Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Боевые традиции Вооруженных сил Российской Федерации




 

Боевые традиции российских Вооруженных сил — это исторически сложившиеся в армии и на флоте, переда­ющиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выпол­нением боевых задач и несением воинской службы.

 

Вооруженные силы каждого государства мира имеют свои боевые традиции. Их содержание определяется исторически­ми условиями формирования, государственным и обществен­ным строем страны, характером и предназначением воору­женных сил.

Воинские традиции далеко не однородны. Одни из них яв­ляются общими для всех вооруженных сил, другие присущи определенному роду или виду войск, третьи характерны для той или иной воинской профессии. На формирование и прояв­ление воинских традиций также влияют условия деятельно­сти воинских коллективов, отношения складывающиеся в них.

В целом воинские традиции подразделяются:

- по степени общности — на общие (характерные для всех Вооруженных сил) и частные (характерные для опреде­ленного вида Вооруженных сил, рода войск и т.д.);

- по степени устойчивости — на устоявшиеся, отмира­ющие и возрождающиеся;

- по степени общественной значимости — на боевые, ратно-трудовые и воинского быта.

Наиболее значимыми среди воинских традиций являются боевые, так как именно они определяют поведение воинов и воинских коллективов в ходе боевых действий или в услови­ях, приближенных к боевым.

К боевым традициям воинов российских Вооруженных сил относятся:

- беззаветная преданность Родине и постоянная готов­ность к ее защите;

- верность воинской присяге и воинскому долгу, умение стойко переносить трудности военной службы;

- любовь к своей части, кораблю, воинской специально­сти;

- верность боевому знамени части, военно-морскому фла­гу корабля;

- войсковое товарищество и коллективизм;

- уважение к командиру и защита его в бою;

- гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным;

- постоянное стремление к овладению военно-профес­сиональными знаниями, совершенствование своей вы­учки и воинского мастерства, высокая бдительность, поддержание постоянной боевой готовности своей части, корабля.



В тяжелых испытаниях родилась и крепла основополага­ющая традиция — любовь к своему Отечеству, постоянная готовность выступить на его защиту.

На Руси исстари ненавидели захватчиков, врагов Отече­ства, презирали изменников и предателей. «Любить Родину — значит быть непримиримым к ее врагам» — эта истина про­несена через века.

Измена Родине — тяжелое преступление, которое никогда не может быть искуплено. Презрение к предателю в людской памяти остается навсегда. Даже его родные и близкие покры­ваются позором этого преступления; не в силах вынести осуж­дающие взгляды соседей, земляков, они часто меняют место жительства. В настоящее время измена Родине (государствен­ная измена) считается уголовным преступлением и карается по закону.

Патриотизм русских воинов проявлялся и проявляется прежде всего в верности присяге и воинскому долгу, в хра­брости в бою.

Начиная с Петровской эпохи принцип наименования пол­ков по месту их формирования или длительной дислокации становится твердым правилом Русской армии. Эти наимено­вания, освещенные огнем боев, со временем стали символами воинской славы. Позднее появилась еще одна традиция — присваивать воинским единицам имена прославивших их полководцев или особо отличившихся бойцов.

Исключительно важными традициями армии и флота всег­да были войсковое товарищество и коллективизм. Еще со вре­мен Суворова главной заповедью российского солдата стало крылатое выражение: «Сам погибай, а товарища выручай». Трудно переоценить значение фронтовой дружбы — она дей­ствительно крепкая. В этом сумело убедиться не одно поко­ление солдат и матросов, в том числе наших современников.

Защита командира в бою всегда считалась высшим прояв­лением войскового товарищества. История свидетельствует о многих примерах героических действий по спасению коман­диров в боевой обстановке.

Не только в российской армии, но и во всех армиях мира при­сутствует традиция бережно сохранять память о павших героях. В пламени Вечного огня, величественных мемориалах и скромных обелисках, в произведениях литературы и искусства, но главное — в сердцах потомков навсегда сохранится образ тех, кто первым под­нимался в атаку, кто стоял насмерть на поле боя, кто не сломился под пытками и не выдал военной тайны.

Боевые традиции имеют огромное значение для поддержа­ния морально-психологического климата внутри каждого коллектива. Поэтому неслучайно, что многие нравственные нормы, лежащие в основе традиций, закреплены в военной присяге и воинских уставах. В результате традиции стано­вятся не только морально необходимыми, но и юридически обязательными.

Быть верным боевым традициям для каждого солдата или матроса означает:

- точно соблюдать требования законов, военной присяги, уставов, приказов и распоряжений;

- быть готовым вступить в бой и выполнить свой долг;

- настойчиво совершенствовать боевое мастерство, умело владеть оружием и боевой техникой;

- умело действовать в обстановке, приближенной к бое­вой, на учениях и маневрах, в полетах, морских и оке­анских походах;

- строго хранить военную и государственную тайну, про­являть бдительность;

- дорожить дружбой и войсковым товариществом;

- помогать командирам в укреплении воинской дисци­плины, поддержании организованности и порядка, в сплочении воинского коллектива.

В развитии традиций большую роль играет преемствен­ность поколений. Без того ценного, что накоплено пред­шествующими поколениями, новое поколение обойтись не может. Более того, перенимание опыта старших, опора на все лучшее, что в нем есть, развитие и обогащение этого опыта — обязательное условие благополучия любого обще­ства.

В § 4.11 мы с вами уже говорили о воинской чести.

Г.оп некая честь — это нравственные внутренние каче­ства и принципы воина (воинского коллектива), харак­теризующие его поведение, отношение к выполнению воинского долга.

Требования воинской чести, относящиеся к выполнению воинского долга, закреплены в военной присяге и общевоин­ских уставах и помимо моральной имеют правовую основу. В Уставе внутренней службы Вооруженных сил записано: «Военнослужащий должен с достоинством нести высокое зва­ние защитника Российской Федерации, дорожить честью и боевой славой Вооруженных сил, своей воинской части и че­стью своего воинского звания. Символом воинской части яв­ляется боевое знамя».

Почитание воинского знамени, верность ему, сохранение его в бою относится к числу наиболее давних традиций рус­ской армии и флота. Знамя объединяло и вдохновляло бой­цов, придавало им организованность и силу. Традиция по­клонения боевому знамени пронесена через века и свято чтит­ся сегодня.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды воинских традиций различают в российской армии?

2. Перечислите боевые традиции воинов российских Вооружен­ных сил.

3.Что означает для каждого солдата или матроса быть верным боевым традициям?

4. Приведите известные вам исторические примеры воинских тра­диций.

 

4.15. Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации

 

В формировании облика воина-патриота важную роль игра­ют воинские ритуалы.

 

 

Воинские ритуалы — это торжественные церемонии, эмоционально выражающие смысл и содержание тра­диций, связанных с важнейшими событиями в жизни общества; особая форма социального общения, в кото­рой находят отражение мировоззрение определенных социальных групп или общества в целом, а также нрав­ственные идеалы.

 

Ритуалы возникают на основе народного опыта, в кото­ром на первый план выступает наглядно-чувственная эстети­ческая сторона. Испытывая воздействие политики, права, нравственности и других институтов, ритуалы не поглоща­ются ими, а, в свою очередь, влияют на общественное настро­ение, общественное мнение и в определенной степени на дру­гие формы общественного сознания.

Ритуал принятия военной клятвы на верность царю и Оте­честву впервые закреплен в русском воинском «Уставе рат­ных, пушечных и других дел, касающихся до военной нау­ки» (1607 г.). «Каждый военный человек, — говорилось в нем, — должен приводиться к крестному целованию — при­носить присягу, верно служить и всем в послушании и поко­рении быть».

Запись, по которой служилый человек приносил клятву в присутствии священника, называлась крестоцеловалъной или подкрестной. Религиозная вера служила гарантом ис­полнения данных обязательств.

Разновидностью служебной присяги являлась поручная запись. Она предусматривала письменные гарантии какого- либо лица, в том числе родственника, за рекрутируемого. Та­ким образом, устанавливалась моральная ответственность дающего клятву перед своим поручителем.

Во времена Петра I воины клялись «служить верно и по­слушно; во всем поступать так, как честному, верному, по­слушному, храброму и неторопливому солдату быть надле­жит». По воинскому уставу присяга приносилась «при полку или роте, при распущенном знамени». Присягающий обязан был, произнося текст присяги, «положить левую руку на Евангелие, а правую руку поднять вверх с простертыми дву­мя большими перстами». Обязательным было целование Евангелия. Присягающие подписывали индивидуальные клятвенные обещания, или присяжные листы.

Ритуал принятия военной присяги периодически изменял­ся, но в основе своей сохранился до 1917 г. Рекрут всегда клялся, что он будет «служить верою и правдою государю Императору, Его Наследнику и Отечеству».

После 1917 г. принятие военной присяги инициировалось самими красноармейцами. Например, в отрядах Красной гвар­дии Замоскворецкого района Москвы принималась присяга следующего содержания: «Я, нижеподписавшийся, обязуюсь беспрекословно исполнять все распоряжения Совета Народных Комиссаров и лиц, поставленных им, строго сохранять дисци­плину во время исполнения служебных обязанностей, беспре­кословно подчиняться приказаниям товарищей инструкторов- командиров, назначенных Советами, бережно относиться ко всем предметам обмундирования, снаряжения и вооружения, помня, что это все наше народное достояние...».

Тексты первых «красных присяг» были неодинаковы, но смысл — един: сражаться за дело революции мужественно и стойко, до последней капли крови.

В апреле 1918 г. был утвержден общий для всей армии текст присяги под названием «Формула торжественного обе­щания».

В марте 1922 г. ВЦИК принял постановление о приведе­нии к присяге всего личного состава армии и флота. В этом постановлении говорилось, что революционное торжествен­ное обещание («красная присяга») должно стать для каждого гражданина, принимающего на себя высокое звание воина Красной армии, «торжественным выражением обязательств перед рабоче-крестьянской Республикой Советов и ее прави­тельством». Был установлен единый день приведения бойцов к присяге — 1 мая, а также одинаковый порядок ее приня­тия. Присяга принималась коллективно, в строю. Предста­витель центральной или местной власти, уполномоченный для приведения к присяге, кратко разъяснял ее сущность и громко зачитывал текст. Военнослужащие повторяли вслух каждое слово.

Этот порядок существовал до 1939 г., когда Президиум Верховного Совета СССР утвердил новый текст военной при­сяги в соответствии с принятой в 1936 г. Конституцией СССР. Одновременно было утверждено и новое Положение о поряд­ке принятия присяги. С этого времени воины армии и флота принимают военную присягу индивидуально и скрепляют ее собственноручной подписью.

В последующее время в текст присяги вносились некото­рые изменения, но смысл ее оставался прежним.

Текст ныне действующей военной присяги утвержден Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Военная присяга

«Я (фамилия, имя, отчество) торжественно присягаю на вер­ность своему Отечеству — Российской Федерации.

Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Феде­рации, строго выполнять требования воинских уставов, при­казы командиров и начальников.

Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».

Принятие присяги — событие не обычное, не рядовое. По­говорите с любым военнослужащим, и он вспомнит день и час, когда давал клятву на верность Родине.

Известный писатель Валентин Пикуль принимал присягу четырнадцатилетним юнгой в декабре 1942 г. на Соловках. Через 45 лет он так описывал этот день: «Это было огромней­шим событием в нашей жизни, оставившим в ней глубокий след. Сегодня смотришь иной раз по телевизору, как прини­мают присягу. Родители приезжают, оркестр исполняет праздничный туш. Ничего этого у нас не было. Застывший лес, шинель, ботинки разваливаются, руки без перчаток. И вот берешь рукавом шинели винтовку ледяную, промерз­шую, и даешь присягу. Вроде буднично, не романтично, даже грубо как-то. Но все это было нами до глубины души прочув­ствовано. Присяга давалась в сложных условиях, и никакой папа, никакая мама, никакая бабушка не смотрели в этот момент на нас. Мы были наедине друг с другом — мы и при­сяга. И хором, я помню, мы ее не читали. Каждый произно­сил присягу сам. И этой, единственной в жизни, клятве мы верны по сей день».

Сегодня приведение к присяге происходит следующим об­разом. В назначенное время воинская часть выстраивается в пешем строю, форма одежды — парадная. В руках у военно­служащих оружие. Приводящиеся к присяге стоят в первых шеренгах. Командир воинской части в краткой речи напоми­нает им значение военной присяги и той почетной обязанно­сти, которая возлагается на них.

Затем он отдает команду «Вольно» и приказывает коман­дирам подразделений приступить к торжественному меро­приятию. Командиры подразделений поочередно вызывают из строя военнослужащих, приводимых к присяге. Каждый из них читает вслух перед строем текст присяги, после чего собственноручно расписывается в специальном списке (акте) и становится на свое место в строю.

По окончании церемонии оркестр исполняет Государствен­ный гимн.В военном билете военнослужащего делается отметка: «К во­енной присяге приведен (число, месяц, год)».

Приведение к военной присяге может проводиться в исто­рических местах, у братских могил героев, павших за свобо­ду и независимость Родины.

День приведения к военной присяге является для данной части праздничным.

 

Выполнение требований военной присяги представляет собой служебную обязанность для каждого солдата и является делом его совести и чести.

 

Нарушение присяги всегда считалось преступлением и строго каралось законом. Уголовной или другой ответственности за отказ давать присягу в российском законодательстве не предусмотрено. Однако за нарушение уставов и приказов командиров ( что юридически может рассматриваться как нарушение присяги) полагается дисциплинарное или даже уголовное наказание как за военное преступление.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что понимается под воинскими ритуалами

2. Как развивалась церемония принятия военной присяги в истории Вооруженных сил России?

3. Какова роль военной присяги в воинской службе?

4. Как звучит текст современной военной присяги?

5. Предусмотрены ли наказания за отказ дать присягу или за нарушение присяги?

 

 





Читайте также:


Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (17621)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)