Лекция 6. Биосфера и ноосфера
План.
1. Начало учения о биосфере обычно связывают с именем знаменитого натуралиста Ж.Б. Ламарка, который предложил термин «биосфера». Это понятие было использовано геологами, в частности Э.Зюссом (1875 г.), Гумбольдтом и другими. Однако наиболее полное, широкое, глубокое представление о биосфере мы встречаем у Владимира Ивановича Вернадского. Будучи весьма разносторонним человеком (геолог, ботаник, почвовед), он сформулировал учение о биосфере. В Сорбонне он читает лекции по биосфере, что вызвало широкий отклик у его слушателей. Биосфера (по Вернадскому) – вся живая оболочка планеты, которая включает в себя жизнь хемотрофов, продуцентов, консументов, редуцентов прошлого, настоящего и бущего. Он рассматривал биосферу как область жизни, основа которой взаимодействие живого и косного вещества. Согласно современным представлениям: биосфера- это своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами. 2.В своем учении В.И. Вернадский выделил ряд аспектов:
1.Разработал представление об организованности биосферы, отмечая взаимосвязь живого и неживого в биосфере. Биосфера имеет границы: -вверх (наземно-воздушная среда) до 22 км (в тропосфере встречаются еще споры растений, грибов, бактерии); -вниз: а)почвенная среда обитания- до 4 км в нефти встречаются бактерии, Б) в водной среде обитания –до 12 км (например Марианская впадина встречаются живые организмы). Места наибольшей концентрации организмов в биосфере В.И. Вернадский назвал пленками жизни. Биосфера состоит из: атмосферы (воздух), литосферы (горные породы), гидросферы (вода), педосферы (почва), живого вещества (растения, животные, человек, бактерии, грибы и т.д.)
2. Выделил живое вещество и определил его функции. Под живым веществом В.И. Вернадский понимал всю совокупность организмов на планете (растения, животные, микроорганизмы, биогенные вещества- продукты жизнедеятельности организмов). Различал 5 функций живого вещества: А)энергетическая: состоит в осуществлении связи биосферно-планетарных явлений с излучением Космоса; Б)газовая: заключается в миграции газов и их превращении с участием живого, формируется газовый состав биосферы; В)концентрационная: проявляется в извлечении и накоплении живыми организмами биогенных элементов из окружающей среды; Г)окислительно-восстановительная- заключается в химическом превращении веществ, которые содержат атомы с переменной степенью окисления; Д)деструкционная- связанна с процессами разложения остатков мертвых организмов. Таким образом, живое вещество трансформирует солнечную энергию и вовлекает неорганическую материю в непрерывный круговорот.
3. Вернадский В.И. обосновал представление о превращении и миграции веществ с участием живого.
4. Вернадский В.И. предложил гипотезу о возникновении и развитии биосферы. Биосфера возникла в результате эволюции и продолжает формироваться.
5. Вернадский В.И. разработал учение о ноосфере- сфере разума. Ноосфера- сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становиться главным определяющим фактором развития. Эта необходимость появилась в связи с оценкой роли человека в эволюции биосферы. Суть учения: развитие человеческой деятельности должно идти не вопреки, а в унисон с организованностью биосферы.
Результаты последних лет показывают, что строение, эволюция биосферы и ее устойчивость предопределены начальными условиями:
Однако человек оказывает существенное воздействие на биосферу. Лекция 7. Экологические глобальные проблемы. План.
Разнообразные действия человека привели к экологическим кризисам. Экологический кризис- ситуация, возникающая в экологических экосистемах (биоценозах) в результате нарушения равновесия под воздействием стихийных природных явлений или в результате воздействия антропогенных факторов.
Причины возникновения «озоновых дыр»: уничтожение лесов, фреоны (холодильники, баллончики), оксиды азота. Последствия: рак кожи, катаракта глаз, усиливает парниковый эффект. Отмечен факт, что уменьшение на 1 % слоя приводит к усилению рака кожи на 5…7%- это 6,5 тыс. чел. в год. Наиболее значительные потери регистрируются над Антарктидой (за последние годы содержание его уменьшилось на 40-50%). 1 атом хлора способен уничтожить 100 тыс. атомов озона. Устойчивость фреонов 100 лет. В ряде стран (США, Франция, Великобритания) фреоны заменяются на гидрохлорфтор углероды, срок жизни которых 2-25 лет. Наиболее интенсивно он разрушается весной. Выход: накоплению озона способствует электромагнитное излучение, лазерные лучи, электрические разряды, подача этана и пропана.
Доля стран: США- 22%, Китай и РФ -11%, Германия и Япония – 5%, остальные -46%. Последствия: а) повышение температуры. За счет парниковых газов среднегодовая температура воздуха повысилась на 0,3…0,6 Сº. Считается, что во второй половине 21 века повышение среднегодовой температуры будет на 1…3,5 Сº. б) тание льда. Прогнозируется таяние ледника, что приведет к подъему уровня океана на 1,5 м. За последние 100 лет он повысился на 10…12 см, но может подняться на 60…70 м. В результате ряд территорий окажется под водой. Например, такая страна как Бангладеш окажется под водой. заболачивание территории. В) смена погоды, рост числа ураганов, штормов, смещение климатических зон, Г) появление эпидемий, Д) вымирание животных. По данным Будыко М.М. «парниковый эффект» - это естественный циклический процесс планеты, человеческая деятельность составляет 0,02 % влияния на этот процесс. По его мнению похожие процессы на планете уже были несколько миллионов лет назад. Например в Девоне отсутствовал климат, что привело к гибели многих организмов.
Последствия: гибель водных и почвенных животных и растений, разрушение памятников архитектуры, изменение кислотности почвы и воды. При изменении кислотности происходит освобождение алюминия (яд для живых организмов), который обеспечивает подвижность других металлов, в результате подавляется деятельность гормонов, ферментов, биологически-активных веществ. Наиболее чувствительными являются хвойные растения, а также бук, граб и другие.
Ученые Дании подсчитали, что за 1 год под колесами автомобиля гибнет: 6 млн. лягушек, 120 тыс. ежей, до 1,5 млн. насекомых.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1143)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |