Тема 3. Химическое равновесие
Введение. Простая по сути, но удивительно занудная тема. Перепутать уменьшение с увеличением, а сдвиг равновесия влево со сдвигом вправо и зафейлить то, что вы поняли – пустяковое дело. Будьте бдительны! Надо отметить на всякий случай, как влияют разные факторы на сдвиг равновесия. Условные знаки: ↑-увеличивается, ↓- уменьшается, →-смещается вправо, ←-смещается влево, Кс – константа химического равновесия, Т- температура, Р – давление, с – концентрация. 1) Влияние температуры А) Если реакция ΔН>0 эндотермическая, то при ↑Т равновесие → и Кс↑ при ↓Т равновесие ← и Кс ↓ Б) Если реакция ΔН<0 экзотермическая, то при ↑Т равновесие ← и Кс ↓ при ↓Т равновесие → и Кс↑ 2) Влияние давления. А) При ↑Р равновесие смещается в сторону образования меньшего количества газов. Например, для реакции N2 (газ) + 3 H2 (газ) = 2 NH3 (газ), с ↑ давления равновесие смещается вправо, потому что слева 4 молекулы газов (3+1), а справа только 2. Б) При ↓Р равновесие сместится в сторону образования большего количества газов. Внимание! Жидкости и твердые вещества не считаются за газы! Неожиданно, правда? Если газов в разных частях реакции поровну, тогда давление не будет влиять на такую реакцию. Р не влияет на Кс вообще никогда, иногда задают такой вопрос. 3) Влияние концентраций При ↑с(исх веществ) равновесие → При ↓с(исх веществ) равновесие ← При ↑с(продуктов) равновесие ← При ↓с(продуктов) равновесие → Концентрция не влияет на Кс 4) Влияние катализатора Не влияет на сдвиг равновесия и Кс Типичные вопросы: 1. Кс и Пс, направление реакции. Пример:
Самая жесть этой темы. Обратите внимание, концентрации твердых веществ не даны, потому что они не ставятся в формулу, а в жизни не имеют смысла. Концентрация может применяться только к растворенному веществу, а твердое вещество – не растворено. Пс=0,01/0,05=0,2. Пс<Кс, ну и вывод…? Как с этим бороться: Самый сложный вопрос. Алгоритм действий подробно описан в голубой методичке, могу его только просто повторить. 1. Рассчитываем , то есть концентрации продуктов, в степенях, равных коэффициентам, разделить на концентрации исходных веществ, тоже в степенях, равных коэффициентам. Например, для реакции 2 NO + O2 = 2 NO2 оно будет рассчитываться так: Пс=с(NO2)2/ с(NO)2с(О2). Внимание, концентрации даны дурацким способом, не перепутайте, где чья концентрация. Внимание! Степени не потеряйте! Потом сравниваем рассчитанное Пс с данным Кс. Если Пс>Kc то реакция идет влево, если Пс<Kc то реакция идет вправо, если Пс=Kc реакция находится в равновесии. 2. Смещение равновесия при влиянии давления. Пример:
Геморрой. Верно – В. Обратите внимание на D, там вообще нет газов. Как с этим бороться: Все описано во введении, главное не перепутайте повышение и понижение давление, а из веществ смотрите только на газы. 3. Смещение равновесия при влиянии температуры, ΔН, Т, Кс и смещение равновесия. Пример:
Пример как раз обратного рассуждения, если при ↑Т Кс↑, то реакция…? Как с этим бороться: Опять же, все описано во введении. Верны будут как прямые суждения, типа «для экзотермической реакции при повышении температуры константа равновесия уменьшается», так и обратные типа «если для реакции при повышении температуры константа равновесия уменьшается, то реакция экзотермическая». Чтобы жизнь не казалась слишком легкой, придумали такое усложнение: иногда спрашивают про энтальпию не прямой, а обратной реакции. Например, для некоей обратимой реакции с ростом температуры константа равновесия увеличивается. Ежу понятно, прямая реакция эндотермическая. А вот обратная реакция – экзотермическая. Будьте бдительны, враг не дремлет. 4. Смещение равновесия при влиянии концентраций. Пример: Сорян, забыл заскринить. Как с этим бороться: См. введение, тут вроде бы без переподвыподвертов. 5. Неизвестный пока науке вопрос. Пример: нету Как с этим бороться: Пока неизвестно.
Тема 4. Осмос. Введение. Очень легкая тема. Расчеты строятся на формуле сосм=i·c, где сосм – осмолярность, c – молярная концентрация, а i – изотонический коэффициент Вант-Гоффа, собственно самая соль этой темы. i равен количеству ионов, на которые распадается электролит при диссоциации. Например, для NaCl i=2, для CaCl2 i=3 (кальций и два иона хлора), для Na2SO4 тоже i=3, для K3PO4 i=4. Для слабых электролитов (HNO2, CH3COOH) i является дробным числом больше одного но меньше 2, приблизительно 1,3. Для неэлектролитов (С6Н12О6, сахароза, мочевина (NH2)2CO) i=1. Чем больше с и i, тем больше осмолярность. Осмотическое давление рассчитывается π=сосмRT, где π – осмотическое давление, кПа, R=8,31, Т = температура в градусах Кельвина. Типичные вопросы: 1. Верные-неверные утверждения Пример:
Очередная угадайка. Как с этим бороться: Никак. Как всегда никак. По примеру: А-верно, если прочитать введение, следующий вопрос и подумать, то можно догадаться почему, В-верно, часто это вижу, и таки да, чем больше степень дисперсности, тем больше осмотическое давление. Аналогично еще попадаются гидролизующийся белок, там с течением времени осмотическое давление возрастает и полимеризующаяся какая то фигня, там наоборот, осмотическое давление падает. С-неверно, такие размеры у ультрамикрогетерогенных систем, микрогетерогенные 10-4 – 10-5. D-неверно, в изотоническом растворе эритроциты сохраняют форму и размер. В гипотоническом они набухают (лизис), в гипертоническом сморщиваются (плазмолиз). Зато все остальное – элементарно. 2. Изо-, гипо- и гипертонические растворы. Пример:
Верно – С. 0,05*3=0,05*3. Как с этим бороться: Изотонические растворы – растворы с одинаковой осмолярностью. Если у одного раствора давление больше то он гипертонический, а у другого раствора меньше и он гипотонический. В основном стоит задача найти пару изотонических растворов. Лихо определяем коэффициенты i для приведенных веществ, перемножаем их на данные концентрации (цифры там обычно такие, что все это можно и в уме сделать), получаем осмолярности, сравниваем, находим два одинаковых – ура-ура. 3. Изменение осмотического давления (осмолярности) в ряду. Пример:
Коэффициенты i по веществам равны 1, 2 и3, ряд осмолярностей получается 0,2*1<0,2*2<0,2*3, возрастает. Как с этим бороться: Полный аналог предыдущего по способу решения, чуть иная форма. Определяем коэффициенты i, перемножаем их на концентрации и смотрим, как меняется осмолярность в полученном ряду. 4. Пока неизвестный науке тип вопроса. Пример: ? нету. Как с этим бороться: Пока неизвестно.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (947)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |