МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
В ходе изучения дисциплины «Методы и методология научного исследования» преподаватель должен познакомить магистрантов с основными формами организации учебно-исследовательской деятельности – реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа, магистерское исследование, и основными характеристиками и этапами проведения исследований. В процессе изучения курса следует уделять внимание межпредметным связям, рассматривать научно-исследовательскую деятельность в области филологии в связи с историей литературы, теорией литературы и историй литературной критики. Дисциплина «Методы и методология научного исследования» основывается на лекционных и практических занятиях, в ходе которых магистранты знакомятся с особенностями исследовательской деятельности, применяя полученные знания на практике. Занятия по курсу начинаются с рассмотрения общей методологии исследований, а также организации исследования как важного этапа, который определит успех научной работы. Большое внимание уделяется конкретным методам литературоведческого исследованиия. Преподаватель должен научить магистранта умению определять цели и задачи исследования, отличать основные методы, знать их историю и специфику применения. Преподавание курса ставит перед преподавателем следующие задачи: 1. Ознакомить студентов с различными возможностями подхода к тексту, которые открываются перед исследователем, 2. Познакомить с основной терминологией, используемой различными литературоведческими школами, с деятельностью наиболее значительных классиков литературоведческой науки. 3. Показать связь метода с мировоззрением исследователя, 4. Выработать навыки поиска метода, наиболее адекватного для каждого конкретного случая исследования. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К МЕТОДАМ И МЕТОДОЛОГИИ Метод, методика, методология – к вопросу трактовки понятий. Основные научные методы исследования. Методология науки и ее роль в развитии научного познания. НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ, МЕТОДЫ В XIX ВЕКЕ Биографический метод Теоретико-методологические основания биографического метода. Жизнь и творчество Ш.О. Сент-Бева. Биографический метод в русском литературоведении ХIХ в. (научная деятельность Н.А.Котляревского). Трансформация биографического метода во второй половине ХХ века: импрессионистская критика, эссеизм. Биографический подход при изучении наследия крупных художников слова (Г.Тукая, С.Рамиева, Ш.Бабич и др.) в трудах татарских ученых XX века. Использование биографического подхода при изучении творчества М.Джалиля, Х.Туфана и др. Эссеистика на рубеже ХХ-ХХI вв. Мифологическая школа Возникновение мифологической школы на рубеже XVIII-ХIХ вв. Влияние «Немецкой мифологии» братьев Гримм на становление мифологической школы. Мифологическая школа в русском литературоведении: А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев. Культурно-историческая школа Предпосылки возникновения культурно-исторического метода. Влияние философии позитивизма на становление культурно-исторической школы. Научная концепция И.А.Тэна. Культурно-историческая школа в русском литературоведении: А.Н.Пыпин, Н.С.Тихонравов и др. Эволюция культурно–исторического метода: взгляды В.В.Плотникова, Л.Е.Комачевского, Б.И.Пуришева. Сравнительно-историческое направление. Становление сравнительно–исторической школы. А.Н.Веселовский как теоретик сравнительно-исторического направления в русском литературоведении Х1Х в. Трансформации сравнительно-исторической методологии в XX веке: труды В.М.Жирмунского, Н.И.Конрада. Проблема сравнительного и сопоставительного изучения литератур. Психологическое направление Духовно–историческая школа в Германии (В.Дильтей, В.Вундт), психологическая школа во Франции (Г.Тард, Э.Эннекен). Причины и условия возникновения психологического направления в русском литературоведении. Концепции А.А.Потебни, Д.Н.Овсянико– Куликовского. Концепция психологического анализа литературного произведения в 1920–30–е гг. (Л.С.Выготский). Исследования К.Леонгарда, Мюллер– Фрейнфельс и др. НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ, МЕТОДЫ В XX ВЕКЕ Психоанализ Теоретические основы психоаналитической критики. Жизнь и деятельность З.Фрейда. Психоаналитические труды Фрейда. Психоанализ К.Г.Юнга. Индивидуальное и коллективное бессознательное. Теория архетипов. Гуманистический психоанализ Эриха Фромма. Понятие о социальном бессознательном. Исследования Ж.Лакана. Психоаналитические теории в России в 20–е гг. ХХ в. (И.Д.Ермаков). Психоанализ в современном литературоведении.
Историко-функциональный метод Историко-функциональный метод в литературоведении: гносеологическая основа, предмет и цель историко-функциональных исследований. Психологическая школа в предыстории метода.
Социологизм Возникновение социологизма. Различие социологического и культурно–исторического методов. Особенности применения социологического метода в русском и татарском литературоведении. Взгляды П.Н.Сакулина. Труды Г.Нигмати, Ф.Бурнаша. Вульгарный социологизм: генезис и суть (В.М.Фриче, поздние работы В.Ф.Переверзева). Ф.Г.Галимуллин о вульгарном социологизме в татарском литературоведении. Социологизм как элемент в литературоведческих концепциях второй половины ХХ века (В.Н.Волошинов, Г.А.Гуковский). Социологизм в мировом масштабе: в Германии (Б.Брехт, Г.Лукач), в Италии (Г.Вольпе), во Франции, стремления к синтезу социологизма и структурализма (Л.Гольдман), социологизма и семасиологии
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1123)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |