СИСТЕМА ПИСЬМЕННЫЙ РАБОТ
ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА № 1 Тема: ТРАНСКРИБИРОВАНИЕ ТЕКСТА. ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА ЦЕЛЬ: закрепление навыков транскрибирования текста фонетической транскрипцией; отработка умения характеризовать гласные и согласные звуки с учетом их отличительных признаков, находить в тексте и объяснять фонетические процессы. Оборудование:орфоэпические словари Задание №1. Записать фонетической транскрипцией текст данного варианта. Методика выполнения: Транскрибируемый текст заключается в квадратные скобки; все слова пишутся со строчной буквы; знаков препинания не ставится, так же как и знаков переноса. Ставятся знаки фразовых (/) и текстовых (//) пауз, а также знаки проклитик и энклитик. Обозначаются ударение, мягкость согласных, долгота звуков (соответствующими знаками). Обозначаются все позиционные мены гласных и согласных звуков, иными словами, транскрипция фиксирует с возможной точностью звучащую речь. Типичные ошибки в транскрипции: 1. Необозначение мягкости согласных звуков. 2. Неправильное обозначение звука «йот». 3. Неправильное обозначение редуцированных гласных. 4. Необозначение пауз, нерасстановка ударений, скобок, написание слов с боль-шой буквы, необозначение проклитик и энклитик.
Образец транскрипции: И за всю войну впервые В честь победы огневые Немца нет перед тобой. Грянут залпы над Москвой. [ изΛфс’о•у´ вΛйн°у´ фп’иэрвы´jь / н’•э´мцъ н’•э´т п’ьр’ьттΛб°о´й // фч’•э´•с’т’ пΛб’•э´ды Λгн’иэвы´jь / гр’•а´н°уд за´лпы нъдмΛскв°о´й // ]
Задание № 2. Артикуляционная характеристика звуков. Охарактеризовать все звуки по их классификационным признакам в любом трехсложном (не менее) слове, взятом из анализируемого вами текста Образец выполнения: ВПОЛОВИНУ – [ФПЪЛΛВ’•И´Н°У] [Ф] – согласный, губно-зубной, щелевой, твердый, глухой (парный); [П] – согласный, губно-губной, взрывной, твердый, глухой (парный); [Ъ] – гласный, редуцированный 2-ой степени, ср. ряда, ср. подъема; [Л] – согласный, зубной, боковой (щелевой), твердый, сонорный; [Λ] – гласный, редуцированный 1-ой степени, средне-нижнего подъема, средне-заднего ряда, нелабиализованный; [В’] – согласный, губно-зубной, щелевой (срединный), мягкий, звонкий (парный); [•И´] – гласный, ударный, верхнего подъема, перед. ряда, нелабиализованный, измененный на начальной стадии образования: аккомодация односторонняя, прогрессивная; [Н°] – согласный, зубной, носовой, твердый, сонорный, лабиализованный [У] – гласный, безударный, верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный. Типичные ошибки при выполнении задания:
1. Указываются не все признаки звука. 2. Слово неверно транскрибируется, а потому задание выполняется с ошибками. 3. Неверно пишутся термины, например, делаются орфографические ошибки в словах «сонорный», «лабиализованный», «аккомодация» и др. Задание №3. Указать все фонетические процессы в тексте, охарактеризовать их. Справочные материалы к заданию: А) звуковые процессы в области гласных звуков: 1) редукция качественная 1-ой степени/ 2-ой степени; 2) количественная редукция; 3) аккомодация переднерядных гласных (и,э); 4) аккомодация непереднерядных гласных (а, о, у, ы); 5) аккомодация односторонняя/ двусторонняя; прогрессивная/ регрессивная; 6) переход И в Ы. Б) звуковые процессы в области согласных звуков: 1) ассимиляция:по глухости/ звонкости; по мягкости; полная (по месту образования/ по способу образования)/ частичная; контактная/ дистантная; 2) диссимиляция: по месту образования/ по способу образования; контактная/ дистантная; прогрессивная/ регрессивная; 3) аккомодация (лабиализация): 4) явление конца слова; 5) упрощение групп согласных; 6) диэреза; гаплология, 7) протеза, метатеза, эпентеза. Образец выполнения задания: Подсказку –[пΛтскаск°у] В данном слове наблюдаются следующие фонетические процессы: 1) в области гласных звуков: качественная редукция 1-ой степени в приставке: о//Λ; количественная редукция звука [у] в окончании существительного; 2) в области согласных звуков: ассимиляция по глухости (в приставке: д//т) – частичная, регрессивная, контактная; (в корне: з//с) – частичная, регрессивная, контактная; 3) аккомодация согласного звука [к] (лабиализация: к°у) ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА № 2 Тема: ПОЗИЦИОННАЯ МЕНА ЗВУКОВ Цель: закрепить знания о системе гласных и согласных звуков и выработать умение анализировать их в речевом потоке с учетом законов их позиционных изменений. Задание: в тексте транскрипции к лабораторной работе № 1 найти все случаи позиционноймены согласных и гласных звуков; выполняйте строго по образцу. Методика выполнения: 1. Найдите звуки в слабых позициях (для гласных звуков (ГЗ)– все безударные позиции являются слабыми); для согласных звуков (СЗ) – 1) конец слова; 2) шумный СЗ в позиции перед шумным СЗ; 3) СЗ в позиции перед гласным ’Э и его позиционными вариантами; 4) взрывные СЗ (д, т) в позиции перед аффрикатами (ц,ч); 5) свистящие СЗ (з,с) в позиции перед шипящими СЗ (ч, ш, щ, ж). 2. Определите морфему, в которой находится проверяемый звук. 3. Проверяемый звук поставьте в сильную позицию в пределах той же самой морфемы. Помните, что проверяемые ГЗ и СЗ в корне проверяются подбором однокоренных слов; в других морфемах проверка звуков в слабых позициях осуществляется подбором одноморфемных слов, где проверяемые звуки находятся в сильных позициях. 4. Сильной позицией для ГЗ является позиция под ударением. 5. Для СЗ существуют сильные позиции по глухости/звонкости и твердости/мягкости. По глухости/звонкости сильными позициями являются следующие: а) перед любым ГЗ; б) перед сонорными звуками (м,н,р,л); в) перед звуками в, j. (В этих позициях глухие и звонкие СЗ различаются). По твердости/мягкости сильными позициями являются следующие: а) перед любым ГЗ, кроме звука ’Э и его вариантами; б) абсолютный конец слова. (В этих позициях твердые и мягкие СЗ различаются). 6. Если проверяемый звук нельзя поставить в сильную позицию в пределах данной морфемы, то его не следует брать для анализа. 7. Примеры должны быть на разные случаи позиционной мены. При выполнении задания пользуйтесь методикой нахождения п/мен звуков и используйте таблицу «Позиционная мена гласных звуков».
Образец выполнения задания: Позиционная мена гласных и согласных звуков
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1301)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |