Функциональная асимметрия полушарий и стиль учебной деятельности
Рассмотрим организацию учебной деятельности с учетом психофизиологических особенностей учащихся на трех основных этапах: создания мотивации к обучению, организации учебной деятельности и результативном. 1-йэтап: мотивационный. Успех на этом этапе в большой степени определяется психологическими аспектами индивидуальности ребенка. Мотивы, побуждающие детей изучать школьные предметы, связаны со становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, понять их принципы и убеждения, осознать свое положение в мире. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов, потребность самореализации. Для них характерна ориентация не на знания, а на высокую оценку и похвалу. При формировании мотивации к учебной деятельности левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательную сторону. Левополушарных школьников привлекает сам процесс усвоения знаний и их глубина. Занятия школьными науками они рассматривают как средство для развития своего мышления и волевых качеств. Для них более значимым является получение знаний, а не их оценка учителем. На мотивационном этапе урока необходимо учитывать и особенности сенсорного восприятия учащихся. Познавательная активность, первично возникающая в одном из полушарий, запускает движения глаз. Можно предположить, что учащиеся, отводящие глаза влево в процессе мышления, являются правополушарными, а вправо — левополушарны-ми. Следовательно, для правополушарных учащихся наиболее значимой является левая полусфера пространства. В классе их необходимо посадить так, чтобы доска и учитель находились слева от них (предположительно третий ряд). Ви-зуалистов следует посадить на первые парты, а кинестети-ков — на последние. Для активизации умственной деятельности кинестетиков во время урока желательны движения. Например, они могут мять пальцами пластилин или глину, перебирать четки или шарики, массажировать пальцы и др. Правополушарные визуалисты подвержены влиянию освещения рабочего места, югаестетики — его удобству. У левополушарных учащихся рабочая полусфера — правая сторона класса. Именно в этой полусфере им легче сконцентрировать внимание и воспринимать информацию. Следовательно, психофизиологическое место левополушарных детей — первый ряд. Они чувствуют себя комфортно в тишине. При посторонних шумах в классе они могут не усвоить информацию. Чтобы учесть психофизиологические особенности каждого ученика, важно определить место за партой в классе каждого ребенка. Это обеспечит продуктивное восприятие, предупредит возникновение невроза, стресса и снимет неосознаваемую реакцию защиты от новой информации. Примерная схема расположения учащихся в классе:
Учащиеся во время урока могут смотреть в сторону или «закатывать глаза к потолку». Как известно, эта реакция не случайна, за ней скрывается какой-то внутренний процесс Если учащийся отводит глаза в сторону, это интерпретируется как снижение интереса к учителю и его информации. Учитель ускоряет темп и громкость своей речи, пытаясь вернуть внимание ученика. Ученик же перерабатывает только что полученную информацию. Он действительно в данный момент не воспринимает речь учителя. Кроме того, речь учителя разрушает процесс понимания и мешает ребенку сосредоточиться. Субъективно ускорение речи воспринимается учеником как своеобразная агрессия по отношению к нему. У него возникает раздражение и защитная реакция. Если во время урока глаза ученика уходят в сторону, вверх или вниз, необходимо сделать паузу и дать ему возможность усвоить полученную информацию.
Таблица 2.1 Учет психофизиологических возможностей учашихся на 1-м этапе
Таблица 2.2
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (841)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |