Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функциональная асимметрия полушарий и стиль учебной деятельности



2015-11-10 841 Обсуждений (0)
Функциональная асимметрия полушарий и стиль учебной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассмотрим организацию учебной деятельности с учетом психофизиологических особенностей учащихся на трех основных этапах: создания мотивации к обучению, организации учебной деятельности и результативном.

1-йэтап: мотивационный. Успех на этом этапе в большой степени определяется психологическими аспектами индивидуальности ребенка. Мотивы, побуждающие детей изучать школьные предметы, связаны со становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, понять их принципы и убеждения, осознать свое положение в мире. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов, потребность самореализации. Для них характерна ориентация не на знания, а на высокую оценку и похвалу.

При формировании мотивации к учебной деятельности левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательную сторону. Левополушарных школьников привлекает сам процесс усвоения знаний и их глубина. Занятия школьными науками они рассматривают как средство для развития своего мышления и волевых качеств. Для них более значимым является получение знаний, а не их оценка учителем.

На мотивационном этапе урока необходимо учитывать и особенности сенсорного восприятия учащихся. Познавательная активность, первично возникающая в одном из полушарий, запускает движения глаз. Можно предположить, что учащиеся, отводящие глаза влево в процессе мышления, являются правополушарными, а вправо — левополушарны-ми. Следовательно, для правополушарных учащихся наиболее значимой является левая полусфера пространства. В классе их необходимо посадить так, чтобы доска и учитель находились слева от них (предположительно третий ряд). Ви-зуалистов следует посадить на первые парты, а кинестети-ков — на последние. Для активизации умственной деятельности кинестетиков во время урока желательны движения. Например, они могут мять пальцами пластилин или глину, перебирать четки или шарики, массажировать пальцы и др. Правополушарные визуалисты подвержены влиянию освещения рабочего места, югаестетики — его удобству.

У левополушарных учащихся рабочая полусфера — правая сторона класса. Именно в этой полусфере им легче сконцентрировать внимание и воспринимать информацию. Следовательно, психофизиологическое место левополушарных детей — первый ряд. Они чувствуют себя комфортно в тишине. При посторонних шумах в классе они могут не усвоить информацию.

Чтобы учесть психофизиологические особенности каждого ученика, важно определить место за партой в классе каждого ребенка. Это обеспечит продуктивное восприятие, предупредит возникновение невроза, стресса и снимет неосознаваемую реакцию защиты от новой информации.

Примерная схема расположения учащихся в классе:

 

  Классная доска  
1-й ряд Левополушарные аудиалы 2-й ряд Равнополушарные визуалы, аудиалы, кинестетики 3-й ряд Правополушарные визуалы, кинестетики
         

 

Учащиеся во время урока могут смотреть в сторону или «закатывать глаза к потолку». Как известно, эта реакция не случайна, за ней скрывается какой-то внутренний процесс Если учащийся отводит глаза в сторону, это интерпретируется как снижение интереса к учителю и его информации. Учитель ускоряет темп и громкость своей речи, пытаясь вернуть внимание ученика. Ученик же перерабатывает только что полученную информацию. Он действительно в данный момент не воспринимает речь учителя. Кроме того, речь учителя разрушает процесс понимания и мешает ребенку сосредоточиться. Субъективно ускорение речи воспринимается учеником как своеобразная агрессия по отношению к нему. У него возникает раздражение и защитная реакция. Если во время урока глаза ученика уходят в сторону, вверх или вниз, необходимо сделать паузу и дать ему возможность усвоить полученную информацию.

 

 

Таблица 2.1

Учет психофизиологических возможностей учашихся на 1-м этапе

 

Мотивационный этап Правополуш арные учащиеся Левополушарные учащиеся
П ростран ствен-ная организация Рабочая полусфера — левая Рабочая полусфера — правая
Цветовая организация Светлая доска — темный мел Темная доска — светлый мел
Условия, необходимые для успешной учебной деятельности Гештальт (образы). Контекст Связь информации с реальностью, практикой. Творческие задания. Эксперименты. Музыкальный фон. Речевой и музыкальный ритм Технология Детали. Абстрактный линейный стиль изложения информации. Неоднократное повторение учебного материала. Тишина на уроке. Неоднократное повторение материала
Формирование мотивации Завоевание авторитета. Престижность положения в коллективе. Установление новых контактов. Социальная значимость деятельности Стремление к самостоятельности. Г убина знаний. Высокая потребность в умптв. нной деятельности. Потребность в образовании

Таблица 2.2



2015-11-10 841 Обсуждений (0)
Функциональная асимметрия полушарий и стиль учебной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функциональная асимметрия полушарий и стиль учебной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (841)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)