неисполнение банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника, объяснение законного представителя банка или иной кредитной организации, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении законному представителю банка или иной кредитной организации, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

Законному представителю банка или иной кредитной организации, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к нему прилагаются.

В случае неявки законного представителя банка или иной кредитной организации, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем банка или иной кредитной организации, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа законного представителя банка или иной кредитной организации от подписания протокола, а также в случае его неявки в протоколе делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

2. После составления протокола судебный пристав-исполнитель направляет в арбитражный суд по месту нахождения банка или иной кредитной организации подписанное им и заверенное печатью (штампом) подразделения судебных приставов заявление о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности. Части 2, 4 комментируемой статьи устанавливают обязательные реквизиты, которые должно содержать такое заявление.

Часть 3 рассматриваемой статьи устанавливает обязанность судебного пристава-исполнителя по направлению копии заявления и прилагаемых к нему документов в банк или иную кредитную организацию, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.14 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

 

Статья 115. Порядок взыскания исполнительского сбора и наложения штрафа

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает специальный порядок привлечения к административной ответственности в форме наложения штрафа. Часть 1 ст. 28.6 КоАП РФ определяет случаи, когда допускается назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа на месте совершения административного правонарушения без составления соответствующего протокола. Так, при совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении не составляется. Рассмотрение дела, назначение и исполнение административного наказания осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим названным Кодексом, с учетом особенностей, установленных ФЗИП.

В этом случае судебный пристав-исполнитель выносит постановление о наложении штрафа без составления протокола об административном правонарушении и без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении. Указанное постановление должно соответствовать требованиям, установленным ч. 2 ст. 14 ФЗИП, и содержать сведения о конкретном случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя или нарушения требований законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, за которые виновное лицо подвергается штрафу.

2. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа в обязательном порядке утверждаются старшим судебным приставом. Каждое из этих постановлений может быть оспорено в суде.

 



2015-11-10 784 Обсуждений (0)
Глава 15. Исполнительский сбор. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 15. Исполнительский сбор. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (784)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)