Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Требования к построению системы формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения



2015-11-10 782 Обсуждений (0)
Требования к построению системы формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения 0.00 из 5.00 0 оценок




…Известно, что построение любой системы возможно только в том случае, если достаточно четко определяется такой обязатель­ный ее компонент, как цель, для достижения которой создается соответствующая система. Причем чем сложнее система, чем более вероятностный характер носят ее составляющие компоненты, тем более четко, более полно должно быть определено и то, во имя чего и для чего разрабатывается определенная система. Это требование в полной мере относится к любым системам, направленным на развитие человека.

Целью системы, о которой здесь идет речь, выступает субъект деятельности и поведения. Не претендуя на то, что наш подход к определению субъекта является всеобъемлющим и единственно воз­можным, мы не могли вести экспериментальную работу без подоб­ного определения.

…под субъектом той или иной деятельности следует понимать человека, который имеет достаточно устойчивую возможность ставить и формулировать личностно значимые и социально правомерные цели, к которым можно прийти в результате данной деятельности. Очень важным показателем субъектности является стремление и возмож­ность делать прогноз тех результатов, которые будут достигаться на отдельных этапах и в итоге совершаемой деятельности. Не менее значимым показателем выступает и такой, как определение путей и способов деятельности, реализация которых обеспечит достижение поставленных целей. Конечно, основной, решающий показатель становления субъекта деятельности - это активность и успешность осуществления реальной деятельности. При этом, бесспорно, важ­но, чтобы субъект деятельности достаточно полно, четко осознавал изменения, происходящие с предметом деятельности и с самим дей­ствующим субъектом. Весьма важно также критически оценивать степень соответствия данных изменений поставленным целям, сво­евременно вносить необходимые коррективы в совершаемую дея­тельность и правильно оценивать их эффективность для успешного продвижения к поставленной цели.

Все перечисленные выше проявления, определяющие субъекта, должны носить не ситуативный, эпизодический характер, а высту­пать как достаточно устойчивое свойство личности человека.

На протяжении всей предшествующей истории человечества задача общества- при любой образовательной системе состояла в том, чтобы обеспечить передачу и присвоение очередным поколени­ем накопленного в процессе исторического развития социального опыта. Эта задача сохраняется и в наши дни и выступает в качестве общего, или первого, требования к той системе, о которой идет речь в данном издании.

Однако в современных условиях формирование и развитие субъ­екта деятельности я поведении будет протекать весьма различно в зависимости от того, насколько правильно и полно определяется структура социального опыта, и, особенно, насколько верно выде­ляются именно те его компоненты, передача которых приобретает первостепенное значение.

Раскрывая смысл данного требования к построению системы формирования и развития младшего школьника как субъекта учеб­ной деятельности и нравственного поведения, важно иметь в виду, что в структуру социального опыта входят не только продукты деятельности, те материальные и духовные ценности, которые со­зданы человечеством, но и опыт осуществления самих деятельностей. Именно это требование было положено в основу целого ряда экспериментальных исследований, первоначально направленных на формирование умственных действий, а затем и учебной деятельнос­ти в целом.

Авторский коллектив данного сборника обратил внимание на возможность целенаправленного формирования таких процессов умственной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобще­ние, классификация и абстрагирование. Эти мыслительные процессы формировались в экспериментальном обучении как вполне определенные умственные действия, целенаправленное овладение которыми достигалось за счет реализации положений, предполагавших:

- формирование общих умственных действий на основе конкретных;

- единство фактического выполнения умственного действия и
его вербального выражения;

- обучение самостоятельности в осуществлении действия на
основе подражательности;

- постепенный переход от алгоритмических к эвристическим
действиям за счет расширения области поиска решения, сокращения длины шага;

- единство в усвоении знаний и умственных действий, при котором знания выступают не только и не столько как цель, сколько как
средство формирования операционных структур.

Проведенные исследования показали, что овладение анализом, синтезом, сравнением и т.п. как общими умственными действиями способствует формированию обучаемых как субъектов умственной деятельности, поскольку достигнутый уровень этой деятельности становится менее зависимым от определенной ситуации и содержа­ния…

Предметом специального исследования явилось изучение учеб­ной деятельности как одного из компонентов социального опыта. При этом было обращено внимание на то, что реально возможно формировать учебную деятельность на различных уровнях обобще­ния. Овладение учебной деятельностью на наиболее высоком уров­не позволяет выйти за рамки конкретного содержания, преодолеть зависимость от него, получить возможность постепенно становится субъектом данной деятельности…

Таким образом, второе требование к построению системы формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения заключается в том, что в процессе овладения социальным опытом первостепенное значение приобретает овладение опытом осуществления различных видов деятельности, определенными программами поведения и, в первую очередь, речь, должна идти об овладении учебной деятельностью, поскольку ставится задача формирования и развития младшего школьника как ее субъекта.

Как вытекает их самого определения субъекта деятельности и поведения, в итоге педагогических взаимодействий должны быть сформированы устойчивые свойства личности. Очевидно, что по отношению к младшему школьнику говорить о какой-либо завер­шенности подобного процесса не приходится. Однако это не означа­ет невозможности первых шагов в этом направлении, тем более, что именно в этом возрасте совершается постепенный переход от объек­та педагогического воздействия к субъекту деятельности и поведения.

Изучая структуру и динамику развития нравственных убежде­ний, мы имели возможность определить, как зарождается и развива­ется нравственная самостоятельность личности. Действительно, если оказываются сформированными и принятыми личностью те или другие нравственные нормы, то человек приобретает опреде­ленную устойчивость в поведении. В этом случае все его действия оказываются не вынужденными, а естественными. Поведение, соот­ветствующее нравственным убеждениям, можно предвидеть. Оно выступает действительным показателем появления определенной нравственной самостоятельности как развивающегося свойства личности. Проведенные исследования показали, что успешность форми­рования особенностей, отличающих субъекта деятельности и пове­дения, требует длительного педагогического воздействия, характер которого в процессе обучения должен меняться, чтобы обеспечить постепенный переход от объекта педагогического воздействия к субъекту деятельности.

Возможность перехода от объекта педагогического воздейст­вия к субъекту-деятельности и поведения обеспечивается за счет формирования умственной и нравственной самостоятельности, а также за счет развития кодирования, прогнозирования и переноса как познавательных способностей, процесс становления которых совершается достаточно интенсивно с началом систематического школьного обучения.

Это положение выступает как следующее, третье, требование к построению системы формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения…

Четвертым требованием к системе формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нрав­ственного поведения является единство психолого-педагогических условий умственного и нравственного развития младших школьни­ков.

Во второй половине XX века все более широкое распростране­ние получила идея непрерывного образования. Очевидно, причи­ной возникновения подобной идеи являются все более высокие темпы развития человеческого общества. (Отметим, что главная причина особого внимания к такому компоненту социального опы­та, как опыт различных видов деятельности и, в частности учебной деятельности, заключается в том, что она стала ведущим видом деятельности не только по отношению к младшему школьному возрасту, но и для более поздних возрастных периодов). Реали­зация этой идеи оказывается возможной, если каждый этап образо­вания будет рассматриваться не изолированно, а как ступень едино­го процесса.

Это справедливо и по отношению к начальному этапу обучения. Актуальность и значимость формирования младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения со­стоит именно в том, чтобы в эти годы сформировать субъективную готовность к последующему самообразованию и самовоспитанию.

И, наконец, пятое требование к системе формирования и разви­тия младшего школьника как субъекта учебной деятельности и
нравственного поведения заключается в том, что данная система
должна строиться как ступень единого процесса непрерывного образования.

Сформулированные требования к построению системы форми­рования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения действительно обеспечи­вают достижение этой цели.

(Система формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. Сборник научных трудов. СПб., 1995. с. 3-8. Текст дан в сокращении).

Приложение № 3



2015-11-10 782 Обсуждений (0)
Требования к построению системы формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Требования к построению системы формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (782)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)