Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Комментарий: О наслаждении и удовольствии




Вы замечаете, что Вечный Принц благодаря своим неуда­чам развивается и начинает получать наслаждение от тех вещей, к которым был раньше равнодушен или которых просто не понимал и не принимал. Наслаждение следует отли­чать от удовольствия.

Под удовольствием я понимаю приятное чувство, связан­ное с удовлетворением биологических потребностей. Таким образом, удовольствие это то чувство, которое объединя­ет нос с высшими животными. Чувством удовольствия сопро­вождается и акт еды, и питья, и половой акт, и акт дыха­ния. Да и акт дефекации и мочеиспускания приносит нам большое удовлетворение. Если мы хотим его несколько уси­лить, нам просто нужно воздержаться от немедленного удовлетворения этой потребности. Тогда мы сможем испы­тать нечто вроде радости, в некотором роде напоминающей наслаждение. Еще древние говорили, что лучшей приправой к пище является голод.

С моей точки зрения, нельзя наслаждаться, если биологи­ческая потребность не удовлетворена. Если я очень голоден, то ем быстро. Если я давно не был с женщиной, то все дей­ствия мои поспешны и наслаждения почувствовать я не смо­гу. Наслаждение возникает после того, как биологическая по­требность удовлетворена. Например, я сыт, но вдруг мне предлагают мое любимое блюдо. Я его смакую, в общем, на­слаждаюсь едой. Чувство наслаждения в некотором роде ис­кусственно и свойственно только человеку, т. е. наслаждаться едой надо учиться. То же самое можно отнести и к сексу. Наслаждаться им может только обученный человек, необу­ченный получает только удовольствие.

Все наслаждения, о которых мы только что говорили, телесны и ограничены они нашими физическими возможностями.

Но есть и духовные наслаждения. Духовных удовольствий, с моей точки зрения, нет. Я не могу получить удовольствие от прослушивания классической музыки. Здесь только два ва­рианта: или я наслаждаюсь, или погибаю от скуки. Таким об­разом, и духовному наслаждению надо учиться. Спектр духов­ных наслаждений гораздо шире наслаждений телесных.



Духовное наслаждение я испытываю в процессе интел­лектуальной деятельности (обдумывание и чтение лекции, работа с больными и клиентами, написание книги). Не мень­шее наслаждение, а, может быть, и большее, я получаю, ког­да начинаю понимать глубину мыслей известных писателей, поэтов, философов. Знакомо мне наслаждение от музыки (но не от собственной игры, так как играю я плохо). Доставля­ет мне наслаждение театр, меньше живопись.

Вы, верно, заметили, что я сейчас сам дал себе характе­ристику. Действительно, по уровню наслаждений можно су­дить о развитии человека, его способностях. Ведь если я не могу чем-нибудь наслаждаться, то я просто этим не владею, я неразвит. Умение наслаждаться расширяет наши возмож­ности. Если я получаю наслаждение от купания в бурном море, то никакая погода не испортит мне отпуска. Если я не могу ходить по горам, то не смогу насладиться видом с вершины горы. Степень наслаждения зависит от степени умения. Если я что-то умею делать, но делаю это плохо, то вместо на­слаждения приобрету только муки.

Перефразируя известное изречение можно выразиться так: «Скажи, чем ты наслаждаешься, и я скажу, кто ты».

Где искать наслаждения?

Легче и лучше всего в профессиональной деятельности. Для этого надо стать профессионалом высокого класса. Если преподаватель говорит, что испытывает большое волнение перед каждой лекцией, что она забирает у него много сил, я начинаю сомневаться в уровне его квалификации. Врач не дол­жен умирать с каждым больным. Он только должен с чистой совестью сделать для больного все, что можно, и тогда его работа превратится е наслаждение.

Для меня сейчас критерием эффективной работы являет­ся наслаждение. Если после работы я устал и не получил на­слаждения, то это значит, что мне следует искать пути по­вышения ее эффективности.

Есть несколько существенных отличий физических на­слаждений от духовных. Физические наслаждения нас скорее разъединяют, а духовные объединяют. Если я получаю наслаж­дение от красной икры, а количество ее на столе ограничен­но, еще один любитель красной икры в этот момент другом мне не становится. Вряд ли кто захочет поделиться со мной своим сексуальным партнером, от которого он получает на­слаждение.

Важнейший признак духовных наслаждений с ними не жалко делиться, наоборот, оттого, что делишься ими, полу­чаешь дополнительный источник наслаждений. Это положе­ние хорошо иллюстрируется восточной притчей. «У меня одно яблоко и у тебя одно яблоко. Если мы с тобой ими обменяем­ся, то у тебя останется одно яблоко и у меня одно. Но если у меня одна идея и у тебя одна идея, то после обмена идеями у каждого из нас будет две идеи».

"И, наконец, наслаждения укрепляют здоровье и продлева­ют жизнь человека. Ведь при наслаждении в крови человека повышен уровень эндорфинов и алкоголя, что улучшает про­цессы адаптации. Человек, который часто наслаждается, пе­рестает употреблять спиртные напитки, и у него нет склон­ности к употреблению наркотиков.

Но как человек привыкает к дозе морфия или алкоголя, так и привыкаем мы к объекту наслаждений. После многократ­ного повторения чувство наслаждения перестает вызывать­ся одними и теми же предметами. Обратите внимание, как быстро выходят из моды песни, как быстро вы перестаете наслаждаться недавно полученной и только что отремонтиро­ванной квартирой. Приходится придумывать что-то новое. Фактически погоня за наслаждениями является источником развития человека.

Однако есть еще один источник наслаждения, который, не требует дополнительных материальных вложений и смены объекта наслаждений, особенно - духовных. Источник этот собственное духовное развитие. Человек начинает больше ви­деть в том же предмете и в том же человеке. Тогда можно многократно возвращаться к одной и той же гениальной кни­ге. При последующем чтении ты найдешь в ней что-то новое. Тебя больше начнут интересовать те же самые люди, ибо ты увидишь в них что-то такое, чего раньше не замечал. И тог­да источники наслаждений станут необозримыми и будут всегда возле нас.

Так давайте будем учиться наслаждаться!

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (676)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)