Сознание. Самосознание (практическое занятие)
1. Согласны ли Вы с приведенными тезисами? Найдите в них ошибки или неточности, если они есть. А. Сознание – есть отражение действительности – истинное или превратное. Б. При объективном изучении человека психолог не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием. Сознание и его подразделения являются, поэтому, не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить – в замаскированной, правда, форме – старое религиозное понятие души. В. Мое отношение к моей среде есть мое сознание. Г. Если психика связана с рефлексами, значит, психика и сознание и есть рефлекс. 2. Выберите правильный ответ и обоснуйте его: рефлексия присуща человеку с… А) адекватной самооценкой; Б) завышенной самооценкой; В) заниженной самооценкой. 3. Ответьте и обоснуйте: насколько истинным может быть Я-образ? 4. Роль труда в возникновении сознания подробно обосновал: А) Л. С. Выготский; Б) А. Н. Леонтьев; В) Б. Г. Ананьев; Г) И. П. Павлов.
Тема 3. Психологическая теория деятельности (6 часов, 3 экспресс-опроса): Психологическая теория деятельности (лекция). 1. Представить структуру конкретного вида деятельности, опираясь на общую структуру деятельности; 2. Определить отличие деятельности от поведения. Или это тождественные понятия? Ответ прокомментируйте (возможно, примерами). 3. Динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью – это а) общение; б) игра; в) деятельность; г) поведение. 4. Установите соответствие:
5. Вставьте пропущенные слова: Цель – это … образ … результата, на достижение которого направлено … человека.
Мотивационно-личностные аспекты деятельности (лекция). 1. Чем может быть мотивировано асоциальное и антисоциальное поведение человека? 2. Каковы могут быть типичные мотивационные конфликты в профессиональной деятельности педагога? Все ли способствуют эффективному выполнению профессиональных задач? 3. Каким образом мотивационная сфера характеризует личность? 4. Соотнесите понятия «нужда», «потребность», «мотив», «направленность». Деятельностный подход в образовании (практическое занятие). 1. Проанализируйте приведенные примеры и поясните, где речь идет о деятельности, действии, операции? а) Павлов изучает рефлексы собаки; б) Робинзон обнаруживает человеческие следы на песке; в) Том и Бекки потерялись в пещере; г) Колумб открывает Америку; д) Игрок ставит на «зеро»; е) Петр I прорубает окно в Европу; ж) Иван Грозный убивает своего сына; з) Кутузов принимает решение оставить Москву; и) Татьяна пишет письмо Онегину; к) Пан Козлевич давит на газ в «Антилопе Гну», в спешке убывая из Васюков. 2. Подумайте, сколько раз в жизни человека может произойти процесс опредмечивания одной и той же потребности. Ответ поясните. 3. Вставьте пропущенные слова в следующие суждения. а) Деятельность человека не только …, но и мотивированна. б) Сознание человека зарождается, развивается и проявляется в … в) Потребности являются источником … личности. г) Цель является предпосылкой … д) Потребности обнаруживаются в …, побуждающих к деятельности. е) Осознанная … становится мотивом поведения. 4. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. А. Образец: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : ТРУД Действие : … (сознание, рефлекс, операция, навык, интерес, человеческий фактор). Б. Образец: ЛИЧНОСТЬ : НАПРАВЛЕННОСТЬ Деятельность : … (мотив, цель, практика, потребность, активность). В. Образец: ОПЕРАЦИЯ : ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Вдевание нитки в иголку : … (кройка, построение чертежа, покупка швейной машины, выбор ткани, шитье, вышивка, выполнение шва).
Тема 4. Психические процессы (20 часов, 10 экспресс-опросов): Ощущения (лекция). 1. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:
а) А) психика – Б) ощущения; б) А) ощущение – Б) восприятие; в) А) ощущение – Б) боль; г) А) зрительные ощущения – Б) слуховые ощущения. 2. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения: а) Основным источником наших знаний о внешнем мире являются … . б) Ощущение, как всякое психическое явление, имеет … характер. в) Повышение чувствительности в результате взаимодействия … называется… . г) Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различение ощущений, называется … 3. Прокомментируйте на языке современной психологии следующие афоризмы: а) На вкус и цвет товарища нет, один другому не указчик: один любит арбуз, другой – свиной хрящик. б) В стране слепых и одноглазый король. в) Каждый повар славит свой соус. г) Своя ноша не тянет. 4. Попробуйте ответить на следующие вопросы: а) Пахнет ли роза, если ее никто не нюхает? б) Вещи и их свойства существуют объективно, а их ощущения? Почему? в) Верно ли, что для стоматолога ваша зубная боль – объективная реальность? г) Верно ли, что очкарики в очках лучше слышат? 5. О каком феномене в сфере ощущений идет речь в следующем примере? А. Р. Лурия изучал своего пациента Ш., воспринимающего все голоса людей как окрашенные. Ш. нередко говорил, что данный голос «желтый и рассыпчатый», «темно-серебрянный» или «фиолетовый». Воспринимаемые им цвета характеризовались как «звонкие», «глухие», «солнечные» или «хрустальные».
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2109)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |