1. Нормативы численности рекомендуются для расчета численности руководителей, специалистов и служащих в автотранспортных объединениях и предприятиях независимо от их ведомственной подчиненности, для использования при разработке других нормативных материалов (типовых штатов и структур, штатных расписаний и т.п.), а также при планировании и организации производственного процесса, для организации труда руководителей, специалистов и служащих.
2. В основу разработки нормативов численности положены: фотографии (самофотографии) рабочего времени; технические расчеты; технико-экономические показатели работы автотранспортных объединений и предприятий; результаты анализа организации труда и мероприятии по ее совершенствованию, а также отчетные данные о численности руководителей, специалистов и служащих автотранспортных предприятий.
3. Перечень функций управления, на которые разработаны нормативы численности, а также наименования должностей руководителей, специалистов и служащих по этим функциям приводятся в нижеследующей таблице.
Функции управления
№ таблицы по сборнику
Наименование должностей руководителей, специалистов и служащих
Общее руководство
Директор
главный инженер
заместитель директора
Технико-экономическое планирование
Начальник отдела
экономист, статистик
техник
Организация труда и заработной платы
Начальник отдела
экономист (инженер)
техник
Бухгалтерский учет и финансовая деятельность
Главный бухгалтер
заместитель главного бухгалтера
бухгалтер
кассир, счетовод
инкассатор
экономист
юрисконсульт
Материально-техническое снабжение
Начальник отдела
товаровед
экономист
заведующий складом
учетчик
агент по снабжению
Комплектование и подготов4ка кадров
Начальник отдела
инспектор
инженер по подготовке кадров
табельщик
Общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание
Заведующий канцелярией
секретарь-машинистка
архивариус
машинистка
делопроизводитель
заведующий хозяйством
Эксплуатационная служба
Начальник отдела безопасности движения
начальник отдела эксплуатации
заместитель начальника отдела
начальник гаража автотранспортного предприятия
начальник колонны
механик колонны (гаража)
инженер
диспетчер
техник
таксировщик
нарядчик
Техническая служба
Начальник технического отдела
начальник отдела технического контроля
заместитель начальника отдела
главный механик
мастер
начальник ремонтных мастерских
механик
начальник смены
инженер
техник
4. Под нормативами численности понимают численность работников, устанавливаемую для выполнения той или иной функции управления в зависимости от величины факторов, которые влияют на трудоемкость работ, охватываемых данной функцией. Нормативы численности разрабатывают на основе метода укрупненного нормирования; расчленения технологического процесса управления на типовые процедуры и закрепления их выполнения за исполнителями; использования теории массового обслуживания для работников, осуществляющих ситуационное управление технологическими процессами. Суть метода укрупненного нормирования состоит в том, что общую численность аппарата управления и отдельных его подразделений (служб) определяют в зависимости от объективных факторов или признаков, характеризующих данное предприятие (или группу однородных производств), по формуле вида:
,
где у - численность специалистов и служащих;
- значения факторов, влияющих на изменение численности работников;
- параметры зависимости.
5. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих автотранспортных объединений и предприятий рассчитаны по следующим формулам:
по функции “общее руководство”:
;
по функции “технико-экономическое планирование”:
;
по функции “организация труда и заработной платы”:
;
по функции “бухгалтерский учет и финансовая деятельность”:
;
по функции “материально-техническое снабжение”:
;
по функции “комплектование и подготовка кадров”:
;
по функции “общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание”:
;
по функции “эксплуатационная служба”:
для режима работы до 10 часов -
,
для режима работы свыше 10 часов -
,
по функции “техническая служба”:
,
где Нч - норматив численности по функции управления;
х1 - количество автомобилей (в приведенных единицах);
х2 - коэффициент выпуска автомобилей на линию;
х3 - среднесписочная численность работающих, чел.;
х4 - режим работы автомобилей, ч.;
х5 - нормативная численность рабочих по ремонту автомобилей, чел.
6. Если фактическая численность руководителей, специалистов и служащих меньше нормативной и при этом обеспечивается нормальная работа предприятия в результате применения передовых методов организации труда и современных средств организационной и вычислительной техники, то фактическая численность работающих не увеличивается.
7. В случае производственной необходимости руководитель предприятия в пределах общей нормативной численности руководителей, специалистов и служащих может увеличивать (уменьшать) численность по одной функции за счет уменьшения (увеличения) по другой.
8. Приведенные в сборнике числовые значения с указанием “до” следует понимать “включительно”.
9. Нормативные таблицы рассчитаны для автобусных и смешанных автотранспортных объединений и предприятий. Для грузовых и таксомоторных автотранспортных объединений и предприятий поправочные коэффициенты к нормативам численности приводятся в нормативных таблицах.
10. В автохозяйствах, имеющих до 15 автомобилей (в приведенных единицах), должности специалистов и служащих не предусматриваются; от 16 до 25 - предусматривается должность механика; от 26 до 50 автомобилей предусматриваются должности: начальник гаража, механик, диспетчер и бухгалтер.
Нормативная часть
Нормативы численности по функции “общее руководство”
Таблица 1
Количество автомобилей (в приведенных единицах)
Среднесписочная численность работающих, чел.
Номер норматива
до 100
101-201
201-400
401-600
601-800
801-1000
1001-1200
1201-1400
1401-1600
Нормативы численности по функциям, чел
51-100
1,6
2,1
2,6
2,9
101-250
1,8
2,2
2,7
3,1
3,4
251-400
-
2,3
3,0
3,3
3,5
3,8
4,0
4,2
4,4
401-550
-
-
-
3,4
3,6
3,9
4,2
4,3
4,6
551-700
3,5
3,8
4,0
4,3
4,4
4,7
701-1000
4,4
4,6
4,8
1001-1300
4,9
1301-1600
1601-1900
1901-2200
2201-2600
2601-3200
3201-3800
Индекс
а
б
в
г
д
е
ж
з
и
Количество автомобилей (в приведенных единицах)
Среднесписочная численность работающих, чел.
Номер норматива
1601-1800
1801-2000
2001-2200
2201-2500
2501-3000
3001-3500
3501-4000
4001-4500
4501-5000
5001-5500
Нормативы численности по функциям, чел
51-100
101-250
251-400
4,6
4,7
401-550
4,7
4,8
4,9
5,2
551-700
4,8
4,9
5,1
5,3
5,6
701-1000
4,9
5,1
5,2
5,6
5,7
6,0
6,2
1001-1300
5,1
5,2
5,3
5,7
5,9
6,2
6,4
6,6
1301-1600
5,2
5,3
5,5
5,7
6,0
6,2
6,5
6,8
7,0
7,2
1601-1900
5,6
5,9
6,1
6,4
6,6
6,9
7,2
7,3
1901-2200
6,0
6,2
6,5
6,8
7,0
7,3
7,4
2201-2600
6,0
6,2
6,6
6,9
7,0
7,3
7,6
2601-3200
6,1
6,4
6,8
7,0
7,2
7,4
7,7
3201-3800
6,5
6,8
7,0
7,3
7,6
7,8
Индекс
к
л
м
н
о
п
р
с
т
у
Примечания:
1. Для грузовых автотранспортных объединений и предприятий применяется коэффициент 0,85, таксомоторных - 0,75.
2. При наличии в автобусном парке свыше 50% больших и особо больших автобусов (длиной 9,6 м и более) применяется коэффициент 0,7.
Нормативы численности по функции “технико-экономическое планирование”
Таблица 2
Количество автомобилей (в приведенных единицах)
Среднесписочная численность работающих, чел.
Номер норматива
до 100
101-201
201-400
401-600
601-800
801-1000
1001-1200
1201-1400
1401-1600
Нормативы численности по функциям, чел
51-100
1,2
1,6
2,0
2,2
101-250
2,3
2,6
2,8
3,0
3,2
3,4
3,5
251-400
2,8
3,1
3,3
3,5
3,7
4,0
401-550
3,0
3,2
3,5
3,7
3,9
4,0
551-700
3,1
3,4
3,6
3,8
4,0
4,2
701-1000
3,8
4,1
4,3
4,5
1001-1300
4,7
1301-1600
1601-1900
1901-2200
2201-2600
2601-3200
3201-3800
Индекс
а
б
в
г
д
е
ж
з
и
Количество автомобилей (в приведенных единицах)
Среднесписочная численность работающих, чел.
Номер норматива
1601-1800
1801-2000
2001-2200
2201-2500
2501-3000
3001-3500
3501-4000
4001-4500
4501-5000
5001-5500
Нормативы численности по функциям, чел
51-100
101-250
251-400
401-550
4,2
4,3
4,4
4,6
551-700
4,3
4,5
4,6
4,8
5,1
5,4
5,6
701-1000
4,6
4,8
4,9
5,1
5,5
5,7
5,9
6,2
6,4
6,6
1001-1300
4,8
5,0
5,1
5,4
5,7
6,0
6,2
6,4
6,6
6,9
1301-1600
5,0
5,2
5,3
5,6
5,9
6,2
6,4
6,7
6,9
7,1
1601-1900
5,7
6,0
6,3
6,6
6,9
7,1
7,3
1901-2200
6,2
6,56
6,8
7,1
7,3
7,5
2201-2600
6,7
7,0
7,2
7,5
7,7
2601-3200
6,9
7,2
7,5
7,8
8,0
3201-3800
7,4
7,7
8,0
8,2
Индекс
к
л
м
н
о
п
р
с
т
у
Примечания:
1. Для грузовых автотранспортных объединений и предприятий применяется коэффициент 0,85, таксомоторных - 0,75.
2. При наличии в автобусном парке свыше 50% больших и особо больших автобусов (длиной 9,6 м и более) применяется коэффициент 0,7.
Нормативы численности по функции “организация труда и заработной платы”
Таблица 3
Среднесписочная численность работающих, чел.
Нормативы численности по функции, чел
Номер норматива
Среднесписочная численность работающих, чел.
Нормативы численности по функции, чел
Номер норматива
до 100
1,5
1801-2000
4,7
101-200
1,8
2001-2200
4,9
201-400
2,1
2201-2500
5,3
401-600
2,5
2501-3000
5,8
601-800
3,0
3001-3500
6,3
801-1000
3,3
3501-4000
6,7
1001-1200
3,6
4001-4500
7,1
1201-1400
3,9
4501-5000
7,5
1401-1600
4,2
5001-5500
7,9
1601-1800
4,5
Примечание:Для грузовых автотранспортных объединений и предприятий применяется коэффициент 0,85, таксомоторных - 0,75.
Нормативы численности по функции “бухгалтерский учет и финансовая деятельность”
Таблица 4
Среднесписочная численность работающих, чел.
Нормативы численности по функции, чел
Номер норматива
Среднесписочная численность работающих, чел.
Нормативы численности по функции, чел
Номер норматива
до 100
3,7
1801-2000
12,5
101-200
4,4
2001-2200
13,2
201-400
5,3
2201-2500
14,2
401-600
6,5
2501-3000
15,6
601-800
7,6
3001-3500
17,1
801-1000
8,6
3501-4000
18,4
1001-1200
9,5
4001-4500
19,6
1201-1400
10,2
4501-5000
20,8
1401-1600
11,0
5001-5500
21,9
1601-1800
11,8
Примечание:Для грузовых автотранспортных объединений и предприятий применяется коэффициент 0,85, таксомоторных - 0,9.
Нормативы численности по функции “Материально-техническое снабжение”
Таблица 5
Количество автомобилей (в приведенных единицах)
Режим работы автомобилей, ч
Номер норматива
До 7,0
7,1-8,0
8,1-9,0
9,1-10,0
10,1-11,0
11,1-12,0
12,1 и более
51-100
0,3
0,3
0,3
0,3
101-250
0,5
0,6
0,7
0,8
0,9
0,9
1,1
251-400
0,8
0,9
1,1
1,2
1,3
1,4
1,6
401-550
1,1
1,3
1,5
1,6
1,8
2,0
2,1
551-700
1,5
1,7
1,9
2,2
2,4
2,6
2,8
701-1000
2,2
2,6
2,9
3,2
3,6
3,9
4,3
1001-1300
3,0
3,5
3,9
4,5
4,9
5,3
5,5
1301-1600
3,8
4,5
5,0
5,6
6,2
6,8
7,4
1601-1900
4,7
5,5
6,2
6,9
7,6
8,3
9,1
1901-2200
5,0
5,8
6,6
7,3
8,1
8,9
9,6
2201-2600
5,1
5,9
6,8
7,4
8,2
9,1
9,9
2601-3200
5,5
6,3
7,1
8,0
8,8
9,6
10,5
3201-3800
6,7
7,7
8,5
9,7
10,8
11,8
12,8
Индекс
а
б
в
г
д
е
ж
Примечание:
1. Для грузовых автотранспортных объединений и предприятий применяется коэффициент 0,85, таксомоторных - 0,75.
2. При наличии в автобусном парке свыше 50% больших и особо больших автобусов (длиной 9,6 м и более) применяется коэффициент 0,7.
Нормативы численности по функции “комплектование и подготовка кадров”
Таблица 6
Среднесписочная численность работающих, чел.
Нормативы численности по функции, чел
Номер норматива
Среднесписочная численность работающих, чел.
Нормативы численности по функции, чел
Номер норматива
до 100
0,5
1801-2000
4,8
101-200
0,9
2001-2200
5,2
201-400
1,6
2201-2500
5,7
401-600
2,0
2501-3000
6,5
601-800
2,5
3001-3500
7,2
801-1000
2,9
3501-4000
8,0
1001-1200
3,3
4001-4500
8,7
1201-1400
3,7
4501-5000
9,4
1401-1600
4,1
5001-5500
10,1
1601-1800
4,5
Примечание:Для грузовых автотранспортных объединений и предприятий применяется коэффициент 0,85, таксомоторных - 0,75.
Нормативы численности по функции “Общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание”
Таблица 7
Количество автомобилей (в приведенных единицах)
Нормативы численности по функции, чел
Номер норматива
Количество автомобилей (в приведенных единицах)
Нормативы численности по функции, чел
Номер норматива
51-100
0,8
1301-1600
2,5
101-250
1,1
1601-1900
2,6
251-400
1,4
1901-2200
2,9
401-550
1,6
2201-2600
3,0
551-700
1,7
2601-3200
3,3
701-1000
2,0
3201-3800
3,5
1001-1300
2,2
Примечания:
1. Для грузовых автотранспортных объединений и предприятий применяется коэффициент 0,85, таксомоторных - 0,75.
2. При наличии в автобусном парке свыше 50% больших и особо больших автобусов (длиной 9,6 м и более) применяется коэффициент 0,7.
Нормативы численности по функции “эксплуатационная служба”