Работа 3.1. Митоз в клетках корешка лука
Определить различные фазы по положению хромосом. Интерфаза.Ядро в клетке округлое, с четкими границами, где видны 1–2 ядрышка. Хроматин в виде глыбок заполняет кариоплазму. Профаза.Ядро увеличивается, в нем исчезают ядрышко. В кариоплазме наблюдается клубок из тонких нитей – хромосом. В конце фазы оболочка ядра разрушается, и хромосомы выходят в цитоплазму. Метафаза.Хромосомы приобретают вид сильно вытянутых палочковидных структур, лежащих в экваториальной плоскости. Анафаза.Сестринские хромосомы перемещаются к полюсам, а плечи расходятся под углом друг к другу. Телофаза.У противоположных полюсов видны рыхлые клубки из частично деспирализованных хромосом. В центре клетки формируется перегородка, делящая материнскую клетку на две дочерние.
Работа 3.2. Амитоз гиалинового хряща Прямое деление клеток не сопровождается образованием сложных фигур митоза. На начальных стадиях амитоза ядро принимает несколько вытянутую форму. Ядрышко также удлиняется и отделяет новое, после чего они расходятся к различным полюсам ядра. Далее при помощи перетяжки делятся ядро и тело клетки. При амитозе распределение генетического материала может быть равномерным (генеративным) и неравномерным (дегенеративным). В основе генеративного амитоза лежит явление эндомитоза, при котором в ядре увеличивается масса ДНК. Это может сопровождаться увеличением числа хромосом или увеличением массы каждой хромосомы. В первом случае имеет место полиплоидия, сопровождаемая увеличением числа хромосом, чаще кратным гаплоидному набору. Во втором случае при редупликации ДНК хроматиды не расходятся и возникают гигантские хромосомы – политения. При генеративном амитозе невидимые в световой микроскоп гомологичные хромосомы отталкиваются друг от друга и вызывают амитотическое деление ядра, равномерно распределяющее генетическую информацию между дочерними клетками. Если деления клетки не наступает, то возникают полиплоидные растения.
Литература 1. Ярыгин В.Н. Биология. – Т.1.– М.: Медицина, 2003.– С.54–60. 2. Пехов А.П. Биология с основами экологии. – СПб: Лань, 2000. – С.153–159. 3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии: учебное пособие/ Н.В. Чебышев, Ю.К. Богоявлинский, А.М.Демченко и др. – М.: Медицина, 1996. – С.32–35. 4. Кобзарь В.Н. Биология : учебное пособие. Ч.1. – Бишкек: КРСУ, 2012.– С. 32–36. Вопросы контрольной работы: 1. Биология – наука о живой природе. 2. Уровни организации и качественные особенности живых систем. Понятие биологической системы. 3. Определение жизни. Целостность и дискретность. Свойства живого. 4. Ассимиляция и диссимиляция на клеточном уровне. Этапы диссимиляции. Деление организмов на группы по типу ассимиляции и диссимиляции. 5. Устройство светового микроскопа (осветительная, оптическая и механическая части). 6. История открытия клетки (Р. Гук, М. Мальпиги, А. Грю, А. Левенгук). 7. Клеточная теория (М. Шванн, Т. Шлейден, Р. Вирхов), ее основные этапы, положения и значение для развития науки и медицины. 8. Определение клетки. Отличия прокариот и эукариот. 9. Цитология, методы исследования. 10. Эукариотическая клетка, компоненты, их строение и функции. 11. Состав цитоплазмы: гиалоплазма; органоиды (общего и специального назначения); включения клеток (трофические, секреторные и экскреторные). 12. Сходство и отличия животной и растительной клеток. 13. Ядерный аппарат (ядерная оболочка, матрикс, ядрышко, кариоплазма). 14. Характеристика различных видов деления клеток. 15. Митотический цикл и его периоды. 16. Особенности фаз митоза и его биологическое значение 17. Клетка как открытая система. Литература 1. Кобзарь В.Н. Биология: учебное пособие. Т.1. – Бишкек: КРСУ, 2012.– С. 3–36. 2. Кобзарь В.Н., Васильченко В.В. Тесты и задачи по биологии.– Бишкек, 2012. – С. 3–20. РАЗМНОЖЕНИЕ ЗАНЯТИЕ N 4 ТЕМА. Формы размножения организмов и их цитологические основы. Мейоз, механизмы этапов и морфология ЦЕЛЬ: Выявить особенности бесполого и полового размножения, их биологическую сущность. Отметить особенности строения и развития мужских и женских половых клеток. Задачи: 1. Знать формы полового и бесполого размножения; их особенности и значение. 2. Знать особенности строения женских и мужских половых клеток и их образование. 3. Уметь охарактеризовать фазы мейоза, его биологическое значение и отличие от митоза. Мотивационная характеристика.Размножение – одно из свойств, необходимых для существования жизни. Воспроизведение себе подобных у человека является уникальным процессом, в основе которого лежит образование половых клеток – гаметогенез, центральным звеном которого служит мейоз. Слияние гамет или оплодотворение вместе с процессом мейоза обеспечивают генетическую преемственность в приобретении организмами биологической информации и служат источниками комбинативной изменчивости. Если процессы гаметогенеза и оплодотворения нарушаются, то образуются атипичные зиготы, реализующиеся в ранние не диагностируемые выкидыши. Они могут стать причиной различных патологий у новорожденных. Задание для самоподготовки: Знать: а) структурные особенности метафазной пластинки; б) классификацию форм размножения организмов; в) особенности и биологическую сущность бесполого и полового размножения; г) особенности строения женских и мужских половых клеток и их отличия от соматических клеток; д) типы яйцеклеток; ж) признаки яйцеклеток, лежащих в основе классификации; з) процесс гаметогенеза; е) особенности сперматогенеза и овогенеза; и) особенности мейоза и его фаз; к) биологическое значение мейоза и его отличия от митоза. Теоретические вопросы: 1. Понятие о размножении. 2. Формы бесполого размножения, их особенности и значение. 3. Формы полового размножения, их особенности и значение. 4. Строение половых клеток (гамет). 5. Сравнительная характеристика периодов гаметогенеза (сперматогенез и овогенез). 6. Мейоз, его отличия от митоза. Биологическое значение. Контрольные вопросы: 1. В какой фазе мейоза происходит конъюгация хромосом? 2. В какой фазе мейоза происходит редукция числа хромосом? 3. Какой набор хромосом имеют сперматозоиды, яйцеклетка и зигота? 4. Почему конъюгация инфузорий и бактерий называется не половым размножением, а половым процессом? 5. Что представляют собой биваленты? 6. Почему мейоз прогрессивен? 7. Какие есть оболочки у яйцеклетки?
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4237)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |