Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Модуль II. Рынок и основы поведения потребителя





Понятие рынка. Общественное разделение труда, сравнительные преимущества, обмен, автономия хозяйствующих субъектов в принятии решений как условия возникновения рыночного хозяйства. Трансакционные издержки и границы рынка.

Субъекты рынка: домашние хозяйства, бизнес, правительство, заграница.

Понятие экономического и неэкономического блага. Товар.

Конкуренция и ее виды.

Экономические блага и их классификации. Полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ. Кругообороты благ и доходов.

Возникновение и эволюция денег. Деньги и экономия трансакционных издержек.

Спрос, предложение, конкуренция. Кривые спроса и предложения. Алгебраическое выражение функций спроса и предложения. Факторы смещения кривых спроса и предложения. Равновесие на рынке. Равновесная цена. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие. Закон предложения и закон спроса.

Основные типы рыночных структур: понятие совершенной и несовершенной конкуренции.

Понятие эластичности. Эластичность спроса по ценам. Факторы эластичности. Коэффициент эластичности. Перекрестная эластичность спроса по ценам. Эластичность спроса по доходам. Эластичность предложения по ценам. Фактор времени и мобильности экономических ресурсов при характеристике эластичности предложения. Показатели эластичности.

Потребительский выбор в условиях совершенной конкуренции. Кардиналистская концепция полезности. Спрос и убывающая предельная полезность. Первый и второй законы Госсена.

Ординалистская концепция полезности. Бюджетное ограничение. Кривая безразличия потребителя. Предельная норма замещения. Условия равновесия потребителя.

Эффект дохода и эффект замещения по Хиксу и по Слуцкому. Нормальные и низкокачественные (низшие) товары. Товар Гиффена. Кривые Энгеля. Излишек потребителя в условиях совершенной конкуренции.

Фактор времени и дисконтирование. Потоки и запасы. Номинальные и реальные величины.

Излишки потребителя и производителя. Теории поведения производителя и потребителя.



Конкурентное предложение и издержки производства. Альтернативные издержки фирмы (явные и неявные). Невозвратные издержки. Бухгалтерские и экономические издержки. Издержки и нормальная прибыль. Постоянные и переменные издержки. Валовые, предельные, средние издержки. Издержки фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде. Эффект масштаба и издержки фирмы. Валовые выручки и издержки. Прибыль бухгалтерская и экономическая. Чистый денежный поток. Приведенная (дисконтированная) стоимость. Внутренняя норма доходности. Общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности.

Валовой и предельный доход фирмы в условиях совершенной конкуренции. Излишек производителя. Условие равновесия фирмы-совершенного конкурента (в краткосрочном и долгосрочном периоде). Максимизация прибыли и минимизация убытков. Квазирента.

Понятие предельной фирмы. Излишек потребителя, излишек производителя и взаимовыгодность обмена.

Отдача от масштаба производства. (снижающаяся, повышающаяся, неизменная).

Неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность.

Власть над ценой со стороны производителя в условиях рыночных структур несовершенной конкуренции (чистой монополии, дуополии, олигополии, монополистической конкуренции с дифференциацией продукта). Понятие «ценополучателя» и «ценоискателя». Открытая, закрытая, естественная монополия. Ценовая дискриминация. Олигополия.

Барьеры входа и выхода (в отрасли).

Цена, предельный доход и валовой доход в условиях несовершенной конкуренции. Максимизация прибыли в условиях чистой монополии. Излишек потребителя и излишек производителя при несовершенной конкуренции. Проблема «мертвого убытка»( чистые потери от монополизации). Индекс Лернера как измеритель монопольной власти. Ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени.

Особенности ценообразования в условиях естественной монополии.

Олигополистическая структура рынка. Концентрация рынка и способы ее измерения. Индекс Герфиндаля. Олигополистическая взаимозависимость. Теория игр при объяснении олигополистического поведения. «Дилемма заключенного». Ломаная кривая спроса, картель, ценообразование по принципу «издержки плюс», лидерство в ценах и другие формальные модели олигополии. Неценовая конкуренция.

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта: степень монопольной власти, потери и выигрыш для потребителя. Монопсония: власть над ценой со стороны покупателя. Симметрия в положении монополиста и монопсониста.

Антимонопольное регулирование.

Сравнительное преимущество.

Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Понятие асимметричной информации («рынок лимонов»). Неопределенность и риск. Измерение риска (объективная и субъективная вероятность, ожидаемое значение). Отношение людей к риску: противники риска, нейтральные к риску, склонные к риску. Концепция ожидаемой полезности при объяснении различного отношения людей к риску. Способы снижения риска (диверсификация, объединение риска, распределение риска и др.). Страхуемые и нестрахуемые риски. Страхование в бизнесе и других областях человеческой жизнедеятельности.

Механизм уменьшения асимметричности информации: рыночные сигналы и гарантии.

Технологический и институциональный подход при объяснении природы фирмы.

Трансакционные издержки и функционирование фирмы. Виды ресурсов, или активов (общие, специфические, интерспецифические). Основные типы контрактов: классический, неоклассический, отношенческий. Проблема оппортунистического поведения при анализе контрактных отношений. Проблема «принципал-агент». Фирма как особая форма организации контрактов.

Понятие организации. Классификация организаций. Внешняя и внутренняя среда.

Диверсификация, концентрация и централизация производства.

Организационные формы бизнеса: индивидуальное владение, партнерство, корпорация и др. Преимущества и недостатки различных организационных форм бизнеса.

Общественные потребности и оптимальный размер фирмы. Малые, средние, крупные фирмы, их функциональная роль в рыночном хозяйстве.

Открытие и закрытие организаций. Санация и банкротство.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (426)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)