Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБОБЩАЕМ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ



2015-11-10 891 Обсуждений (0)
ОБОБЩАЕМ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ БАЛЛАДЫ А.С. ПУШКИНА «ВЕЩИЙ ОЛЕГ»

 

Содержание

I. Аннотация к теме из программы (с.1.).

II. Материал из действующего учебника и методички (Т. Ф. Мушинская, С. Н. Каратай, Е. В. Перевозная):

1) пособие для учащихся (сс.1–6);

2) методические рекомендации для учителей (с.7).

 

III. Методические материалы (разработки, методические рекомендации, конспекты и сценарии уроков)

1) Стоюнин В.Я. (с. 8);

2) Рыбникова М.А. (сс.9–11);

3) Зепалова Т.С., Мещерякова Н.Я.(сс.12–15 );

4) Маранцман В.Г.( сс. 16–19).

I. ПРОГРАММА (2012)

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Возникновение древнерусской литературы. Грамотность в Древней Руси. Культ книги. Труд писца.

Жанры древнерусской литературы: летописи, сказания, жи­тия, поучения.

Для чтения и изучения

«Повесть временных лет» («Сказание о смерти Олега»). (1ч)

Летопись как исторический и литературный памятник, ее связь с устным народным творчеством. Своеобразие ведения записей в летописи.Сказание и сказка.

А. С. П у ш к и н. «Песнь о вещем Олеге»(по мотивам летописного сказания). (2 ч)

Интерес А. С. Пушкина к истории. Летописный источник «Песни...». Поэтическое воспроизведение быта и нравов Древ­ней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника. Лиризм повествования. Своеобразие поэтического языка.

Литература и живопись. Иллюстрации В. М. Васнецова к «Песне о вещем Олеге».

II. 1.

Русская литература: Учебное пособие для 6 классаучреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения/ Авт.-сост. Т.Ф.Мушинская, Е.В.Перевозная, С.Н.Каратай. –2–е издание. Минск: НИО, 2014.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Летописание

Среди жанров древнерусской литературы центральное мес­то занимает летопись – запись исторических событий по годам, или, как говорили в старину, по летам. Древнейшая русская летопись, которая дошла до нас, – «Повесть времен­ных лет», составленная в начале XII века Нестором, ученым монахом Киево-Печерского монастыря.

В ней повествуется, «откуда есть пошла Русская земля», как жили славянские племена в древности, о крещении Ру­си и других исторических событиях.

Писались летописи с целью оставить потомкам свидетельствования о том, что было. Однако летопись– не только документ, но и интересная книга, включающая произведения разных литературных жанров: рассказы, повести, сказания.

Значительное место в летописи занимают сказания – устные исторические предания в литературной обработке ле­тописца. К сказаниям летописец обращался тогда, когда у него не было более достоверного материала. Вот почему сказа­ния часто встречаются в той части летописи, где излагаются события очень далекого прошлого. Рассказывая о них, лето­писец мог опереться только на один источник – устное историческое предание – и отбирал то, что казалось ему наиболее значительным и интересным.

Прочитайте сказание из «Повести временных лет».

 

СКАЗАНИЕ О СМЕРТИ КНЯЗЯ ОЛЕГА

И жил Олег, княжа в Киеве, мир храня со всеми стра­нами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, кото­рого когда-то поставил кормить и уже не садился на него. Ибо когда-то спрашивал он волхвов1 и кудесников:

— От чего мне умереть?

И сказал ему кудесник один:

— Княже! Коня любишь и ездишь на нем, — от него тебе и умереть!

Олегу запали слова эти в душу, и сказал он:

— Никогда не сяду на него и не увижу его больше.

И повелел кормить коня и не водить его к нему, и про­жил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков.

Когда вернулся Олег от Царьграда2 в Киев, и прошло четыре года, на пятый год вспомнил он своего коня, от ко­торого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старшего конюха и сказал:

— Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь? Тот же ответил:

— Умер!

Олег тогда засмеялся и укорил того кудесника, сказав:

— Не правду говорят волхвы, но только ложь: конь умер, а я жив.

И повелел оседлать себе коня:

— Да увижу кости его.

И приехал на место, где лежали его кости голые и череп голый, слез с коня и посмеявшись сказал:

— От сего ли черепа смерть мне принять?

И ступил ногою на череп. И выползла змея из черепа и ужалила его в ногу. И с того разболелся и умер. И оплаки­вали его все люди плачем великим и понесли его и похоронили его на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и до сего дня, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжение его тридцать и три.

1Волхвы — кудесники, волшебники, предсказатели; они молились богам, лечили людей, а также сохраняли древние сказания, передавая их следующим поколениям.

2По преданию, Олег прибил свой щит над воротами Царьграда в знак победы. Царьградом на Руси называли Константинополь– сто­лицу Византии.

1.Как вы определите, что летописное сказание было создано в далеком прошлом?

2.Как вы думаете, какова роль повторяющегося в начале почти каждой фразы «И» в создании интонационной окраски текста?

3.Чем может быть интересно древнее сказание современному читателю?

ПО МОТИВАМ ЛЕТОПИСНОГО СКАЗАНИЯ(с. 24)

Александр Сергеевич Пушкин, используя летописное ска­зание о смерти Олега, написал стихотворение «Песнь о ве­щем Олеге».

В 1822 году, будучи в ссылке на юге, поэт увидел те края, где происходили события, о которых повествуется в летописи. Тогда же он и создал свою «Песнь...». В 1825 году он писал в одном из писем о своем отношении к легенде: «Товари­щеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического...»

Обращаясь к «преданью старины глубокой», Пушкин поэ­тически воспроизвел картины быта, нравов тех лет, когда люди верили предсказаниям волхвов-кудесников, когда они молились множеству богов, боялись бога грома и молнии Перуна.

Читая пушкинские строки, представьте то далекое время, а вслушиваясь в звучание волшебных стихов, подумайте, по­чему поэт назвал свое стихотворение «Песнью...».


А. С. Пушкин

ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ[1] ОЛЕГЕ(с. 24 –28)

 

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам[2],

Их селы и нивы за буйный набег

Обрёк он мечам и пожарам[3];

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

 

Из темного леса навстречу ему

Идет вдохновенный кудесник,

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник,

В мольбах и гаданьях проведший весь век.

И к мудрому старцу подъехал Олег.

 

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землею?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмешь ты коня».

 

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

 

И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ[4], и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы...

Под грозной броней ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель могущему дан.

 

Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю[5].

И холод и сеча ему ничего...

Но примешь ты смерть от коня своего».

 

Олег усмехнулся — однако чело

И взор омрачилися думой.

В молчанье, рукой опершись на седло,

С коня он слезает угрюмый;

И верного друга прощальной рукой

И гладит и треплет по шее крутой.

 

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время;

Теперь отдыхай! уж не ступит нога

В твое позлащенное стремя.

Прощай, утешайся — да помни меня.

Вы, отроки-други[6], возьмите коня,

 

Покройте попоной, мохнатым ковром;

В мой луг под уздцы отведите;

Купайте; кормите отборным зерном;

Водой ключевою поите».

И отроки тотчас с конем отошли,

А князю другого коня подвели.

 

Пирует с дружиною вещий Олег

При звоне веселом стакана.

И кудри их белы, как утренний снег

Над славной главою кургана...

Они поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они...

 

«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —

Скажите, где конь мой ретивый[7]?

Здоров ли? все так же ль легок его бег?

Все тот же ль он бурный, игривый?»

И внемлет ответу[8]: на холме крутом

Давно уж почил непробудным он сном.

 

Могучий Олег головою поник

И думает: «Что же гаданье?

Кудесник, ты лживый, безумный старик!

Презреть бы твое предсказанье!

Мой конь и доныне носил бы меня».

И хочет увидеть он кости коня.

 

Вот едет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старые гости,

И видят — на холме, у брега Днепра,

Лежат благородные кости;

Их моют дожди, засыпает их пыль,

И ветер волнует над ними ковыль.

 

Князь тихо на череп коня наступил

И молвил: «Спи, друг одинокой!

Твой старый хозяин тебя пережил:

На тризне[9], уже недалекой,

Не ты под секирой ковыль обагришь

И жаркою кровью мой прах напоишь!

 

Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!»

Из мертвой главы гробовая змея,

Шипя, между тем выползала;

Как черная лента, вкруг ног обвилась,

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

 

Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега;

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега;

Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

 

Вы прочитали стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Что вас взволновало, что запомнилось?


с.28–29 ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1.Прочитайте стихотворение про себя. Когда и где происходят со­бытия? Расскажите о нравах, обычаях того далекого времени, используя слова и выражения из текста.

2.Каким вы представляете князя Олега? Определите эпизоды, которые помогут вам в этом. Обратите внимание на описание внешнего облика князя, манеру держаться, поведение в момент разговора с кудесником; на его размышления над предсказани­ем, отношение к коню.

3.Каким вы представляете кудесника? Откуда он появляется пе­ред княжеской дружиной? Какие эпитеты употребляет Пушкин, характеризуя его внешний облик, речь, поведение?

4.Какой эпизод в стихотворении самый напряженный, волнующий? Подробно опишите участников эпизода, их речь, поведение.

5.Какие детали свидетельствуют о том, что между предсказанием кудесника и смертью князя прошло много времени?

 

ОБОБЩАЕМ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ

1.Почему А. С. Пушкин изображает рядом с князем Олегом «вдох­новенного» кудесника?

2.Почему стихотворение заканчивается не описанием смерти Олега, а описанием тризны?

3.Подготовьте выразительное чтение отрывка из стихотворения. Передайте свое отношение к событиям и героям.

4.Докажите, что стихотворение Пушкина — эпическое произведение.

 



2015-11-10 891 Обсуждений (0)
ОБОБЩАЕМ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБОБЩАЕМ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (891)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)