II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЛЯ КАЖДОЙ СТУПЕНИ (ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ)
МЛАДШАЯ СТУПЕНЬ Вероучительным предметом младшей ступени является «Введение в Закон Божий».
Изучение «Введения в Закон Божий» в раннем детском возрасте направлено на достижение следующих целей: · заложить основы православного мировосприятия, дать начальные знания о Боге и вере, мире и человеке; · пробудить личность ребенка, направить ее к познанию Бога, сформировать религиозные чувства; · воспитывать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, учить их бережно относиться к окружающему миру как творению Божиему; · помочь освоить и закрепить первоначальные навыки духовной жизни в Церкви; · развивать нравственные чувства, дать первые представления о добре и зле, обогащать нравственный опыт детей через овладение навыками добродетельной жизни; · совершенствовать творческие способности; · формировать умственные способности ребенка при помощи сенсорного и речевого развития. Личностные результаты изучения «Введения в Закон Божий» в раннем детском возрасте: · присутствуют начальные знания о Боге и вере, мире и человеке; · личность ребёнка направлена к познанию Бога, сформированы религиозные чувства; · у детей развита любовь и почтение к родителям и другим людям, они бережно относятся к окружающему миру как творению Божиему; · закреплены первоначальные навыки духовной жизни в Церкви; · есть чёткое представление о добре и зле, получен нравственный опыт через овладение навыками добродетельной жизни. Предметные результаты изучения «Введения в Закон Божий» в раннем детском возрасте: · понимание, что Бог есть Творец мира; · знание о молитве: где, когда и как надо молиться, молитвы предначинательные, Молитва Господня, молитвы перед и после трапезы, причастный стих, Тропарь Пасхи; · представление о Церкви Христовой как доме Божием; · представление о Библии как Священной книге, знание главных сюжетов из Священного Писания (о сотворении мира, о Великом потопе, об Аврааме, Моисее, о главных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа); · знание Заповедей Божиих (обзорно); · знание имен своих небесных покровителей; святых, почитаемых в храме, в семье; · умение совершать краткое утреннее и вечернее молитвенное правило; · умение различать образы Спасителя, Божией Матери и святых; · умение петь простые песнопения; · умение получать благословение и подходить ко Святому Причащению.
ДОШКОЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Вероучительным предметом дошкольной ступени является «Введение в Закон Божий» (первичные понятия о Боге, о духовном мире, о молитве, о Священной Библейской истории, о храме Божием). Изучение «Введения в Закон Божий» в дошкольном возрасте направлено на достижение следующих целей: · заложить в детях основы православного мировосприятия; · воспитывать чувства уважения и любви к родителям; · помогать ребенку правильно выстраивать отношения в детском коллективе; · прививать навыки служения ближнему, прощать и просить прощения, воспитывать чувства совестливости и стыда; · пробудить в детях желание подражать святым и подвижникам благочестия, исправляя в себе негативные качества, такие как ложь, жестокость, жадность и т.д.; · укрепить в детях веру в любовь и мудрость Творца; · с самого раннего возраста приучать ребенка к молитве и пониманию того, что Бог нас любит, заботится о нас; · формировать навык молитвы за близких людей, особенно в тех случаях, когда им нужна помощь; · объяснять детям необходимость молитвы и за тех, кто вызывает у них негативные чувства, научить просить прощения друг у друга за нанесенные обиды; · прививать навык молиться перед началом всякого дела, призывая Божию помощь и благословение; · прививать культуру поведения в храме и общения со священнослужителями (умение обращаться к ним, брать благословение); · приучать детей к звучанию церковнославянского языка, объяснять, что это язык богослужения; · формировать культуру речи, пополнять словарный запас нравственными понятиями (добро, зло, грех, молитва, святость и т.д.); · приучать детей к труду, объясняя, что Бог заповедал человеку трудиться, что труд помогает улучшить мир вокруг нас; · содействовать развитию у детей трудолюбия и полезных навыков; · воспитывать у детей уважительное отношение к результатам чужого труда. Предметные результаты изучения «Введения в Закон Божий»: · знание родословной своей семьи, своих обязанностей по отношению к родителям, о послушании как Божественном установлении; · знание «золотого правила нравственности» : во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7:12); · представление о Церкви Христовой как доме Божием; · знание заповедей Божиих (обзорно); · знание некоторых молитв: «Господи, спаси и сохрани!», «Господи, благослови!», «Слава Тебе, Господи!», «Благодарю Тебя, Господи!», «Пресвятая Богородица, спаси нас!», «Святый угодниче Божий (имя небесного покровителя), моли Бога о мне!» и другим; · представление о Библии как Священной книге, знание главных сюжетов из Священного Писания (о сотворении мира, о Великом потопе, об Аврааме, Моисее, о главных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа); · умение петь простые песнопения; · умение накладывать крестное знамение с верой и благоговением; · умение объяснить значение поста; · знание об Ангеле-Хранителе, дарованном Богом каждому человеку, оберегающем от опасностей и всякого зла; · знание имен своих небесных покровителей и святых, почитаемых в храме, в семье; · умение различать образы Спасителя, Божией Матери и святых; · представление о церковнослужителях и священнослужителях (священниках, диаконах, певчих) как людях, служащих в Церкви; · начальные знания о событиях и значении праздников Рождества Христова, Богоявления, Пасхи и других; · знание основных православных традиций, связанных с Рождеством Христовым, Богоявлением, Пасхой и другими.
Личностные результаты изучения «Введения в Закон Божий»: · понимание, что Бог есть Творец мира; · понимание того, что миром вокруг нас управляет Господь Вседержитель; · вера и любовь к Богу и ближним; · бережное отношение к своей жизни и здоровью как к дару Божьему; · умение давать нравственную оценку своим поступкам; · наличие и практическая реализация навыков совместного творчества;
НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Вероучительными предметами начальной ступени являются: «Закон Божий» (в том числе: Священная Библейская история, Устройство православного храма, Богослужение и история Церкви), «Основы христианской нравственности» (на основе Евангелия и житий святых), «Церковно-славянский язык» и «Основы хорового и церковного пения».
"ЗАКОН БОЖИЙ" Изучение курса «Закон Божий» (раздел "Закон Божий") направлено на достижение следующих целей: · привить воспитанникам вечные ценности: милосердие, сострадание, правдолюбие, стремление к добру и неприятие зла; · сохранить духовно-нравственное здоровье детей; · привить воспитанникам навыки христианского благочестия; · заложить основы православного мировоззрения и мировосприятия, приобщить к православной традиции и культуре, образу жизни; · заложить понимание ответственности перед Богом за свои поступки; · дать представление о том, что Бог есть Творец мира, Иисус Христос Сын Божий – Спаситель мира; · сформирование осознание единства прав, обязанностей и нравственного достоинства человека; · раскрыть понятие свободы как неподвластности греху в соотношении понятий свободы выбора и свободы от зла; · развить понимание смысла творческого действия Бога – Творца; · развить умение различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро; · пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка; · развить нравственное чувство сопереживания; · развить чувство ответственности за другого человека; · развить чувство благодарности; · расширить представление о молитве, её назначении и смысле.
Изучение курса «Закон Божий» (раздел "Священная Библейская История") направлено на достижение следующих целей: · сформировать представление о Библии как о Священной книге; · изучить основные сюжеты Священной Истории Ветхого Завета; · изучить главные события земной жизни Господа Иисуса Христа, основные евангельские притчи; · дать знания о важнейших событиях Священной Библейской Истории; · создать условия для восприятия целостной картины мира; · знакомство с внутренней и внешней сторонами жизни Церкви; · дать понятие о нравственном духовном законе; · воспитывать нравственные чувства, уважение и любовь к родным и старшим, к Родине, бережное отношение к окружающему миру, как творению Божию Изучение курса «Закон Божий» (раздел "Устройство православного храма") направлено на достижение следующих целей: · дать детям представление о Церкви как о собрании людей во имя Христа; · дать детям знания об устройстве Православного Храма; · внешняя и внутренняя символика Храма; · дать понятия: священнослужители, церковнослужители; · продолжать знакомить детей с Православными Святынями: иконы, мощи, Святая вода, свеча как малая жертва Богу. Изучение курса «Закон Божий» (раздел "Богослужение и история Церкви") направлено на достижение следующих целей: · сформировать религиозные чувства у детей, основанные на определенных знаниях духовных и нравственных ценностей; · дать детям знание о Богослужении; · совместно участвовать в Таинствах Церкви: Исповедь и Причастие; · помочь овладеть основными навыками добродетельной жизни (по совести), богослужебной жизни через участие в Таинствах и Богослужениях, посильных храмовых послушаниях; · продолжать помогать овладевать правилами поведения в Храме и личной молитвы; · расширить представление детей о семье, ввести понятие "семья как малая Церковь", "семейные ценности", "Святое Семейство"; · формировать ценностные жизненные ориентиры; · учить применять полученные знания для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.
Предметные результаты изучения курса «Закон Божий»: · усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру; · состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему; · формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе; · иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками; · создание оптимистичной детской картины мира; · потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование; · воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества, Православия; · понимания ценности семьи, знакомство с формами традиционного Православного семейного уклада, понимание своего места в семье, посильное и охотное участие в домашних делах; · деятельное отношение к труду; · ответственность за свои дела и поступки.
Личностные результаты изучения курса «Закон Божий»: · выявление и осознание собственных греховных поступков; · умение отличать общение с Богом от общения с близкими; · посильное построение исповеди и стремление к исправлению грехов.
"ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ" Изучение предмета «Основы христианской нравственности» направлено на достижение следующих целей: · привить воспитанникам навык советоваться со своей совестью перед любым делом; · раскрыть понятие "человек" и высоту предназначения человека; · донести христианские представления о смысле жизни, месте человека в мире, свободе и ответственности; · помочь развить способность противостоять злу в мире и в самом себе; · формировать представления о духовной жизни христианина; · научить применять полученные знания в личной духовной жизни и межчеловеческих отношениях. Предметные результаты изучения предмета «Основы христианской нравственности»: · знание христианского подхода к вопросу о смысле жизни; · знание положений Декалога и их актуальности в современном мире; · представление об основах духовной (внутренней) жизни человека; · умение применять знания в личной духовной жизни, межличностных отношениях и общественном служении. Личностные результаты изучения предмета «Основы христианской нравственности»: · нахождение смысла своей жизни и определения себя в мире; · самоидентификация себя в мире как христианина; · противостояние злу в мире и в самом себе; · использование знаний христианской нравственности для личной благочестивой жизни.
"ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК" Изучение предмета «Церковнославянский язык» направлено на достижение следующих целей: · обучить традициям церковнославянского языка для совершенствования навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в литургической жизни Церкви. · сформировать представление о церковнославянском языке как о величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры славянских народов; · раскрыть социокультурное и историческое значение для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, славянских литературных языков, величие и богатство церковнославянского языка как языка богослужения Русской Православной Церкви. Предметные результаты изучения предмета «Церковнославянский язык»: · знание истории жизни и трудов святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия; · знание истории возникновения славянской письменности, развития церковнославянского языка; · знание азбуки: алфавитного порядка букв, названий, начертаний и звуковых соответствий каждой буквы; · знание основных особенностей церковнославянской лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса; · знание словарных слов для чтения и слушания Евангелия и Псалтири; · знание происхождения и значения общеупотребительных личных канонических имен; · овладение правилами чтения и орфографии церковнославянского текста (особенности церковнославянской графики); · умение читать церковнославянский текст (молитвы предначинательные, тропари наиболее употребляемые); · умение ориентироваться в нумерации страниц, псалмов, стихов в церковных книгах; · умение осуществлять переложение на русский язык псалмов и притч; · умение анализировать и кратко характеризовать части речи, предложение; · чтение и понимание церковнославянских текстов; · знание наизусть основных молитв; · умение работать с церковнославянскими словарями.
Личностные результаты изучения предмета «Церковнославянский язык»: · самостоятельное и регулярное совершение утреннего и вечернего молитвенных правил; · осмысленное участие в Богослужениях.
"ОСНОВЫ ХОРОВОГО И ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ" Изучение предмета «Основы хорового и церковного пения» направлено на достижение следующих целей: · обучить особенностям орфоэпии слов церковнославянского языка и стиля духовных песнопений в соответствии с традициями клиросного пения в православном храме; · изучить церковнославянские термины, проникнуть в их духовно-нравственный смысл; · обучить основам правильного звукообразования в процессе пения; · развить вокально-хоровые навыки: слуховое сосредоточение, вслушивание в коллективное звучание; · научить брать дыхание, начинать и заканчивать по руке регента, подстраивать свой голос в унисон с общим звучанием хора; · научить интонационно правильно воспроизводить певческие звуки на различных гласных, тянуть длинные звуки ровным по силе голосом на основе активного пиано; научить быстро и плавно переходить с донного слога на другой без толчка.
Предметные результаты изучения предмета «Основы хорового и церковного пения»: · знание и понимание содержания слов тропарей, кондаков, стихир и ирмосов восьми гласов; · знание нотной записи песнопений; · знание порядка следования строк в обиходных гласовых распевах в зависимости от словесного текста; · знание порядка следования песнопений Божественной Литургии и Всенощного бдения; · знание основных песнопений Постной и Цветной Триоди; · знание особенностей праздничных служб; · умение отличать по слуху распев одного гласа от другого; · умение правильно интонировать мелодии гласов; · умение держать строй в песнопениях в 2-х голосном изложении; · владение основными вокально-хоровыми навыками, такими как: певческое дыхание, звукообразование, дикция, ровность гласных, мягкая атака звука, уметь тянуть звук на длинных нотах, пользоваться грудными и головными резонаторами; · соблюдение правил орфоэпии при пении на церковнославянском языке; · умение читать церковные тексты по принципу псалмодирования при соблюдении правил постановки как речевого, так и певческого голоса (с опорой на дыхание, умеренным по силе голосом, на выдержанной высоте тона в речевом диапазоне, соблюдая четкость дикции, дотягивая концы фраз); · соблюдать правила поведения на клиросе; · ориентироваться в нотных партитурах богослужебных песен; · петь под руководством регента.
Личностные результаты изучения предмета «Основы хорового и церковного пения»: · укорененность в православной традиции; · наличие исторической памяти как чувства сопричастности с Отечеством; · уважительное отношение к культурному наследию; · ответственность и прилежание в учебе, усвоение таких качеств, как добросовестность, трудолюбие, долг, доброжелательность; · наличие и практическая реализация навыков совместного творчества через участие в хоровом пении; · развитие музыкально-эстетического чувства, умение видеть красоту православного богослужения.
ОСНОВНАЯ СТУПЕНЬ Вероучительными предметами основной ступени являются: «Священное Писание: Ветхий и Новый Завет»; «Православное Богослужение»(«Литургика»); «Основы православного вероучения»(«Катехизис»); «История Христианской Церкви», «Христианская этика».
"СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ: ВЕТХИЙ И НОВЫЙ ЗАВЕТ"
Изучение предмета «Священное Писание: Ветхий и Новый Завет» направлено на достижение следующих целей: · сформировать целостную христианскую картину мира; · осмыслить основные этапы спасения человеческого рода через Боговоплощение, Крестную Жертву и Воскресение Господа Иисуса Христа; · изучить важнейшие события ветхозаветной и новозаветной истории; · овладеть навыками работы с текстом Библии и навыками ее понимания; · сформировать ценностные ориентиры в ходе ознакомления с историческими событиями ветхозаветного периода и нравственным учением Господа Иисуса Христа; · научить применять знания и представления о нравственном законе в личной жизни для христианского самосовершенствования; · воспитать нравственные чувства, а также уважение, ответственность и бережное отношение к окружающему миру. Предметные результаты изучения предмета «Священное Писание: Ветхий и Новый Завет»: · знание о Библии, названий книг, составляющих ее, автора Пятикнижия; · знание основных событий Библейской истории Ветхого и Нового Завета, основных прообразов ветхозаветной истории; · знание Десяти заповедей Божиих; · знание основных событий земной жизни Господа Иисуса Христа; · умение рассказать о Библии как о Священной книге, имеющей ценность для всех людей; · умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Ветхозаветной истории и объяснить смысл; · умение раскрыть нравственный смысл десяти заповедей Божиих; · умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Новозаветной истории и объяснить их смысл; · умение раскрыть нравственное содержание заповедей Блаженства.
Личностные результаты изучения предмета «Священное Писание: Ветхий и Новый Завет»: · понимание процессов, происходящих в нравственной жизни современного общества; · высказывание собственного мнения по вопросам нравственной оценки происходящего в современном обществе; · использование знаний христианской нравственности для личной благочестивой жизни. "ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ" Изучение предмета «Православное Богослужение» направлено на достижение следующих целей: · раскрыть истинный замысел Богослужения как источника всякого христианского делания в мире; · ввести детей в таинственно-прекрасный мир Богослужения, который должен стать для них самой что ни на есть живой действительностью, ежедневным, привычным опытом; · показать детям всеохватывающую глубину и жизненность христианской веры и помочь осознать, ощутить литургическую жизнь как единственный путь исполнения этой веры, замысла преображения и спасения человека; · познакомить с историческим развитием Литургики как науки, проблемами происхождения и развития Устава (Типикона), Церковной гимнографией, развитием праздников, с основными чинопоследованиями богослужений Православной Церкви; · научить пользоваться Церковным календарем, чтобы жить литургической жизнью вместе с Церковью. Предметные результаты изучения предмета «Православное Богослужение»: · понимание содержания и смысла Богослужений; · умение пользоваться Церковным календарем; · знание богослужебных книг и умение находить изменяемые молитвословия ко всем церковным службам; · знание смысла и значения Таинств Церкви в жизни человека; · представление о христианском понимании брака и нормах христианского поведения; Личностные результаты изучения предмета ««Православное Богослужение»: · понимания роли и места православного вероучения в жизни человека; · высказывания собственных зрелых религиозных суждений; · использования полученных знаний об основах веры для устроения православно-христианского образа жизни. "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ" Изучение предмета «Основы православного вероучения» направлено на достижение следующих целей: · сформировать православное мировоззрение и жизненную позицию православного христианина; · освоить знания, касающиеся православного вероучения; · овладеть навыками добродетельной жизни; · сформировать системы ценностей, основанные на православном мировоззрении; · применять полученные знания для духовного самосовершенствования и приобщения других к православной вере, традиции и культуре; · воспитать религиозные чувства, любовь, сострадание к окружающим. Предметные результаты изучения предмета «Основы православного вероучения»: · знание Символа веры, смысла двенадцати членов Символа веры; · знание молитвы Господней, смысла заложенного в ней учения о Надежде; · знание заповедей Блаженства, заложенного в них учения; · знание смысла и значения Таинств Церкви в жизни человека; · представление о христианском понимании брака и нормах христианского поведения; · умение объяснять понятия «Бог», «Троица», «грехопадение», «Боговоплощение», «искупление», «спасение»; · умение объяснять значение Крестной смерти Спасителя, учение о Духе Святом, учение о Богородице, понимание «святости»; · умение рассказать с христианских позиций о назначении и смысле жизни человека, раскрыть смысл слов «образ и подобие Божие в человеке», «обожение». Личностные результаты изучения предмета «Основы православного вероучения»: · понимание роли и места православного вероучения в жизни человека; · высказывание собственных зрелых религиозных суждений; · использование полученных знаний об основах веры для устроения православно-христианского образа жизни. "ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ" Изучение предмета «История Христианской Церкви» направлено на достижение следующих целей: · воспитать патриотизм, уважение к истории и традициям Церкви и Отечества; · освоить знания о важнейших событиях, процессах отечественной и всеобщей Церковной истории, их взаимосвязи с гражданской историей; · овладеть методами исторического познания, умения работать с источниками исторической информации; · сформировать представления о важности исторической роли Русской Православной Церкви в истории России; · применять знания и представления о роли Православной Церкви в жизни общества для участия в межкультурном взаимодействии с представителями других религиозных традиций.
Предметные результаты изучения предмета «История Христианской Церкви»: · знание основных этапов и ключевых событий истории общецерковной и истории Русской Православной Церкви; · знание имен выдающихся церковных деятелей и их вклада в развитие Церкви и общества; · представление о значении Христианства в культурном развитии Западной Европы; · понимание значения Крещения Руси и образования Русской Православной Церкви в истории России; · представление о Поместных Православных Церквах; · умение соотносить даты событий гражданской и церковной истории; · умение соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; · понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной церковной и общественной жизни; · умение рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов, давать описание. Личностные результаты изучения предмета «История Христианской Церкви»: · выражение своего личного отношения к наиболее значимым событиям и личностям Русской Церковной истории и всеобщей истории; · использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой национальной и религиозной принадлежности. "ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА" Изучение предмета «Христианская этика» направлено на достижение следующих целей: · воспитать личность, несущую в себе образ Божий; · освоить христианские представления о смысле жизни, месте человека в мире, свободе и ответственности; · овладеть способностью противостоять злу в мире и в самом себе; · сформировать представления о духовной жизни христианина; · научиться применять полученные знания в личной духовной жизни, в межчеловеческих отношениях и общественном служении. Предметные результаты изучения предмета «Христианская этика»: · представление о подходах к решению вопроса о смысле жизни в философиях и религиях мира; · знание христианского подхода к вопросу о смысле жизни; · знание положений Декалога и их актуальности в современном мире; · представление об основах духовной (внутренней) жизни человека; · умение применять знания в личной духовной жизни, межличностных отношениях и общественном служении. Личностные результаты изучения предмета «Христианская этика»: · нахождение смысла своей жизни и определение себя в мире; · самоидентификация себя в мире как христианина; · противостояние злу в мире и в самом себе. · использование знаний христианской нравственности для личной благочестивой жизни.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1140)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |