Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические занятия (лекции) – 6 часов



2015-11-07 871 Обсуждений (0)
Теоретические занятия (лекции) – 6 часов 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 1.Предмет и метод экономической теории

Тип лекции: информационная лекция

Экономическая наука, подобно любой другой науке, имеет свой специфический предмет исследования и использует при анализе этого предмета особые приемы изучения. Совокупность приемов и способов изучения образуют метод экономической науки. Предмет и метод тесно связаны друг с другом и в совокупности определяют границы той отрасли знаний, которая представлена экономической теорией. Исходя из задачи данной темы, необходимо заострить внимание на рассмотрении следующих вопросов.

1. Предмет и функции экономической науки. Взаимосвязь экономики и права.

2. Методология и методы экономической науки.

3. Возникновение и основные этапы развития экономической науки.

 

1.Предмет и функции экономической науки.
Взаимосвязь экономики и права

 

Приступая к рассмотрению первого вопроса, необходимо, прежде всего, выяснить, что представляет собой категория «экономика». Термин «экономия» («ойкономия») возник в Древней Греции. Его ввел еще в VII в. до н.э. греческий поэт Гесиод, соединив два слова: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (закон, учение). Это понятие означает учение, искусство, свод правил ведения домашнего хозяйства. В научном обороте его широко использовали представители древнегреческой мысли Платон, Ксенофонт и Аристотель. В современных условиях термин «экономика» используется в нескольких значениях.

Экономика − это деятельность людей, связанная с производством и реализацией материальных и духовных благ, удовлетворением разнообразных потребностей общества. Это сфера жизнеобеспечения общества, его фундамент. Поэтому экономика выступает главной сферой жизнедеятельности человека. С точки зрения отраслевой структуры, экономика представляет сочетание видов хозяйственной деятельности, совокупность отраслей и видов производства, обусловленных развитием общественного разделения труда. Прогрессивный характер структуры экономики определяется сегодня удельным весом наукоемких и высокотехнологичных производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию. Совокупность объектов, обеспечивающих функционирование общественного производства, образует производственную инфраструктуру.

Экономика − это система многообразных экономических отношений между людьми и связей между хозяйствующими субъектами. Они определяют характер хозяйственного жизнеустройства общества, его экономического строя.

Существует несколько групп экономических отношений, разных по характеру. Организационно-экономические или организационно-управленческие отношения обусловлены разделением труда и его организацией. Они осуществляются через деятельность различных институтов общества: организационно-правовые структуры, учреждения, правовые нормы и т.д. Эти отношения служат базой для формирования и развития институциональной экономики, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди которых исключительно важную роль играют технико-экономические факторы.

Особое место в экономике занимают социально-экономические отношения. Они определяют характер экономической системы, ее противоречия и движущие силы. Социально-экономические, или производственные отношения, − это объективно складывающиеся отношения между людьми, необходимая сторона общественного производства. «В производстве люди вступают в отношения не только к природе, чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих отношений существует их отношение к природе, имеет место производство».

Для характеристики экономической системы особое значение имеют отношения присвоения факторов производства и его результатов, т.е. отношения собственности. Созданный в обществе продукт подлежит распределению. Таким образом, возникают отношения распределения. Распределяет продукт тот, кому принадлежат производство и его результаты.

Продукты доходят до потребителя посредством обмена. Так возникают отношения обмена. Условия обмена определяет собственник средств производства, интеллектуального продукта. Продукты производственного и потребительского назначения постоянно потребляются. Возникают отношения потребления. Исходя из вышеизложенного, экономика представляет собой единство отношений производства, распределения, обмена, потребления.

Социально-экономические (производственные) отношения выступают общественной формой развития производительных сил, которые являются совокупностью средств производства и людей, обладающих знаниями, производственным опытом, навыками к труду.

Средства производства включают предметы труда, т.е. то, на что направлен труд человека. Они либо даны самой природой (залежи руды), либо являются продуктом предшествующего труда, т.е. сырым материалом. Благодаря достижениям науки, человек создает предметы труда с заранее заданными свойствами, которых нет в природе (химическое сырье). Средства труда − это то, чем человек воздействует на предмет труда при создании готовой продукции. В них входят орудия труда: машины, станки, инструменты, двигатели, передаточные и управляющие устройства. Люди являются главным элементом производительных сил и главной производительной силой общества. Они создают и используют продукты в своих целях.

Экономика − это наука о законах развития экономических отношений, о сущности, целях и задачах экономической системы. Экономическая наука представляет собой форму научного экономического знания, совокупность положений и выводов, отражающих и объясняющих экономическую действительность.

Наконец, экономика − это учебная дисциплина. Как наука она представляет собой производство новых экономических знаний, а как учебная дисциплина − их освоение в целях образования.

Экономическая теория, подобно любой другой науке, имеет свой специфический предмет исследования и использует при анализе этого предмета особые приемы изучения, совокупность которых составляет ее метод. Предмет и метод тесно связаны друг с другом и в совокупности определяют границы той отрасли знаний, которая представлена экономической теорией.

Существует много различных определений предмета экономической теории. Наиболее распространенной и общепризнанной в силу своей точности и лаконичности является формулировка определения предмета науки, данная английским экономистом Лайонелом Роббинсом: «Именно формы, которые принимает человеческое поведение, когда необходимо распорядиться редкими ресурсами, составляет единый предмет экономической науки. Экономическая наука − это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление». Возможность различного (альтернативного) употребления ограниченных средств ставит перед людьми проблему рационального выбора. Экономическая теория тесно связана со многими другими науками, как мы отметили выше:философией, психологией, историей, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией и др.

Итак, экономическая теория изучает деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов.

С точки зрения масштабов изучаемого объекта, различают два уровня экономического анализа, которым соответствуют два раздела экономической теории − микроэкономика и макроэкономика.

Микроэкономика − такой раздел нашей науки, который предполагает анализ экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей.

Макроэкономика − приставка «макро» означает «большой» − занимается изучением законов функционирования всей национальной экономики в целом, а также входящих в нее так называемых агрегатов − домашних хозяйств, частного сектора, правительственного сектора.

Основными функциями экономической теории являются: познавательная, позволяющая расширять наши познания в области сложных экономических процессов в постоянно меняющемся мире; методологическая, дающая теоретическую основу для исследований в прикладных экономических науках; практическая, позволяющая сделать правильный выбор при проведении государственной политики; прогностическая, делающая возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития.

Между экономикой и правом существует тесная взаимосвязь. Для всестороннего функционирования экономики государства, а также во избежание нарушения внутренних и внешних диспропорций в экономических процессах необходимо обеспечить данную систему нормативно-правовой базой. Так, например, для развития рыночной экономики государство должно, как минимум, законодательно обеспечить:

1) гарантии частной собственности в целом и права индивидуальных предпринимателей в частности;

2) проведение соответствующей государственной налогово-бюджетной, кредитно-денежной и таможенной политики;

3) защиту экономических прав работников и безработных граждан;

4) принятие правовых мер по искоренению коррупции, денежных махинаций, обмана потребителей и государства.

5) ужесточение мер по недопущению незаконного присвоения чужой собственности и т.д.

В современных условиях необходимо принятие международных правовых актов и проведение национального законодательства в соответствие с ним.

 



2015-11-07 871 Обсуждений (0)
Теоретические занятия (лекции) – 6 часов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические занятия (лекции) – 6 часов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (871)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)