Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы и технологии формирования индивидуального имиджа человека



2015-11-07 2114 Обсуждений (0)
Принципы и технологии формирования индивидуального имиджа человека 0.00 из 5.00 0 оценок




На сегодняшний день наиболее активно ученые занимаются разработкой принципов и технологий формирования индивидуального имиджа человека. Рассмотрим психологические принципы и технологии формирования индивидуального имиджа.

В основу формирования индивидуального имиджа могут быть положены следующие принципы:

– принцип повторения;

– принцип непрерывного усиления воздействия;

– принцип «двойного вызова» [1].

Использование принципа повторения – это учет того, что хорошо запоминается информация, которая повторяется. Людям требуется время, чтобы сделать воспринятое сообщение своим, а многократное повторение способствует этому.

Использование принципа непрерывного усиления воздействия – это наращивание аргументов или эмоционального обращения: «Это только для вас!» или «Все –для вас!» и т. п. Постепенное наращивание воздействия воспринимается лучше, чем взрывное, так как сенсорный аппарат противится всплескам информации. Если информация переходит порог возможного, то происходит блокировка каналов восприятия и переработки поступающего информационного потока.

Использование принципа «двойного вызова» основано на том, что сообщение воспринимается не только разумом, но и подсознанием. Поэтому, чтобы побудить человека к чему-либо, надо сделать ему «двойной вызов», т. е. обратиться к его сознанию и подсознанию.

Все мы мыслим словами и образами. Слова возвращают нас к картинам, ощущениям и звукам, входящим в наш жизненный опыт. Но поскольку опыт у всех разный, то и обращенные к нам слова мы понимаем в чем-то по-разному.

Каждый человек при взаимодействии с окружающим миром, во-первых, предъявляет нечто своему сознанию. Этот процесс называется репрезентацией. Во-вторых, человек предъявляет собственные мысли другим людям. Этот процесс называется презентацией. Но прежде чем предъявить информацию другому, ее необходимо осмыслить, следовательно, репрезентация предшествует презентации.

Существует несколько каналов презентации – репрезентативные системы. Получая какую-либо информацию, человек формирует ее образ. При этом он использует сходные образы, хранящиеся в его памяти. Но чтобы найти сходный образ, человек использует наиболее развитую у него систему анализаторов. У одного это зрительная система, у другого – слуховая, у третьего – обонятельная, у четвертого – вкусовая, у пятого – тактильная.

После того, как поступающая информация сравнена с имеющейся в памяти, возникает образ «ответа». Он представляется для оценки своему сознанию. Канал, по которому осуществляется непосредственная доставка образа из бессознательного в сознание, называется предпочитаемой репрезентативной системой. О том, какова основная характеристика (модальность) этой системы, можно судить по предикатам– словам, несущим основную смысловую нагрузку. Эти слова, как правило, выделяются говорящим (ударением, паузами, повторениями).

Оценивание образа ответа, подготовленного бессознательным, осуществляется в том канале информации, который содержит больше образов личностно значимых ценностей. Поскольку же сам процесс оценивания бессознательного не осознается, то о его модальности можно судить по неосознаваемым действиям наблюдаемого (по отведенному взгляду, дыханию, изменению позы и т. п.).

Восприятие имиджа может быть представлено как сочетание деятельности ведущей предпочитаемой и референтной систем получения и анализа информации. Знание стратегий восприятия позволяет применять специальные приемы управляющего воздействия на процесс анализа информации при предъявлении имиджа.

Говоря об имидже, нельзя не рассмотреть и такой вопрос: «На чем зиждется человеческая способность к восприятию?» Она базируется на обыденном сознании, которое вместе с теоретическим сознанием обеспечивает наше познание чего-либо, но уровень развития теоретического сознания во многом зависит от уровня развития подсознания, а посредниками между ними служит обыденное сознание. Если теоретическое сознание приобретается, то обыденное во многом биологически задано. Главенствуют в нем эмоции и чувства. Поэтому оно так рефлексивно. Его-то и можно назвать опорой восприятия чьего-либо имиджа.

Пользуясь обыденным сознанием, люди соображают так, как это у них получается: им легче понимать то, что не требует знания законов логики и научных знаний. Кроме того, важнейшее свойство обыденного сознания – инерционность – и объясняет привязанность людей к привычному, устоявшемуся, инстинктивно и интуитивно ясному.

Обыденное сознание каждого из нас индивидуально, ибо биологические и социальные механизмы его у каждого имеют свои особенности. Но несомненно, что люди легче понимают друг друга на уровне обыденного сознания, чем на уровне теоретического.

Обыденное сознание обычно и формирует представления о чьем-либо имидже. Имидж выступает как символ, как информационный сигнал. И как сигнал (зрительный, слуховой) его прежде всего принимают низшие этажи психики, вызывая простейшие эмоции. У одних «символьная» информация питает интеллект, у других формирует только впечатления, но чем они ярче, тем меньше усилий, направленных на осмысление этой информации. И эти усилия сводятся к нулю, когда человек способен вызывать у других массу ярких впечатлений.

Формируя имидж, необходимо помнить и о таком феномене, как эмоциональная память. В ней есть генетическая информация, которая чрезвычайно статична, так как состоит из зрительных и звуковых символов. И тот, кто заложил в эмоциональную память окружающих свой привлекательный образ, тот затем легко закрепляет первое о себе представление.

Существует несколько технологий формирования притягательного индивидуального имиджа в соответствии с конкретными задачами, которые необходимо решать.

В. М. Шепель в процессе создания имиджа выделяет шесть этапов:

подтверждение стартовых условий освоения технологии;

«строительство внешности»;

«коммуникативная механика»;

«флюидное излучение»;

отработка риторических приемов;

сведение всех мини-технологий в одно целое [1].

Л. Браун строит свою технологию создания имиджа с учетом сильно возросшего влияния СМИ. В связи с этим она предлагает заострять внимание на следующем:

внешний вид;

голос;

публичные выступления;

поведение перед камерой;

поддержание формы [1].

И. Крикуновапредлагает формировать имидж в пять этапов.

Первый этап – изучение себя: прежде чем создавать тот или иной имидж, надо объективно оценить свои внешние данные.

Второй этап – определение своей цветовой гаммы, наиболее выигрышной для внешности.

Третий этап – выигрышное отражение своего внутреннего мира во внешнем облике (у двух сестер-близнецов с одинаковой внешностью, но разными характерами имидж, будет совершенно различным).

Четвертый этап – приведение имиджа в соответствие той социальной роли, которая выбирается. Любая роль требует соответствующего «сценического костюма», и надо стать умелым костюмером в том «театре», на сцене которого вы играете свою главную роль.

Пятый этап – выбор прически и макияжа [1].

Пелих А. С., Кизилова Т. Г., Пронченко А. Г. считают, что процесс формирования личностного имиджа включает в себя три этапа:

I этап формирования должен быть связан с повышением самооценки;

II этап – с изменением внешнего облика (габитарный имидж);

III – с изменением личностных характеристик, препятствующих закреплению положительного имиджа [10].

По их мнению, можно выделить следующие причины, оказывающие отрицательное влияние на формирование положительного личностного имиджа: лень, устоявшиеся привычки, излишняя напряженность (неуверенность, смущение и пр.), ослабленная целеустремленность, недостаточные возможности, плохая методология (незнание методов решения задачи) [10].

Манякина Е. И. приходит к выводу о том, что имидж формируется стихийно и целенаправленно. На его формирование влияют социальные (статус человека, должность, нормы, приоритеты, ценности, модели ролевого поведения, особенности взаимоотношений с различными социальными группами) и личностные (тип личности, ее физические и психофизиологические особенности) характеристики [10].

Исследователь представляет свой взгляд на механизм формирования имиджа:

действия в соответствии с ожиданиями, интересами и потребностями потребителей, знания об их требованиях и установках;

демонстрирование личностных качеств (со знаком «+»);

создание ассоциации между собой и символом, идеей организации;

корректировка имиджа в связи с изменившейся ситуацией в первую очередь социально-экономической [10].

По степени влиятельности на формирование имиджа можно выделить, с ее точки зрения, следующие основные блоки личностно-деловых качеств, которые располагаются в следующей последовательности:

I блок – общая культура личности;

II блок – нравственные качества личности;

III блок – профессиональные данные;

IV блок – психологические качества [10].

Апраксина М. В. рассматривает технологию построения самопрезентации в качестве основного условия формировании имиджа [3]. Основы этой технологии заложены в трудах К. С. Станославского, В. М. Шепеля, Э. Гоффмана, Р. А. Викланда. Формирование имиджа в процессе межличностного общения начинается с возникновения первого впечатления о нем, создаваемого в процессе самопрезентации как элемента личностного воздействия. Самопрезентация – это элементы поведения, формирующие у окружающих впечатления об индивиде в процессе социальных аттракций. Самопрезентация выступает как отражение внутренне присущего человеку стиля общения с людьми. Способствует созданию целостного образа, вызывая ответную реакцию со стороны субъектов по какой-либо деятельности. Целостный образ возникает постепенно, и становление его связано с пространственно-временными условиями, в которых человек отражает объект. Каждая личность создает необходимую ей для самопрезентации обстановку и внешний облик, т. е. у каждого человека существует индивидуальная система знаков, сигналов, с помощью которых он создает нужный ему имидж.

Кроме того, автор выделяет условия удовлетворенности аспектами жизни, влияющими на потребность в формировании имиджа:

а) материальное положение; б) состояние здоровья; в) нехватка свободного времени; г) недостаточная разработанность проблемы формирования имиджа и внедрения ее в практику; д) неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководством [3].

Известны и другие технологии. Обобщив соответствующие рекомендации и личный опыт, можно предложить формировать имидж следующим образом:

определение стартовых условий: задача, время, степень подготовленности (человеку предлагается самоопросник, на основе которого он сможет выявить то, что необходимо для создания имиджа);

«строительство внешности» (подбор одежды, макияжа, прически, отработка жестов, походки, мимики);

освоение коммуникативной механики (овладение искусством публичных выступлений, ведения переговоров и бесед, умения слушать);

освоение техники поведения (принятых норм поведения, искусства оставлять хорошее впечатление о себе, тактики действий в конфликтных ситуациях);

овладение технологией «личного ортобиоза» (практика здорового образа жизни, т. е. рациональное питание, методы снятия напряжения и расслабления);

самосовершенствование (самообразование, самовоспитание).



2015-11-07 2114 Обсуждений (0)
Принципы и технологии формирования индивидуального имиджа человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы и технологии формирования индивидуального имиджа человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2114)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)