Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды и характеристика словесных методов обучения применяемых на уроках основы безопасности жизнедеятельности



2015-11-10 4395 Обсуждений (0)
Виды и характеристика словесных методов обучения применяемых на уроках основы безопасности жизнедеятельности 4.75 из 5.00 4 оценки




Устное изложение и обсуждение учебного материала осуществляется в виде рассказа‚ беседы, объяснения‚ инструктирования и лекции.

1. Рассказ. Представляет собой последовательное‚ образное и эмоциональное изложение учебного материала педагогом или учащимся, для создания целостной яркой картины, передачи сложной мысли в ее цельном логическом развитии.

Для рассказа характерно наличие трех составных элементов: завязка, кульминация и развязка. Этот вид словесных методов достаточно часто применяется на уроках ОБЖ: при знакомстве учащихся с историей открытий, биографией ученого, с описанием каких-либо явлений природы, фактов из жизни человека. Иногда рассказ учителя приближается к научно-художественному повествованию с сюжетной линией. Рассказ позволяет учащимся не только усвоить сведения и факты‚ но и обучает их умению последовательно излагать материал.

Однако словесная форма изложения, как правило, быстро утомляет учащихся, особенно младших классов. Ученикам 5-7 классов трудно сосредоточить свое внимание более 10-25 мин при восприятии рассказа и запомнить его. Поэтому повествовательное изложение материала учителем сопровождается только несколькими вопросами в соответствии с логикой содержания. Эта форма изложения материала может быть использована в работе с детьми и подростками всех возрастов‚ но наибольший обучающе-развивающий эффект дает при обучении младших школьников.

Рассказ обычно используется, когда нужно воздействовать не только на ум, но и на волю, воображение, чувства учащихся. В связи с этим учителю важно продумать содержание и форму изложения, интонацию, риторические приемы, жесты.

2. Беседа. Этот вид словесного метода предполагает вопросно-ответную форму обсуждения учебного содержания, при которой происходит обмен мнениями. Участниками беседы являются учитель и ученики. Целенаправленность беседы определяется конкретным вопросом, который необходимо раскрыть, привлекая знания учащихся. Заканчивается беседа определенным выводом и обобщением. Беседа строится на известном учащимся или частично известном материале. Задача беседы состоит в том‚ чтобы использовать знания и личный опыт учащихся для активации их деятельности и вовлечения в самостоятельный поиск путей разрешения проблем и противоречий.

Беседу часто используют для повторения учебного материала, для закрепления в конце урока, в начале новой темы, чтобы подвести учащихся к восприятию новых сведений и пр. По ходу урока учитель должен усложнить вопросы, включаемые в беседу. При соответствующих вопросах и ответы будут развиваться, усложняться. Таким образом, учащиеся продвигаются к решению все более сложных логических задач, что и является важным условием умственного развития.

3. Объяснение. Данная форма изложения учебного материала‚ предполагает раскрытие смысла событий‚ явлений‚ действий и процессов. Чаще всего применяется при изучении теоретического материала‚ решении различных задач‚ а также используется и во время экскурсии. Объяснение характеризует четкое, логическое изложение учебного материала на основе анализа фактов и доказательств с последующей формулировкой выводов. Объяснение включает в себя рассуждения.

Объяснение наиболее эффективно при обучении детей среднего и старшего школьного возраста.

Объяснением является и инструктаж по проведению практической работы, который должен быть кратким, четким и точным. Например, краткие рекомендации и указания о порядке выполнения того или иного приема‚ действия‚ задачи.

4. Школьная лекция. Этомонологический способ изложения объемного материала. Лекция предполагает непрерывный процесс подачи материала, который позволяет дать большой объем информации за короткое время. Она представляет собой развернутое изложение достаточно крупных теоретических и практических вопросов. В ней в разном сочетании применяются элементы повествования и описания, объяснения и доказательства, анализируются факты и приводятся примеры, делаются обобщения и выводы.

В школе лекция – это устное изложение учебного содержания в течение не менее 20-25 мин. В зависимости от содержания и подготовленности учащихся лекция может перемежаться рассказом или беседой. Обычно на лекцию выносится очень объемный учебный материал или недостаточно хорошо изложенный в учебнике. Применение лекции требует от учителя обязательной постановки главного вопроса урока (темы урока), расчленение его на ряд последовательно раскрываемых вопросов. По ходу лекции предусматриваются логические остановки для выводов по обсуждаемым вопросам и для заключения. Школьникам рекомендуется делать краткие записи и основные выводы.

Наиболее эффективными являются лекции, в ходе которых преподаватель создает проблемные ситуации, ставит перед обучаемыми вопросы, рассуждает и побуждает учащихся включиться в поиск решения возникших задач. Очень важно использовать на лекции наглядные пособия и технические средства обучения, применять различные приемы по активизации познавательной деятельности учащихся.

Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи в применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.

Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.

Применение лекции как метода обучения в условиях современной школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью. Именно этим объясняется тот факт, что в старших классах удельный вес лекции в последнее время стал возрастать.

Лекции чаще применяются в старших классах (в среднем звене, как правило, присутствуют только элементы лекции), что важно для подготовки учеников к целостному восприятию лекций. Старшие школьники уже готовы к достаточно продолжительному техническому, физиологическому и умственному напряжению.

 



2015-11-10 4395 Обсуждений (0)
Виды и характеристика словесных методов обучения применяемых на уроках основы безопасности жизнедеятельности 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Виды и характеристика словесных методов обучения применяемых на уроках основы безопасности жизнедеятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4395)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)