Средние скорости молекул
Пользуясь функцией распределения М., можно вычислить ряд важных в молекулярной физике величин: средней арифметической скорости <v>, средней квадратичной скорости v = √<v2> и наиболее вероятной скорости vн. 1. Средняя арифметическая скорость <v> по определению равна отношению суммы скоростей всех молекул единицы объема к числу молекул единицы объема. Число молекул в единице объема, скорости которых заключены в интервале от v до v+dv равно nf(v)dv; Сумма скоростей всех таких молекул равна vnf(v)dv. Чтобы найти сумму скоростей всех молекул, обладающих любыми скоростя
<v> = ∫
<v> = 4/√π (m /2kT)3/2∫ v3
vdv = d(v2)/2, значит <v> = 4/√π (m/2kT)3/2½∫ v2e[D11] d(v2) Введем новую переменную Z=mv2/2kT :
<v> = 4/√π (m/2kT)3/22(kT/m)2 = √8kT/πm 2) Средняя квадратичная скорость √ <v2> – отношение сумм
берется по частям ∫ v4e[D14] dv = 3/8(2kT/m)5/2√π тогда <v2> = 3kT/m; v = √ <v2> = √ 3kT/m 3)Наиболее вероятная скорость молекулы, ей соответствует max на кривой распределения М., поэтому ее находят, приравнивая производную функции нулю: (d/dv)f(v) = d/dv(4/√ π (m/2kT)3/2v2e[D15] ) = 0 т.е. d/dv(v2e[D16] ) = 0, после дифференцирования получаем: 2ve[D17] (1-mv2/2kT) = 0. Это уравнение имеет три решения: v = 0; v = ∞, либо выражение в скобках равно нулю. Следовательно, vн находят из условия: 1- mv2/2kT = 0 => vн = √ 2kT/m Сравнивая выражения для <v>, v и vн, видно, что v = √3π/8<v> = 1,09<v> = √3/2 vн = 1,22vн т.е. и средняя арифметическая, и средняя квадратичная скорости близки к vн.
рис.17
Второй закон термодинамики Для полного описания термодин. процессов первого з-на т. недостаточно. Как всеобщий з-н сохр. и превращ. энергии, он не позволяет определить направление протек. процессов. Например, процесс передачи теплоты от холл. тела к гор. не противоречит 1 з-ну т., если только уменьшение внутр. энергии холодного тела равно энергии, получ. горячим телом. Опыт показывает, однако, что такие проц. не происх. Пр. при опускании раскаленного металла в воду, никогда не наблюдается дальнейшее нагревание металла за счет соотв. охлажд. воды. Обобщение огромного экспер. мат. привело к необход. развития термод. и формулировки 2-го з-на т., что превратило термодинам. метод иссл. в физике в один из самых мощных методов.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1391)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |