Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды государственного контроля



2015-12-15 1185 Обсуждений (0)
Виды государственного контроля 0.00 из 5.00 0 оценок




Общий Специальный

Общий контроль охватывает всю деятельность подкон­трольных объектов. Специальный контроль осуществляет­ся по какому-либо конкретному вопросу или направлению деятельности подконтрольного объекта.

Контроль может быть внешним, когда он осуществля­ется органом, не входящим в систему проверяемого ве­домства, и внутренним, когда проверка осуществляется собственными силами министерства, ведомства, учреж­дения.

В зависимости от субъекта контроля, объема и характе­ра полномочий государственных органов выделяются сле­дующие виды госконтроля:

- Контроль, осуществляемый Президентом Россий­ской Федерации.

- Контроль, осуществляемый органами представитель­ной власти.

- Контроль, осуществляемый органами исполнитель­ной власти (общий, межотраслевой и отраслевой, т. е. внутриведомственной компетенции).

Сущностью контроляявляется:

— наблюдение за функционированием соответствую­щего подконтрольного объекта;

— получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины;

- принятие мер по предотвращению и устранению на­рушений законности и дисциплины;

- выявление причин и условий, способствующих пра­вонарушению;

— принятие мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

Административный надзор— суть его состоит в наблюде­нии за исполнением действующих в сфере управления раз­нообразных специальных норм, общеобязательных пра­вил, закрепленных в законах и подзаконных актах.

Существует большое число государственных структур, которые занимаются административным надзором. Среди них немало специализированных.

Органы, осуществляющие административный надзор, не имеют широких распорядительных полномочий в отношении внутренней (хозяйственно-производственной и организационной) деятельности поднадзорных.

В отличие от контроля административный надзор каса­ется внешней деятельности организаций и учреждений.

Государственные инспекции и иные органы государствен­ного управления, осуществляющие административный над­зор, имеют право:

— фиксировать факты нарушений правил и норм;

— давать обязательные указания соответствующим орга­нам и лицам об их устранении и совершении необходи­мых действий по предупреждению нарушений впредь;

— разрешать или запрещать отдельные действия;

— приостанавливать деятельность предприятий, учреж­дений и организаций;

— запрещать выполнение определенных работ, если нарушаются установленные правила их проведения;

— применять к виновным меры административного взыскания.

Виды административного надзора:

1. Надзор, осуществляемый специальными федеральными ведомствами:

— федеральный горный и промышленный надзор России;

— федеральный надзор по ядерной и радиационной без­опасности;

— комитет по стандартизации, метрологии и серти­фикации;

— Государственный технический надзор, и др.

2. Государственные инспекции:

Инспекции, обладающие надведомственными полномочи­ями:

— государственная автомобильная инспекция;

— государственный пожарный надзор;

— государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

— государственный ветеринарный надзор, и др.

Инспекции, надзорные функции которых ограничивают­ся рамками одного ведомства.

3. Административный надзор милиции:

- Общий за исполнением и соблюдением правовых актов по вопросам охраны общественного порядка;

Специальный — надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за условно осуж­денными лицами.

Основные черты надзора и контроля в управлении:

— органы надзора осуществляют свои функции и пол­номочия в отношении тех объектов, которые им орга­низационно не подчинены;

- в процессе контроля могут применяться меры дис­циплинарного воздействия в отношении виновных лиц;

— в соответствии с действующим законодательством органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов.

Основными направлениями деятельности по обеспече­нию законности и дисциплины в государственном управле­нии являются:

1. Недопущение в деятельности органов исполнитель­ной власти нарушений тех требований и предписа­ний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах.

2. Своевременное и оперативное выявление наруше­ний, их пресечение и устранение.

3. Устранение причин и условий, способствующих на­рушениям в деятельности органов исполнительной власти.

4. Привлечение к соответствующей ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины.

5. Разработка и принятие мер, направленных на устра­нение причин и условий нарушений законности и дисциплины.

Рассмотрим более подробно виды контрольных полно­мочий различных субъектов государственного управления. Контрольные полномочия Президента Российской Феде­рациив сфере исполнительной власти обусловлены его конституционным статусом как главы государства, гаран­та Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Поэтому речь идет о его консти­туционных контрольных полномочиях.

Президентский контрольв сфере управления осуществ­ляется в двух основных формах:

- непосредственный контроль Президента Российской

Федерации;

— президентский контроль через соответствующие пре­зидентские структуры.

Непосредственный контрольПрезидент Российской Фе­дерации осуществляет прежде всего в области подбора и расстановки кадров на федеральном уровне. Например, по представлению Председателя Правительства Российской Федерации он назначает на должность министров, предсе­дателей государственных комитетов, руководителей феде­ральных служб; назначает представителей в иностранных государствах, высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, и др.

В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Фе­дерации Президент вправе председательствовать на за­седаниях Правительства РФ. Это позволяет ему не только участвовать в обсуждении различных вопросов, вносить свои предложения, но и непосредственно контролировать правильность, целесообразность и необходимость приня­тия соответствующих решений Правительством Россий­ской Федерации по важнейшим вопросам государствен­ной и общественной жизни.

Осуществляя контроль за деятельностью Правительства Российской Федерации, Президент имеет право, в частно­сти, отменять постановления и распоряжения Правительства РФ, если они противоречат Конституции Российской Фе­дерации, принимать решения об отставке Правительства РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти», ему подчинен и подотчетен ряд федеральных ор­ганов исполнительной власти, например, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутрен­них дел и др. Его контрольные полномочия в отношении этих органов закреплены в нормативных актах, регулиру­ющих их деятельность.

Значительную роль в осуществлении президентского контроля играет Администрация Президента Россий­ской Федерации. В соответствии с Положением об Ад­министрации Президента РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 22 февраля 1993 г., важнейшей ее за­дачей является обеспечение контроля Президента РФ за деятельностью органов исполнительной власти Россий­ской Федерации.

Важные функции и полномочия по обеспечению кон­ституционных контрольных полномочий Президента РФ осуществляет Контрольное управление Президента РФ. Положение о нем утверждено Указом Президента РФ от 24 мая 1994г.

В соответствии с Положением Контрольное управление и его территориальные подразделения (окружные инспек­ции) являются единой системой обеспечения конституци­онных контрольных полномочий Президента Российской Федерации,

Контрольное управление и окружные инспекции от имени и по поручению Президента РФ осуществляют пре­зидентский контроль за исполнением федеральными орга­нами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) Конституции Российской Федерации;

2) законов Российской Федерации;

3) указов и распоряжений Президента Российской Фе­дерации.

Контрольное управление, являясь структурным под­разделением Администрации Президента Российской Федерации, осуществляет свои функции и полномочия в соответствии с планами контрольных проверок, утверж­даемыми непосредственно Президентом Российской Фе­дерации. Проверки проводятся также на основании от­дельных поручений Президента РФ и руководителя его Администрации.

При осуществлении своих функций и полномочий Контрольное управление тесно взаимодействует с органа­ми законодательной власти, органами исполнительной и судебной власти, органами прокуратуры и другими орга­нами Администрации Президента Российской Федерации. Полномочные представители Президента Российской Федерации назначаются на должность по представлению руководителя Администрации Президента РФ, Президен­том Российской Федерации, подчиняются ему и представ­ляют его на территории соответствующего субъекта Рос­сийской Федерации.

Но необходимо помнить, что, осуществляя свою дея­тельность, в том числе и контрольную, полномочные представители Президента Российской Федерации не вправе вмешиваться в оперативную деятельность органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и орга­низаций.

Контрольные полномочия органов законодательной (пред­ставительной) власти закреплены в Конституции Россий­ской Федерации, конституциях республик, уставах иных субъектов Российской Федерации. •" Соответственно контроль органов представительной власти осуществляется на уровне Российской Федерации и ее субъектов.

Контроль органов представительной власти определя­ется с соблюдением ст. 10 Конституции Российской Феде­рации о самостоятельности органов всех трех ветвей вла­сти, в частности органов исполнительной власти. Консти­туция Российской Федерации, конституции республик и уставы других субъектов Российской Федерации свиде­тельствуют о различном объеме контрольных полномочий Федерального Собрания Российской Федерации и органов представительной власти ее субъектов. На уровне Россий­ской Федерации он значительно уже, чем в отдельных субъектах РФ. Объем контрольных полномочий палат Фе­дерального Собрания по отношению к органам федераль­ной исполнительной власти невелик. При этом они при­надлежат в основном Государственной Думе.

Контрольные полномочия Государственной Думы проявляются в том, что она дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства РФ; решает вопрос о доверии Правитель­ству РФ; назначает и освобождает от должности Предсе­дателя Центрального банка Российской Федерации.

Государственная Дума осуществляет контроль за дея­тельностью Правительства Российской Федерации по раз­работке федерального бюджета, который оно представля­ет на рассмотрение Государственной Думы. Она заслуши­вает отчеты Правительства Российской Федерации о его исполнении.

Контроль за исполнением федерального бюджета отно­сится к совместному ведению обеих палат Федерального Собрания. Для регулярного контроля за его исполнением Федеральное Собрание имеет постоянно действующий орган финансового контроля — Счетную палату.

Для контроля за деятельностью органов исполнитель­ной власти представительные органы образуют постоян­ные комиссии, которые осуществляют контроль в преде­лах своей компетенции.

Конституции закрепляют и такую форму контроля, как депутатский запрос Кабинетам Министров, премьер-ми­нистрам, министрам, руководителям иных органов.

В краях, областях законодательными (представительными) органами государственной власти являются Думы, Законода­тельные собрания либо иные по наименованию органы.

Уставы ряда краев, областей закрепляют за ними объем контрольных полномочий в отношении органов исполни­тельной власти. Некоторые представительные органы влас­ти утверждают на должность отдельных руководителей адми­нистрации, контролируя тем самым работу главы админис­трации (правительства) по подбору и расстановке кадров.

Для осуществления контрольной деятельности предста­вительные органы власти образуют постоянные комиссии. Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти,призван обеспечивать законность и дисциплину на порученных ему участках работ по руководству хозяй­ственным, социально-культурным и административно-политическим строительством в системе подведомствен­ных им органов, предприятий, учреждений и организаций. Контроль органов исполнительной власти можно раз­делить на:

Общий — охватывает всю деятельность подконтрольных

объектов.

Ведомственный осуществляющийся в рамках одного ведомства, министерства, организации и т. д. Например, Министерство путей сообщения Российской Федерации осуществляет контроль за правилами применения действу­ющего законодательства и иных нормативных актов на предприятиях, в учреждениях и организациях железнодо­рожного транспорта, за профессиональным уровнем руко­водящих работников этих организаций.

Подведомственный осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции. В отдельных случаях его проводят отраслевые органы, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера.

В пределах своей компетенции они контролируют де­ятельность органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций по отдельным (специальным) вопросам.

Между субъектами и объектами этого контроля отсут­ствует организационная подчиненность.

К числу органов исполнительной власти, осуществля­ющих функции государственного контроля, относятся: Правительство, федеральные министерства и иные феде­ральные органы исполнительной власти.

Правительствоосуществляет систематический контроль за деятельностью подведомственных ему органов.

По результатам контроля Правительство может привле­кать руководителей федеральных органов и служб к дис­циплинарной ответственности.

Контрольные функции возложены на все федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти(Государственная налоговая служба; Департамент налоговой полиции, Государственный таможенный коми­тет РФ, Государственный комитет по антимонопольной политике, и др.).



2015-12-15 1185 Обсуждений (0)
Виды государственного контроля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды государственного контроля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1185)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)