ХУ.5.4. Психогигиеническое значение психологического климата в коллективе
Спортивный коллектив — это всегда (независимо от того, игровая это команда или единоборцы) совокупность людей, главной чертой характера которых является стремление побеждать, быть первым, потому что без этого качества человек не может быть спортсменом. Спортсмен, особенно добившийся больших успехов, нередко имеет сложный характер. Во многом это объясняется необходимостью уметь входить в особое психическое состояние, когда наиболее полно реализуются его физические и технические возможности, частой чрезмерной нагрузкой на эмоционально-чувственную сферу, неопределенностью достижения намеченного результата, что всегда вызывает отрицательные эмоции (П. В. Симонов). Нельзя сбрасывать со счета и атмосферу острого спортивного соперничества, которое обязательно присутствует в коллективе. Это заставляет очень внимательно относиться к вопросам внутри-групповых отношений. Самую главную группу составляет пара тренер — спортсмен. От тренера требуется проявление особого такта во взаимоотношениях со спортсменом, умение найти те мотивационные струны в характере спортсмена,, которые бы позволили наиболее рационально управлять им. Причем это управление должно быть деликатным, ненавязчивым, исключающим ненужный диктат или, наоборот, излишнее панибратство. Надо всегда помнить, что тренер — фигура, на которую спортсмен должен смотреть как на своего наставника, на человека, способного учить, помогать словом и делом, быть рядом всегда, когда это нужно, проявить волю, выдержку, хладнокровие в тяжелые моменты. Особое значение приобретает роль тренера при стремительном росте спортивных успехов ученика. Большой ошибкой является противопоставление такого спортсмена коллективу, предоставление ему прав, которые не имеют другие члены команды. Это не только всегда чревато внутригрупповыми конфликтами, но и во многом оказывается губительным для самого спортсмена. Развивающаяся при этом «звездная болезнь», стремление к стяжательству, внесение в спорт психологии делячества в последующем могут оказаться неизлечимыми. Отношения между спортсменами в коллективе также представляют трудности. С одной стороны, они чаще всего соперники. С другой — люди, которые должны вместе жить, проводить досуг, тренироваться, делить все сложности, связанные с переездами, участием в соревнованиях. В зависимости от требований ситуации они могут то объединяться в группу (например, в сборную команду), то становиться соперниками, которые, владея специально выработанной тактикой особого психологического давления на противника, стремятся заставить его проиграть еще до старта. Это во многом осложняет психологический климат в коллективе. Важное значение имеет организация досуга спортсменов, умение так переключать их интересы, проводя вечера самодеятельности, викторины, соревнования эрудитов и т. п., чтобы соперники на спортивных аренах в обычной жизни оставались друзьями. Тренер, врач команды, психолог и другие специалисты, работающие со спортсменами, должны внимательно следить за внутригрупповыми взаимоотношениями, вовремя устраняя ненужные конфликты. Большое значение имеет правильная работа комсомольской организации. Комсорг команды обязан совместно с тренером систематически проводить идейно-воспитательную pa-1 боту, подчеркивая и демонстрируя лучшие качества советского человека: патриотизм, верность долгу; чувство товарищества, | коллективизма и др. Ровные отношения спортсменов в коллективе, исключающие формирование мелких групп, объединенных нередко и мелкими | интересами,— важный фактор, оздоравливающий психологический | климат. Не акцентирование спортивных заслуг, а поощрение спортсмена как личности — характерная черта здорового коллектива. Итак, психологический климат в спортивном коллективе — явление сложное, но вполне управляемое. Для этого нужен тренер- 1 ский опыт, педагогическая подготовка, искусство наставника, вое- | питателя, психолога. Психогигиена — важная составная часть тренерской работы. Без охраны психического здоровья отдельного спортсмена и целого» коллектива не может быть успешной подготовка высококвалифицированных спортсменов. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие.................................................................... , з Первый раздел. Общая психология................................................. 5 Глава I. Общие вопросы психологии (В. М. Мельников) ..... — 1.1. Предмет психологии как науки............................................................. — 1.2. Практическое значение психологии для педагогов в области 1.3. Психика и мозг............................................................................................... 8 1.4. Методы психологии (В. М. Мельников, Л. Т. Ямполь- 1.5. Психологическая теория деятельности (И. П. Волков) ......... 18 II.I. Ощущения................................................................................ , , , — II. 1.1. Физиологические основы ощущений................................................... 26 II. 1.2. Ощущения в свете ленинской теории отражения ... — II. 1.3. Классификация ощущений........................................................................ 27 II.1.4. Закономерности ощущений............................................................. 28 II. 1.5. Роль ощущений в спортивной деятельности............................................... 31 II.2 Восприятие ........................................................................................... — П.2.1. Особенности восприятия........................................................................... — 11.2.2. Физиологические основы восприятия............................................... 33 11.2.3. Классификация восприятий.............................................................. — И.2.4. Восприятие как деятельность.................................................. 36 И.З. Внимание ................................................................................................. 37 П.3.1. Физиологические основы внимания............................................................ — 11.3.2. Виды внимания ................................................................................ 38 П.3.3. Свойства внимания.................................................................................. 39 11.3.4. Значение внимания в деятельности человека .... 4* 11.4. Память ................................................................................................ 42 П.4.1. Основные процессы памяти....................................................................... — П.4.2. Память в свете современной науки......................................... 43 П.4.3. Виды памяти ..................................................................... 44 11.4.4. Понятие о представлении ...................................................... 46 П.4.5. Индивидуальные различия памяти и ее развитие . . 47 11.5. Мышление ....;-........................................................................... 48 11.5.1. Физиологические механизмы мышления.............................................. 49 11.5.2. Логика и психология мышления.......................................................... — 11.5.3. Мышление как процесс................................................................ 50 11.5.4. Мышление и решение задач..................................................... 52 11.5.5. Виды мышления......................................................................... 53 11.5.6. Качества мышления.............................................................................. 54 11.6. Воображение..................................................................................................... 55 Н.6.1. Виды воображения......................................................................... 56 11.6.2. Воображение и творческая деятельность личности . . 57 11.6.3. Значение воображения в спортивной деятельности . . 58 11.7. Речь .............................................. <............................................. 59 11.7.1. Физиологические основы речи........................................................... 60 П.7.2. Функции и виды речи..................................................................... — 11.7.3. Основные свойства речи......................................................................... 61 II.8. Эмоции и чувства...................................................................................... 62 11.8.1. Физиологические основы эмоций....................................................... 63 11.8.2. Основные функции эмоций и чувств.................................... — 11.8.3. Качественные характеристики эмоций ........................... 64 11.8.4. Динамика эмоций и чувств........................................................ — 11.8.5. Роль эмоций в жизни человека...................................................... 65 П.9. Воля и волевые действия.................................................................... II.9.1. Воля и другие психические процессы................................ 66: 11.9.2 Физиологические основы воли................................................. 67 11.9.3 Волевые действия и их структура........................................ 68 11.9.4 Волевые качества личности и их формирование ... 69
111.1. Личность как предмет психологического исследования. По 111.2. Потребности, установки, мотивы.................................................... 73
111.2.1. Категория потребности ............................................... - __ 111.2.2. Категория установки............................................................... fg II 1.2.3. Категория мотива............................................................................ 77 Ш.З. Способности ...................................................................................... 79 1 III.3.1. Признаки способностей........................................................... __ Ш.З.2. Способности и задатки............................................................ 81 111.3.3. Виды способностей........................................................................ 83 III.4. Свойства личности.................................................................................... 88 III.4.1. Понятие о свойствах личности..................................................... — II 1.4.2. Классификация свойств личности ........ 89 ,« Ш.4.3. Типы личности.......................................................................... 92 Глава IV. Психические состояния (В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский) 107 IV. 1. Состояние утомления ............................................................................... IV.2. Состояние монотонии..................................................................... , 109 IV.3. Состояние психической напряженности .................................. 111 Глава V. Психология общения и коллектива (И. П. Волков) .... ИЗ людей __ V. 1.1. Понятие общения.................................................................................. V.I.2. Взаимное восприятие и понимание........................................... U4 V.I.3. Функции и средства общения................................................... ц$ V.I.4. Средства общения...................................................................... \\q V.I.5. Типы и виды общения............................................................ . \yj V.I.6. Общение и взаимовлияние......................................................... Ц9 V.2. Сравнительный анализ индивидуальной и групповой дея V.2.I. Эффект присутствия....................................................................... 122 V.2.2. Эффект совместного действия............................................................ 123 V.3. Социальная психология малых групп и коллективов .... 124 V.3.I. Понятие о группе и коллективе............................................... —. V.3.2. Классификация малых групп ................................................ 125 V.3.3. Поэтапное развитие малых групп .................................... 126 V.3.4. Референтные группы ...................................................................... 128 V.3.5. Групповая структура и динамика .................................... 129 Второй раздел. Возрастная и педагогическая психология {Л. Н. Данилина)..................................................................... 132 Глава VI.Возрастная психология....................................................................... — VI.1. Закономерности психического развития в онтогенезе ... —■ VI. 1.1. Факторы развития.................................................................... — VI.1.2. Особенности развития ............................................................... 134 VI.1.3. Возрастная периодизация ............................................... 136 VI.2. Психологические особенности школьника младшего возраста 138 VI.2.1. Краткая характеристика возраста.......................................... — VI.2.2. Некоторые особенности психофизического развития . 139 VI.2.3. Развитие познавательных процессов .................................. —' >'VI.2.4. Развитие эмоционально-волевой сферы личности . . . 143 VI.3. Психологические особенности подростка . . . . . . . 145 VI.3.1. Краткая характеристика возраста ............................. —* VI.3.2. Некоторые психологические особенности подростка в связи с особенностями физического развития ........................... VI.3.3. Развитие познавательных процессов и осознанности выполнения движений ............................................................................... 147 VI.3.4. Эмоции и воля, их проявление и развитие при выпол VI.3.5. Личностные особенности и их учет в работе по физи VI.4. Психологические особенности школьника старшего возраста 152 VI.4.1. Краткая характеристика возраста............................................. — VI.4.2. Умственное развитие........................................................................ 153 VI.4.3. Развитие личности.................................................. , . . . 154 Глава VII.Педагогическая психология............................................................. 158 VII. 1. Психология обучения........................................................................ — VII.1.1. Сущность обучения .................................................................... —■ VI 1.1.2. Учение как особый вид деятельности................................... —■ VII. 1.3. Управление процессом обучения ........ 159 VII.1.4. Содержание обучения ..................................................... 160 VII.1.5. Методы обучения........................................................................... 161 VI 1.2. Психология воспитания................................................................... 163 VII.2.1. Сущность процесса воспитания ......... — VII.2.2. Психологические основы самовоспитания.................................. 165 Третий раздел. Психология физического воспитания. (Л. Я. Данилина)............................................................................. : 167 Глава VIII.Психологическая характеристика физического воспитания (В. М. Мельников) . ,........................................ Г . . 167 VII 1.1. Психологическая характеристика деятельности в физиче VIII.1.1. Понятие о предмете психологии физического воспи VIII.1.2. Деятельность в физическом воспитании и спорте . .... 168 Глава IX. Психологические основы обучения и воспитания .... 171 IX. 1. Психологические основы обучения двигательным навыкам . — IX. 1.1. Психологическая структура двигательного действия . — навыка ........................................................................................................ 172 IX.2. Развитие психомоторных и познавательных психических про IX.3. Развитие эмоционально-волевой сферы в процессе физическо IX.4. Психологические основы формирования личности в физиче IX.4.1. Решение общевоспитательных задач на уроках физи IX.4.2. Специфические психологические особенности воспита IX.4.3. Организация самовоспитания в целях эффективности занятий физической культурой................................................................... 182 IX.5. Социально-психологические аспекты физического воспитания 184 учителя физической культуры............................................................................ 189 IX.6.1. Общие требования к деятельности и личности учителя физической культуры........................................................................................... — IX.6.2. Объективные и субъективные трудности в деятельно IX.6.3. Структура деятельности учителя физической культуры 192 IX.6.4. Психологические основы педагогического такта ... 194 Четвертый раздел. Психология спорта...................................... 195 Глава X.Общие вопросы психологии спорта (В. М. Мельников) . . — Х.1. Предмет психологии спорта.......................................................................... — Х.2. Исторический очерк развития психологии спорта в СССР . . 196 Х.З. Психология спорта в системе наук........................................................... 198 ■ 365 Х.4. Задачи психологии спорта ............................................... « . , 199 Глава XI.Спорт как специфический вил человеческой деятельности (Г. Д. Горбунов, В. В. Медведев)....................................................... 202 XI.1. Психологические особенности спортивной деятельности . ........ — XI. 1.2. Психологическая характеристика спорта как вида де XI. 1.3 Социальные функции спортивной деятельности . . 204 деятельности ...................................................................................... 206 XI. 1.5. Структура спортивной деятельности........................................ 207 XI.2. Психологические особенности тренировочной деятельности . 208 процесса ................................................................................................... — XI.2.2. Психическое напряжение и перенапряжение в трени XI.2.3. Психологические условия результативности тренировоч XI.3. Психология спортивного соревнования ........ 213 XI.3.1. Психологические особенности спортивного соревнования.... — XI.3.3. Причины, влияющие на динамику предсоревнователь- ного психического напряжения........................................................... 216 Глава XII. Психологические основы обучения и совершенствования в спорте (В. В. Медведев)....................................................... 219 ХИЛ. Понятие о процессе обучения и спортивного совершенство XI 1.2. Психологические основы физической подготовки .... 220 XII.2.1. Психологические особенности физической подготовки — ХН.2.2. Особенности осознания физических качеств .... 221 физических качеств.......................................................................... 222 ХН.2.4. Специализированные восприятия физических качеств и их взаимодействие с двигательными навыками . . . . . 224 XI 1.3. Психологические основы технической подготовки .... 226 XI 1.3.1. Психологические особенности технической подготовки — психических процессов и функций............................................ 227 XI.3.3. Психологические особенности двигательных навыков . 231 XII.3.4. Формирование двигательных навыков.................... 232 XII.4. Психологические основы тактической подготовки .... 234 XI 1.4.3. Психологические особенности планирования тактиче Глава XIII.Психология личности и коллектива в спорте (В. М. Мель XII 1.1. Психология личности спортсмена ,...................................................... — XIII.1.1. Мотивация ................................................................................. — XIII. 1.2. Спортивные способности....................................................... 247 XIII.1.3. Индивидуально-психологические особенности лично XIII.2. Психологические особенности спортивного коллектива . ......... 256 XIII.2.2. Формальная структура спортивной команды .... 258 XIП.2.3. Неформальная структура спортивной команды . . 261 Глава XIV.Спортивная психодиагностика (В. М. Мельников, Л. Т. Ям XIV.I. Теория психодиагностических измерений ................................... 266 XIV.1.1. Надежность....................................................................................... — XIV.1.2. Валидность ............................................................................... 269 XIV. 1.3. Стандартизация ............................................................... 273 XIV.1.4. Практичность ........................................................................... 275 XIV. 1.5. Прогностическая ценность............................................................. — XIV.2. Методика психодиагностических измерений в спорте . . . 276- XIV.2.2. Методы исследования психических процессов . . 282" XIV.2.3. Методы исследования личности ............................... 287 XIV.2.4. Методы диагностики функциональных состояний . . 295 XIV.2.5. Методы изучения групповой деятельности .... 299 XIV.3. Психология спортивного отбора ...................................................... 302 XIV.3.1. Основные методологические принципы психологиче XIV.3.2. Система психологического отбора спортсменов . . . 304 (Г. Д. Горбунов).............................................................................. 311 XV. 1. Содержание психологического обеспечения спортивной дея XV.2. Психолого-педагогические и психогигиенические рекоменда XV.3. Психологическая подготовка ,...................................................... 318 XV.3.1. Понятие о психологической подготовке........................................ — XV.3.2. Психологическая подготовка тренера .................................. 320 XV.3.3. Психологическая подготовка спортсмена к продолжи XV.3.4. Общая психологическая подготовка спортсмена к со XV.3.5. Специальная психологическая подготовка к конкрет XV.3.6. Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена в условиях соревнований ................................................... 342 XV.4. Методы психорегуляции (В. П. Некрасов)............................................. 346 XV.5. Психогигиена спорта {В. П. Некрасов)................................................... 352 XV.5.1. Методы восстановления психической работоспособно- сти ........................................................ u ..-•»•• XV.5.2. Регуляция психических состоянии......................................... о55 XV.5.3. Психогигиена и психофармакология (Л. Т. Ямпольский)..... 359
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (658)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |