Формы обученияпредставляют собой целенаправленную, хорошо организованную и методически оснащенную систему взаимоотношений преподавателя и учащихся. Результатом такого взаимодействия является повышение профессионального мастерства преподавателя и прочное усвоение обучаемыми знаний, навыков и умений.
Формы обучения можно подразделить на группы:
• учебно-плановые, включающие теоретические, практические и
тренировочные занятия;
• внеурочные и внешкольные (кружки, школы, конференции, выставки,
массовые праздники, различного рода состязания, конкурсы,
олимпиады, викторины).
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации: содержания, обучающих средств, методов обучения.
В педагогике все формы обучения по степени сложности подразделяются на: простые, составные, комплексные.
Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация, диспут, культпоход, «бой эрудитов», шахматный турнир, концерт и т.п.
Составные формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это: урок, конкурс профмастерства, праздничный вечер, трудовой десант, конференция, КВН.
Например, урок может содержать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады и пр.
Комплексные формы обучения создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм, к ним относятся: дни открытых дверей, дни, посвященные выбранной профессии, дни защиты детей, недели театра, книги, музыки, спорта и т.д.
Организационных форм обучения множество, но, говоря о них, выделяют следующие группы:
· формы организации всей системы обучения (их еще называют системами обучения);
· формами организации обучения являются: урок, лекция, семинар, зачет, консультация, практика и пр.;
· формы учебной деятельности учащегося (виды);
· формы организации текущей учебной работы класса, группы.
Конечно же, каждая из этих групп является, по сути, самостоятельным и отличным от других явлением. Однако педагогика пока не нашла для них отдельных названий и не определила их точный состав.
Типы, структура и технология уроков
Учебно-плановые занятияявляются ведущей формой обучения и выполняют главную обучающе-образовательную функцию по передаче-усвоению новых знаний, навыков и умений. Как правило, эта форма занятий реализуется в виде урока.Урок следует планировать и проводить так, чтобы на нем произошло полное усвоение учебного материала всеми обучаемыми. Поэтому уроки должны быть разнообразными, соответствующими особенностям содержания и уровню подготовки учащихся.
Типы уроков
| Структура уроков
|
1. Уроки усвоения нового
материала
| – организация восприятия;
– организация осмысления;
– организация закрепления;
– организация применения знаний
|
2. Уроки формирования знаний, умений и навыков
| – показ образцов действий;
– организация осмысления;
– организация применения в условиях разной новизны и сложности;
– закрепление при выполнении самостоятельной работы
|
3. Повторительно-обобщающие уроки
| – отбор знаний;
– их актуализация;
– синтез прежних и новых знаний;
– обобщающие выводы
|
Структура урока, состоит из 8 этапов:
1. Этап организации урока.
2. Этап проверки домашнего задания.
3. Этап всесторонней проверки знаний.
4. Этап постановки цели урока.
5. Этап усвоения новых знаний, умений и навыков.
6. Этап проверки понимания учащимися нового материала.
7. Этап закрепления нового материала.
8. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Показатели урока:
1. Дидактическая задача этапа (обучающая).
2. Содержание этапа.
3. Условия выполнения.
4. Показатель выполнения.
ТЕХНОЛОГИЯ УРОКА
Показатели урока
| Характеристика
| |
1. Этап организации урока
| |
Дидактическая задача этапа
| • Подготовка учащихся к работе на уроке.
| |
Содержание этапа
| 1. Взаимное приветствие.
2. Определение отсутствующих.
3. Проверка внешнего состояния классного помещения.
4. Проверка подготовки учащихся к уроку.
5.Организация внимания.
| |
Условия выполнения
| 1. Требовательность, сдержанность, собранность учителя.
2. Отсутствие многословия.
3. Ярко выраженная волевая направленность.
| |
Показатель выполнения
| 1. Кратковременность организации процесса.
2. Полная готовность класса к работе.
3. Полная готовность оборудования к уроку.
4. Быстрое включение класса в деловой ритм.
5. Организация внимания всех учащихся.
| |
2. Этап проверки домашнего задания
| |
Дидактическая задача этапа
| • Установить правильность и сознательное выполнение домашнего задания всем классом; установить пробелы.
| |
Содержание этапа
| 1. Выявление уровня знаний заданного на дом материала.
2. Определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления.
3. Ликвидация обнаруженных пробелов.
| |
Условия выполнения
| 1. Оперативность учителя и целевая направленность его деятельности.
2. Использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства учащихся.
| |
Показатель выполнения
| 1. Выявление учителем за короткий промежуток времени 7-10 минут выполнения домашнего задания у большинства учащихся.
2. Ликвидация причины обнаруженных недостатков.
3. Масштабы выявления качества знаний изученного дома материала.
| |
3. Этап всесторонней проверки знаний
| |
Дидактическая задача этапа
| • Глубокая и всесторонняя проверка знаний 1-4 учеников, выявление причины обнаруженных пробелов.
| |
Содержание этапа
| 1. Проверка различными методами объема и качества усвоения материала.
2. Проверка образа мышления.
3. Проверка сформированности общеучебных умений и навыков.
4. Комментирование ответов учащихся.
5. Оценка их знаний и умений.
| |
Условия выполнения
| 1. Практика постановки дополнительных вопросов.
2. Создание нестандартных условий.
3. Привлечение специальными заданиями всех учащихся к активной работе.
4. Создание атмосферы серьезности, важности работы.
| |
Показатель выполнения
| 1. Проверка объема знаний, глубины, осознанности.
2. Умение использовать знания на практике.
3. Рецензирование ответов, выделение «+» и «-».
4. Указание на то, что нужно сделать для устранения ошибок.
| |
4. Этап постановки цели урока
| |
Дидактическая задача этапа
| • Организация и направление познавательной деятельности учащихся.
| |
Содержание этапа
| 1. Сообщение темы, цели, задач изучения нового материала.
2. Показ практической значимости изучения нового материала.
3. Постановка учебной проблемы.
| |
Условия выполнения
| 1. Предварительное обдумывание учителем формируемых целей, задач и практической значимости материала.
2. Фиксация этого в плане урока.
3. Умение четко и однозначно определить цель урока.
|
Показатель выполнения
| 1. Активность познавательной деятельности учащихся, интерес к новому материалу.
2. Эффективное восприятие и осмысление нового материала.
3. Понимание учащимися значимости изучаемого материала.
|
5. Этап усвоения новых знаний, умений и навыков
|
Дидактическая задача этапа
| • Формирование у учащихся представления и понятия об изучаемых фактах, явлениях, процессах.
|
Содержание этапа
| 1. Организация внимания.
2. Сообщение нового материала.
3. Одновременная организация восприятия и осознания изучаемого материала.
4. Организация первичного обобщения и систематизация.
|
Условия выполнения
| 1. Актуализация опорных знаний учащихся.
2. Применение различных способов активизации мыслительной деятельности.
|
Показатель выполнения
| 1. Качество ответов учащихся на следующих этапах урока.
2. Правильность ответа.
3. Активное участие в подведении итогов урока.
|
6. Этап проверки понимания учащимися нового материала
|
Дидактическая задача этапа
| • Установление осознанного понимания учащимися новых знаний, умений, устранение пробелов.
|
Содержание этапа
| 1. Проверка учителем глубины осмысления материала.
2. Проверка понимания сущности новых понятий.
|
Условия выполнения
| 1. Использование вопросов направленных на активизацию мыслительной деятельности и ее самостоятельность.
2. Обращение к классу по поводу ответа одного ученика (уточнить у всего класса).
|
Показатель выполнения
| 1. Опрос средних и слабых учащихся.
2. Устранение пробелов в понимании материала.
|
7. Этап закрепления нового материала
| |
Дидактическая задача этапа
| • Закрепление в памяти учащихся знаний и умений, которые необходимы для самостоятельной работы дома.
| |
Содержание этапа
| 1. Закрепление сообщаемых знаний и умений.
2. Закрепление методики изучаемого вопроса.
| |
Условия выполнения
| 1. Припоминание и оперирование знаниями.
2. Использование различных способов закрепления.
| |
Показатель выполнения
| 1. Умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями.
2. Выявление существенных признаков ведущих понятий.
| |
8. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
| |
Дидактическая задача этапа
| • Сообщение учащимся о домашнем задании и разъяснение методики его выполнения.
| |
Содержание этапа
| 1. Подведение итогов урока.
2. Инструктаж о выполнении домашнего задания.
| |
Условия выполнения
| 1. Систематическое выполнение этапа до звонка.
| |
Показатель выполнения
| 1. Правильное выполнение домашнего задания.
| |
| | | | | | |