Профессиональные качества
Нравственные качества
Любая схема, как и эти, условна. Есть такие свойства, о которых однозначно сложно что-либо сказать. Следует сказать, что профессий много, и в каждой выделяют свои приоритетные свойства. Если у секретаря ценятся в первую очередь такие качества, как исполнительность, внимательность, организованность, оперативность, неконфликтность, способность выполнять рутинную работу, то у страхового агента – активность, коммуникабельность, настойчивость, усердие, энергичность, ловкость, агрессивность (в меру) и т. п. Нравственные качества для делового человека важны не менее, чем профессиональные. Эмпирический опыт убеждает в том, что у большинства наших соотечественников весьма абстрактные, скудные и примитивные представления о нормах, ценностях и принципах морали, а с уровнем нравственности в стране серьезные проблемы. Сложившаяся ситуация закономерна: если профессиональной подготовке уделяется много времени (специальные учебные заведения, различные курсы, семинары, обучающие игры), то нравственное образование и воспитание происходит зачастую стихийно. Поэтому иностранцы вполне справедливо говорят, что с нами тяжело сотрудничать, так как у нас нет этики бизнеса. В условиях рынка нельзя игнорировать деловую этику. Рынок как бы диктует быть эгоистичными, несправедливыми, нечестными. Но, с другой стороны, если человек не будет учитывать интересы общества и соблюдать общечеловеческие нормы морали и заповеди, то его деятельность уничтожит все, в том числе и его. Поэтому для цивилизованного развития общества необходимо «налаживание отношений» между бизнесом и моралью. Говоря о перечисленных выше желательных профессиональных и нравственных качествах, следует отметить, что в большей мере они присущи капиталистическому типу личности. Рынок – это прежде всего частная собственность и инициатива, конкуренция, свободный труд и свободное предпринимательство, а следовательно, он требует и другого мировоззрения, установок и ориентации. Чтобы выжить и преуспеть в новых условиях, необходимо развивать такие ценности, как высокая оценка труда и профессии, активность и инициатива, личная ответственность и честность, аккуратность и бережливость, умение ценить время, методичность, уважение к частной собственности и личности и т. п. И если сравнивать с протестантской этикой, способствовавшей капиталистическим реформам в Европе, то наш российский менталитет скорее противоречит ей. И получается, что экономическая реальность вроде бы новая, а доминируют качества, свойственные человеку социалистической системы: низкая оценка труда и профессии, пассивность, пессимизм, неумение ценить время, боязнь рисковать и брать ответственность на себя, отсутствие ориентации на клиента, небрежность в работе и расточительство, поиски виноватого и потребительское отношение к жизни, стремление к уравниловке, неорганизованность, неуважение к собственности и личности, агрессивность и морализаторство, низкий уровень деловой этики. Подытоживая все вышесказанное, отметим, что удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько он соответствует характеру, требованиям выполняемой работы, образу организации. Он не должен вызывать сомнений в профессионализме, нравственности сотрудника и должен соответствовать ожиданиям партнеров, клиентов. Это могут быть ожидания привычного стиля поведения, манеры держаться, говорить, одеваться, принимать решения. Если партнер по деловому общению вызывает доверие, то его имидж выполняет дополнительную функцию – создает предпосылки для конструктивной совместной деятельности. Обретение удачного имиджа позволит достичь больших успехов в профессиональной деятельности, максимально подчеркнуть лучшее в человеке, придаст ему больше уверенности в себе. Образ должен правдиво отражать лучшие качества делового человека, а не быть хорошо приукрашенным или хорошо отрепетированным. Если человек не способен оправдать ожидания партнеров, клиентов, его имидж рухнет, как карточный домик. Вопросы для самопроверки 1. Что из себя представляет индивидуальный имидж человека? 2. Каковы принципы формирования индивидуального имиджа? 3. Каковы технологии формирования индивидуального имиджа? 4. Что из себя представляет профессиональный имидж человека? 5. Каковы принципы формирования профессионального имиджа? 6. Каковы технологии формирования профессионального имиджа? Литература 1. Аверченко Л. К. Имидж и личностный рост: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. 2. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. – М., 1996. 3. Апраксина М. В. Имидж воспитателя дошкольного учреждения как педагогическая проблема. – М., 2000. – 24 с. 4. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психологические основы «Паблик рилейшнз». – М., 2003. 5. Дэвис Ф. Создай себе имидж. – Минск, 1998. – 167 с. 6. Кузин Ф. А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. – М.: Ось-89, 2001. 7. Нефедова И., Власова Е. Я и мой имидж. – М., 1994. 8. Панасюк А. Ю. Я – ваш имиджмейкер и готов сформировать Ваш профессиональный имидж. – М., 2003. 9. Патлусова В. М. Профессиональный имидж. – Пермь, 2001. 10. Пелих А. С., Кизилова Т. Г., Пронченко А. Г. Имидж делового человека. – М.: Приор, 1997. 11. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002. 12. Поченцов Г. П. Имиджелогия. – М., 2000. 13. Рабинович Л. А. Имидж человека и организации. – Иркутск, 2001. 14. Спиллейн М. Создай свой имидж. – М., 1996. 15. Федоров И. А. Имидж как программирование поведения. – Рязань, 1997. 16. Хачанян Е. Ваш имидж. – М.: АСТ, 2001. 17. Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М., 1994.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1332)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |