Особенности РФ как формы территориального гос устройства
РФ – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Смешанная республика (полупрезидентская) – сильная представительная власть; наличие парламента; наличие правительства; возможность отставки правительства парламентом; возможность роспуска Президентом ГД; Президент избирается всенародным голосованием; Президент действует независимо от правительства и парламента. Государственную власть осуществляют: Президент РФ, ФС РФ, Правительство РФ, суды РФ (принцип разделения властей). Смешанная республика обусловлена тоталитарными привычками, отсутствием демократических традиций, а также слабо развитой партийной системой. Территориальная организация государственной власти – одна из острейших проблем государственного строительства – нахождение и поддержание оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности. Федерация смешанного типа, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Механизм регулирования федеративных отношений – двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешиваются заложенными в Конституции принципами, гарантирующими: незыблемость территориальной целостности государства; равноправие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным органам государственной власти; единство основ государственного строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные права граждан); свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и денег по всей территории государства; верховенство федерального законодательства; недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статусов членов Федерации. Конституция разграничила предметы ведения и полномочия между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов на три группы: предметы ведения РФ; предметы совместного ведения РФ и ее субъектов; предметы ведения субъектов РФ. Форма государственного устройства – способ территориального устройства государства, определяющий взаимоотношения центральной и местной властей – это национально-государственное и административно-территориальное устройство, экономическое и специальное районирование. Данная категория дает ответы на следующие вопросы: 1.как организована территория государства; из каких частей оно состоит; каково их право положение; 2.на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест. Федеративное государство (федерация)– многосоставное государство, части которого обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета). Это союзное, соединенное государство, в составе которого имеются государственные образования, обладающие значительной политической самостоятельностью. Федерация – это союз ряда государственных образований. Признаки: 1. территория состоит из территорий ее субъектов; 2. двухуровневая система органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта федерации); 3. две системы законодательства – общегосударственная и субъектов; 4. субъекты федерации могут иметь свои конституции, наряду с общефедеральной; 5. отсутствие у субъектов федерации права сецессии – выхода из состава федерации; 6. непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками). Это обусловлено тем, что федеральное законодательство распространяет свою силу на всю территорию страны и имеет приоритет перед актами законодательства субъектов; 7. финансовая зависимость субъектов от федеральной власти (не имеют права чеканить монету, эмиссии банковских билетов и других денежных знаков); 8. принцип двойного гражданства (не во всех федерациях); 9. в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов; 10. двухканальная система сбора налогов: 11. разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов; 12. субъекты федерации лишены права самостоятельно выступать на мировой политической арене, этого не признает за ними и международное право. В зависимости от правовых оснований образования: ü Договорные федерации – образуются на основе заключаемого членами федерации договора об образовании федеративного союза; ü Конституционные федерации – основанием образования является факт закрепления в Конституции. По способу образования субъектов федерации различают: ü Территориальные федерации – субъекты не являются суверенными образованиями, не имеют права представительства в международных отношениях, запрещен односторонний выход из союза (США, Бразилия, Мексика, Германия и другие). Территориальный подход способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции. В некоторых случаях территориальный подход должен быть дополнен национальной культурной автономией, то есть правом национальных меньшинств на пользование родным языком, обучение на этом языке, развитие своих национальных обычаев, традиций, культурных учреждений и так далее; ü Национальные федерации – субъекты объединены по принципу добровольности; формирование высших государственных органов из представителей субъектов (ранее – СССР, Югославия, Чехословакия). Федерации, основанные на национальном признаке, являются непрочными, поскольку преувеличение роли национального фактора в федерации способно не сплотить, а, напротив, разделить население, подорвать государственную общность. ü Федерации, образованные на основе сочетания территориального и национального принципов – РФ. В зависимости от правового положения субъектов: ü Симметричные федерации – состоят из однопорядковых составных частей, то есть все субъекты федерации юридически и фактически равноправны (ранее – Чехословакия). ü Асимметричные федерации – фактическое или юридическое неравенство субъектов. В мире не существует абсолютно симметричных федераций, все они имеют элементы асимметрии.
Билет 60. Правосознание: понятие, структура, виды, уровни Правосознание – отношение к праву – совокупность идей, взглядов, чувств, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Правосознание – одна из форм общественного сознания, подчиняющаяся тем же закономерностям, но есть и особенности правосознания: · в нем отражаются только государственно-правовые явления; · способ отражения государственно-правовой действительности посредством юридических понятий, категорий, правовых принципов, правовых обычаев; Структура правосознания: Правовая психология – отношение к праву на эмоциональном уровне – в виде настроений, чувств, переживаний. Чем выше уровень правовых знаний, тем адекватнее чувства по поводу тех или иных государственно-правовых явлений. Правовая идеология – система идей, взглядов, концепций, теорий, выражающих отношение к правовой действительности и ее оценку. Определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов обеспечивается его эффективность. Функции правосознания: · познавательная (информационная) – направлена на получение определенных правовых знаний, в том числе сведений о действующем законодательстве, практике его реализации; · оценочная – оценка юридически значимых событий, фактов, обстоятельств, документов на основе сопоставления их с принятыми в обществе ценностями или представлениями отдельных людей о них. Практическая реализация оценочной функции позволяет выработать правовую установку личности (ее предрасположенность к действию в соответствии с оценкой полученной информации). Правовая установка определяет правовую ориентацию личности (внутренняя программа действий в юридически значимой ситуации); · регулятивная – выработка определенного механизма регулирования поведения или действий с учетом правовой установки и правовой ориентации. Результат проявления регулятивной функции – поведенческая реакция (позиция) в виде правомерного или противоправного поведения. Виды правосознания по субъектам-носителям: · индивидуальное – складывается у отдельного человека под воздействием разнообразных факторов и отношений, в которые он вступает, а также от его психофизиологических особенностей; · групповое (коллективное) – отражает специфику той или иной социальной группы – можно говорить о правосознании судей, адвокатов, врачей, педагогов и т.д.; · общественное – связано с характером отношения к праву в обществе; непосредственно воздействует на индивидуальное и групповое правосознание. Они соотносятся как единичное, особенное и общее. Виды правосознания по уровням: Уровни правосознания отражают глубину познания и отражения правовой действительности. · обыденное правосознание (доминирует правовая психология) – определяется правовым опытом лица, в частности его информированностью о правовых нормах, способах разрешения юридических конфликтов, а также обычаями, традициями, которыми руководствуется лицо в правовой ситуации. Складывается стихийно; эмоциональное восприятие превалирует над рациональным. Обыденное правосознание устанавливает лишь внешние связи между правовыми явлениями, не способно проникнуть в сущность права; · научное правосознание (доминирует правовая идеология) – формируется на основе юридической науки; выступает в виде различных теорий, учений, концепций и отражает достаточно высокий уровень государственно-правовой действительности; · профессиональное правосознание – им обладают юристы, имеющие специальную юридическую подготовку, обладающие знаниями в области права и практики его применения, понимающие ценность правопорядка и законности в обществе. Правовая культура – качественное правовое состояние общества, обусловленное социальным, политическим, экономическим, духовным строем; выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания, степени гарантированности прав и свобод человека. Правовая культура – образ мышления, норма и стандарт поведения, а в целом – правовой менталитет общества. Характеристики правовой культуры: · включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм деятельности общества – характеризует правовые ценности общества; · является высшей формой осознания правовой жизни страны; · составляет часть общей культуры, занимая в то же время самостоятельное место в социокультурном пространстве; · зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность; · служит предпосылкой формирования правового государства. Элементы правовой культуры: ü уровень развития правосознания населения; ü развитие правовой деятельности; ü степень совершенства системы юридических актов, в которых закрепляется право данного общества. Уровни правовой культуры: · обыденный – ограничивается рамками повседневной жизни людей, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений; · профессиональный – свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне – присуща высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности. Профессиональная культура определяет работу всех государственных учреждений, государственного аппарата. · теоретический – включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия и т.д. Формы правовой культуры: · правовая культура личности – единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения; характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения. · правовая культура социальных групп – свойственна отдельным социальным группам, зависит от правосознания данной группы (правовых ценностей данного общества); · правовая культура общества – охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений; непосредственно связана с общим культурным уровнем населения, зависит от уровня общественного правосознания, от состояния и характера законодательства. Функции правовой культуры: · познавательно-преобразовательная – направлена на согласование различных интересов общества, создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважения ее достоинства; · праворегулятивная – обеспечение устойчивого, эффективно действующего механизма развития правовой системы; · прогностическая – предполагает анализ тенденций развития данной правовой системы. Правовое воспитание – целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, профилактики правонарушений.
Билет 48.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (673)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |