Сущность хозяйственного механизма
Какого-либо единого, строгого определения хозяйственного механизма не существует. В самом общем понимании можно сказать, что это тот механизм, который приводит в действие всю экономическую систему, подчиняя ее функционирование естественной конечной цели - удовлетворению экономических потребностей людей. Более строго его можно определить как совокупность всех организационных структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых норм, с помощью которых достигается вышеназванная конечная цель. Среди его многочисленных элементов можно выделить: экономические потребности, являющиеся первоосновой экономики; экономических агентов или хозяйствующих субъектов, принимающих решения и осуществляющие конкретные практические действия и мероприятия в хозяйственной сфере; отношением собственности, определяющие принципиальный характер функционирования всей экономики; конкуренцию или соперничество хозяйственных субъектов, определяющую характер из взаимодействия и разрешения противоречий между ними; экономические ресурсы, на использование которых базируется вся производственная деятельность и, наконец, к ним можно отнести также и рынок, и план как формы связи производства и потребления.
В настоящей лекции будут рассмотрены только некоторые из перечисленных элементов: экономические потребности и экономические ресурсы, экономические агенты и конкуренция. Такие же элементы, как, например, отношения собственности или рынок, имеющие самостоятельное значение, выходящее за рамки понятия только хозяйственного механизма, будут рассмотрены как отдельные специальные темы в последних лекциях. 2.Экономические потребности и экономические ресурсы Потребности - это нужды людей, принявшие формы конкретной необходимости в каком-либо определенном благе. Экономические потребности - часть общественных потребностей, удовлетворение которых связано с функционированием производства. Они выражают отношение между людьми по поводу производства и использования благ и услуг. Удовлетворение экономических потребностей, осуществляющиеся через потребление материальных и духовных благ является естественной и главной целью производства. Связь производства с потребностями носит довольно сложный "кругообразный" характер: производство служит удовлетворению потребностей, удовлетворение потребностей обусловливает (стимулирует) дальнейшее развитие производства, в ходе которого вновь рождаются новые потребности. С течением времени потребности растут и усложняются. Однако это не только количественный рост, но и качественное изменение. Поэтому говорят не о росте, а о возвышенности потребностей. Структура потребностей. Человеческие потребности весьма многообразны и их можно классифицировать по разным признакам. В частности, по субъектам (носителям потребностей) они различаются на индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) потребности людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности в труде, общении, рекреации (отдыхе, восстановлении работоспособности). Потребности в ней делятся на первичные и вторичные. Потребности можно классифицировать и по другим признакам. Например: 1. потребности в предметах первой необходимости; 2. потребности в предметах роскоши. Чем менее развит производственный процесс, тем более усиливаются потребности первичной группы. К предметам роскоши (например, потребность в дорогих одеждах) относятся различные вещи в зависимости от конкретных экономических условий. Еще одно важное деление потребностей: 1. потребности, удовлетворяемые материальными средствами. 2. потребности, удовлетворяемые духовными средствами. 3.Экономические ресурсы. Под экономическими ресурсами понимается все то, что преобразуется в ходе экономической деятельности в готовый продукт. К ним относятся: трудовые ресурсы (сокращенно - труд), т.е. люди с их способностью изготовить товары и услуги; природные ресурсы (сокращенно - земля) - земля, ее недра, воды, леса, воздух; капитал в форме денег или средств производства, т.е. реального капитала; предпринимательские способности; информационные ресурсы - научно-техническая, технологическая, статистическая, управленческая информация, некоторые виды духовно-интеллектуальных ценностей. Вместо термина "экономические ресурсы" используется такой термин "факторы производства". 4.Экономические агенты - те, кто самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере экономической или хозяйственной деятельности практические мероприятия. Положение и роль каждого агента определяется его отношение к факторам производства. Классификация экономических агентов: отдельные лица, семьи, руководители хозяйственных единиц, правление акционерных обществ (корпораций), правительственные органы и учреждения. домохозяйство, предприятие или фирма, государство. 5.Конкуренция - это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. Это важный элемент хозяйственного механизма. Можно выделить несколько видов конкуренции. Во всех странах с рыночной экономикой конкуренция защищается законодательством. Существуют антимонопольные антитрестовые (как в США) законы: 1890г. - закон Шермана, 1914 г. - ант. Клейтона. Эти законы направлены на ограничение недобросовестной конкуренции, на защиту свободной торговли. Меры - административного (правового) или экономического порядка. Антимонопольное законодательство вводит понятие добросовестной и недобросовестной конкуренции.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (472)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |