Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность научных подходов к управлению конкурентоспособностью



2015-11-08 1602 Обсуждений (0)
Сущность научных подходов к управлению конкурентоспособностью 0.00 из 5.00 0 оценок




 

2.3.1. Системный подход

Системный подход в современной интерпритации ( наряду с методами исследования, функционально-стоимостным анализом и т.д.) является для экономики изобретением XX века, позволяющим повысить организованность, качество и эффективность управляемых объектов. Однако в экономике в полном объеме, с точки зрения методологии, применяется редко. Системный подход это философия управления, метод выживания на рынке, метод превращения сложного в простое, восхождение от абстрактного к конкретному. Характерными чертами развития социально-экономических систем являются:

1. Дифференциация с последующей интеграцией научных знаний, рост числа междисциплинарных проблем: комплексность проблем и необходимость их изучения в единстве технических, экономических, социальных, экологических, психологических, управленческих, и множества других аспектов. Достаточно сказать, как шутят математики, дифференциация научного знания такова, что скоро исследователь будет знать все ни о чем;

2. Отсюда резкое усложнение решаемых проблем;

3. Рост числа связей между объектами. Глобализация экономики стран мира. Закономерность такова, что удвоение объема производства объектов вызывает увосьмирение информации о нем;

4. Рост динамичности изменения ситуаций;

5. Дефицитность ресурсов;

6. Повышение уровня стандартизации;

7. Качественно новый уровень связи и обработки информационных потоков. Отсюда и новый уровень компьютеризации и автоматизации элементов производственных и управленческих процессов;

8. Усиление роли человеческого фактора в управлении, а отсюда и рост ошибочных решений и технических и технологических сбоев в производстве с тяжелыми последствиями.

Перечисленные черты вызывают неизбежность применения системного подхода, поскольку только на его основе можно обеспечить качество управленческого решения. Системный подход – это методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих:

1) Внешнее окружение, включающее вход и выход систем, связь с внешней средой, обратную связь;

2) Внутренняя структура – совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы. Пример по теме рис 1.1.

В работе [8] приведена, на наш взгляд, достаточно полная методология реализации системного подхода.

- определены основные термины и понятия и их сущность (27 параметров);

- определены свойства систем и их характеристики дифференцировано по: сущности и сложности; связям с внешней средой; построению дерева целей; функционированию и развитию. (всего 30 параметров)

Приведены 30 правил применения системного подхода.

 

2.3.2. Логический подход

Основой логического подхода к выполнению работ являются принципы диалектической и формальной логики. К методологическим принципам диалектической логики относят: 1) принцип объективности рассмотрения объекта; 2) принцип всесторонности рассмотрения объекта; 3) принцип историзма. Первый вытекает из первичности материального и вторичности идеального. Второй – требование рассматривать объект во всех его связях и отношениях. Третий, требует рассматривать объект в его развитии, самодвижении. К методологических принципам формальной логики относят: 1) принцип тождества; 2) принцип непротиворечия; 3)принцип исключенного третьего; 4) принцип достаточного обоснования.

Принцип тождества устанавливает требования определенности мышления: в процессе рассуждения, употребляя некоторый термин, мы должны употреблять в одном и том же смысле, понимать под ним нечто определенное. Хотя предметы, существующие в объективной действительности, непрерывно изменяются, в понятиях об этих предметах выделяется нечто неизменное. В процессе рассуждений нельзя изменять понятия без специальной оговорки.

Принцип непротиворечия требует, чтобы мышление было последовательным.Запрещается одновременно принимать некоторые утверждения и отрицать их.

Принцип исключенного третьего требует не отвергать одновременно высказывание и его отрицание. Уточнив понятия, мы должны сказать о двух суждениях, одно из которых является отрицанием другого, что одно из них обязательно истинно, т.е. третьего не дано.

Принцип достаточного обоснования требует, чтобы всякое утверждение было обоснованным, т.е. истинность утверждений нельзя принимать на веру. Если требование этого не выполняется, то утверждения оказывается необоснованными.

 

2.3.3. Воспроизводственно-эволюционный подход

Этот подход ориентирован на постоянное возобновление производства. Каждая новая модель промышленной продукции должна быть лучше заменяемой. Элементами воспроизводственно-эволюционного подхода являются:

1) Применение опережающей базы сравнения при планировании частных показателей качества и ресурсоемкости обновляемого объекта, базы, отвечающей достижениям НТП в данной области на момент приобретения объекта потребителем.

2) Трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта.

3) Рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта в координатах времени и программы выпуска.

4) Обеспечение пропорционального развития элементов внешней среды системы обеспечения конкурентоспособности (макросреды, инфраструктуры района). В целом применение опережающей базы сравнения при планировании обновления объектов требует высокой квалификации работников, мощной научно-экспериментальной базы, большого объема качественной информации.

Поэтому данный подход следует применять к воспроизводству только приоритетных объектов. Как и при решении любых стратегических проблем, завтрашний успех определяется качеством принимаемого сегодня стратегического управленческого решения, а сегодняшнее состояние определяется тем, как профессионально и настойчиво мы работали вчера. Методика планирования воспроизводства продукции с ориентацией на показатели лучших мировых образцов (приоритетного конкурента) называется бенчмаркингом.

2.3.4. Инновационный подход

Сущность инновационного подхода к управлению заключается в ориентации развития экономики страны на активизацию инновационной деятельности в области базовых наукоемких отраслей, являющихся двигателями развития экономии (космическая техника, авиация, судостроение, машиностроение, вооружения, в последние годы нанотехнологии). Факторы производства и инвестиции должны быть средствами научно обоснованной инновационной деятельности, а не ее целью.

2.3.5. Комплексный подход

При примени комплексного подхода (междисциплинарного) должны учитываться технические, экологические, организационные, социальные, психологические, политические, демографические и т.д. аспекты управления и их взаимосвязи. Это диалектика природы. К сожалению на практике не всегда соблюдается это требование. Конечно, каждая проблема, техническая, социально-экономическая и т.д. требует особых исследований по определению аспектов (параметров) которые необходимо учесть при проектировании и реализации проектов. Так, например, при проектировании новых орудий труда показателем экологичности иногда уделяется второстепенное внимание, поэтому они сразу становятся неконкурентоспособными. Эффективность инвестиционных проектов будет мизерной, либо отрицательной, если при блистящем решении технических проблем будут упущены другие аспекты управления. Пример, создание единой глубоководной системы Европейской части страны. Москва стала портом пяти морей, мощный технический прогресс на водном транспорте (мощные большегрузные суда, что весьма эффективно на перевозках грузов)отрицательный эффект: затоплены луга и пастбища в пойме р.Волги, р.Оки, р.Дона, что полностью подорвало животноводство в бассейнах этих рек. Теперь Костромской и Ярославский сыры производятся в Европе. Пропала речная рыба, раньше осетров и стерлядь ловили до верховьев Волги, теперь только до Волгоградской ГЭС. Вода этих рек стала непригодной без жестокого хлорирования и прочей очистки для бытового использования и в пищу.

 

2.3.6. Глобальный подход

Развитие новых информационных технологий на основе электронной связи позволило значительно улучшить международную интеграцию и кооперацию. Скорость заключения контрактов и осуществления сделок резко возросла. Современные коммуникации способствуют динамичному и эффективному развитию бизнеса, так как становятся реальностью конкурентные преимущества в любой точке Земли. Сущность глобального подхода в том, что при формулировании и решении проблем обеспечения конкурентоспособности крупных объектов, точка обзора должна быть над глобальной системой, а не на уровне, где находится анализируемый объект. По сути, обзор должен отвечать требованиям системности, логичности, комплексности в рамках мирового сообщества. Глобальный подход в настоящее время применяется при решении вопросов международной стандартизации, метрологии и сертификации, информационного обеспечения управления различными объектами, выполнения финансовых операций, создания и функционирования и развития меж- и транснациональных корпораций, компаний и фирм.

2.3.7. Интеграционный подход

Интеграционный подход к управлению нацелен на исследование и усиление взаимосвязей: а) между отдельными подсистемами и компонентами системы обеспечения конкурентоспособности; б) между этапами жизненного цикла объекта управления; в) между уровнями управления по вертикали (страна, регион, город, фирма, ее филиалы и подразделения);г) между субъектами управления по горизонтали, а также внутри фирмы, между службами и отделами.

Интеграция по этапам жизненного цикла объекта управления обеспечивается формированием единой согласованной информационной системы управления, включающей показатели качества, количества затрат. Согласованность перечисленных показателей дает возможность обеспечить оперативность управления и рациональность структуры ресурсоемкости.

Интеграция по вертикали достигается на основе объединения юридически самостоятельных мелких фирм для обеспечения новых конкурентных преимуществ, создания мощной научно-исследовательской базы, новых информационных технологий, сложного оборудования. Кроме того это связи между федеральными и муниципальными органами управления и фирмами в области рыночной, производственной и социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса.

 

2.3.8. Виртуальный подход

Сущность виртуального подхода заключается в применении сети Интернет, сотовой связи и других средств электронной связи с целью формирования виртуальных организационных структур, получения, обработки, использования и передачи информации для удовлетворения соответствующих потребностей при возможности действовать на местном уровне, а конкурировать в глобальном масштабе. На основе виртуального подхода создаются организации, осуществляется множество сделок и т.д.

2.3.9.Стандартизационный подход

Стандартизация (в соответствии с законом РФ «О стандартизации») как деятельность по установлению норм, правил и характеристик осуществляется в целях обеспечения:

- безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни и здоровья человека;

- технической и информационной совместимости;

- качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

- единства измерений;

- экономии всех видов ресурсов;

- безопасности хозяйственных объектов с учетом природных и технологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

Идея стандартизационного подхода к управлению конкурентоспособных объектов реализуется путем оптимального соотношения между стандартами и индивидуальными решениями, путем разработки и внедрения системы стандартов соответствующей категории. Развитие международной кооперации требует повышения качества и взаимозаменяемости, сокращения количества средств оснащения и коммуникаций. В настоящее время по различным направлениям создано много международных, европейских, национальных стандартов. Однако, результаты неудовлетворительны. Причины в игнорировании научных подходов, в том числе стандартизационного.

Основные направления мировой и национальной стандартизации:

- термины и определения в области менеджмента;

- связи (правовые, информационные, торговые) в мире;

- система мер и измерений;

- международные стандарты по математическому, правовому, техническому обеспечению новых информационных технологий;

- международные стандарты по оценке эффективности инвестиционной и инновационной деятельности, также управлению конкурентоспособностью;

- международные стандарты по системам качества и сертификации (серии ISO)

- международные стандарты по безопасности продукции, труда и окружающей среды;

- международные стандарты по торговле;

- международные стандарты по учету и др.

 

2.3.10. Маркетинговый подход

Маркетинговый подход это ориентация управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Выбор стратегии фирмы осуществляется на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, стратегической сегментации рынка, прогнозирования жизненных циклов будущих товаров, анализа конкурентоспособности товаров фирмы и товаров конкурентов. Выполнение этих функций стратегического маркетинга архисложная задача.

При применении маркетингового подхода, приоритетом выбора критериев управления являются следующие:

1) Повышение качества объекта (выхода системы) в соответствии с нуждами потребителей;

2) Экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества объекта, качества сервиса;

3) Экономия ресурсов в производстве объекта за счет реализации фактора масштаба, НТП, совершенствования системы менеджмента.

2.3.11. Эксклюзивный подход

Сущность эксклюзивного подхода к управлению конкурентоспособностью заключается в приобретении субъектом управления исключительного права на пользование по своему усмотрению новшеств в любой области деятельности или конкурентным преимуществом. Каждый субъект управления должен иметь что-то свое и редко делиться этим приобретением. Наиболее характерными объектами для реализации эксклюзивного подхода, приобретения исключительного права являются: конкурентоспособный персонал, торговая марка, новые информационные технологии, прогрессивное технологическое оборудование, ноу-хау, уникальные ЭММ и т.д. Для сохранения монопольного положения в какой-либо сфере деятельности субъекта управления выгодно не патентовать новые изобретения, не опубликовывать ноу-хау. Авторы крупных информационных, технических, научно-технических открытий, как правило, в мировом масштабе длительное время являются монополистами и получают высокую прибыль.

2.3.12. Функциональный и предметный подход

Сущность функционального подхода в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить при ее удовлетворении (классическими функциями составляющими содержание управления является: прогнозирование, планирование, организация в двух ее аспектах, организация технологических процессов, организация структур управления , контроль, учет, анализ, регулирование, руководство). Цепочка развития объекта для выполнения этих функций: потребности→функции (варьирование в рамках указанных функций методологически очень широкое)→показатели будущего объекта→изменение или формирование структуры объекта.

В настоящее время к управлению чаще всего применяется предметный подход, при котором улучшение достигается путем доработки существующей системы по результатам маркетинговых исследований, анализа НТП в заданной области, замечаниями и предложениями потребителей. Поэтому на практике перед разработчиками ставится задача достигнуть по важнейшим показателям качества объекта мирового уровня. В чем недостатки такого подхода? Во-первых, сами конструкторы не заинтересованы в проведении широкого и глубокого анализа мирового рынка. Мировой уровень потребностей к моменту внедрения объекта у потребителя объективно могут спрогнозировать только маркетологи. Во-вторых, конструкторы превзошли себя и нашли лучший мировой образец. Однако, этот образец проектировался вчера и несет в себе технические идеи вчерашнего дня, а технический прогресс не стоит на месте. Поскольку еще нужно время на разработку, освоение и производство нового образца. При применении предметного подхода к развитию социально-экономических систем менеджеры идут по пути совершенствования существующих систем. При применении функционального подхода идут от обратного, от потребностей, от требований на ее выходе, возможностей на ее входе.

Создатели новых объектов, учитывающие запросы потребителей, ищут совершенно новые технические решения для удовлетворения будущих потребностей. Конечно этот подход должен применяться в совокупности с другими научными подходами.

 

2.3.13. Процессный подход

Процессный подход рассматривает общие функции управления как взаимосвязанные. Процесс управления является целью непрерывных взаимосвязанных действий по координации всех основных функций управления.

 

2.3.14.Структурный подход

Структурный подход к проблемам управления – это определение значимости приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов в их совокупности с целью установления рациональности соотношения и повышения обоснованности решений.

Например, соотношение стратегических, тактических и оперативных задач в структуре рабочего дня менеджера высшего звена -6:2:2,т.е. топ менеджеры решают стратегические задачи, мастера их исполнения. Структура менеджера низшего звена 1:2:7.

 

2.3.15. Ситуационный подход

Ситуационный подход предполагает, что выбор различных параметров и методов управления определяется конкретной ситуацией в конкретном месте и в конкретное время. Самый эффективный метод в конкретной ситуации тот, который более всего соответствует ситуации, максимально адаптирован к ней.

Конкретные ситуации могут изменяться по следующим признакам:

а) содержанию (технические, экономические, политические, организационные, психологические и др.);

б) виду управленческого решения во времени (стратегические, тактические, оперативные);

в) ресурсам и способам обеспечения реализации управленческих решений;

г) методом реализации управленческих решений.

 

2.3.16. Нормативный подход

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим подсистемам рис.1.1. Нормативы функционирования компонентов внешней среды фирма не устанавливает, но она должна иметь банк этих нормативов, строго соблюдать (особенно правовые и экологические). Чем выше удельный вес обоснованных и количественно выраженных нормативов системы, тем выше ее организованность, уровень автоматизации, стратегического планирования и регулирования на всех уровнях управления.

Нормирование – это процесс анализа использования ресурсов или состояния других параметров системы управления, в том числе временных, разработки, согласования и утверждения нормативов и норм. Норма расхода - это максимально допустимое плановое количество сырья, материалов и других элементов оборотных средств на производство единицы продукции (работ) установленного качества в планируемых условиях производства. Нормативы – это поэлементные составляющие норм. Особый раздел нормирования – нормирование времени технологических процессов производства в поэлементном разрезе.

 

2.3.17. Оптимизационный подход

Сущность оптимизационного подхода к управлению заключается в переходе от качественных к количественным оценкам с помощью методов моделирования: физических, логических, математических моделей исследуемых объектов и процессов. Математические модели, другими словами методы исследования операций: методы математического программирования (линейное, нелинейное, параметрическое, динамическое, стохастическое, теория массового обслуживания, теория вероятностей и ее приложения, теория игр и т.д.).

2.3.18. Диррективный (административный подход)

Директивный подход заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, планы, программы, положения, методики и т.д.). В основе метода лежат принуждения, которые опираются на систему нормативных актов страны, региона; систему нормативно-диррективных и методологических документов фирмы и вышестоящей организации и т.д.

 

2.3.19. Поведенческий подход

Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании его возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Основной задачей этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель должен координировать и принуждать, побуждать и убеждать людей выполнять ее. Создание работоспособного коллектива - это огромной важности задача, опирающаяся на социологию, психологию и другие поведенческие науки.

 

2.3.20. Деловой подход

Деловой подход является наиболее сложным в реализации и малопредсказуемыми по результатам, поскольку у каждого из топменеджеров свое понимание этого подхода, связанное с индивидуальным характером генетики, воспитания, образования. Кроме того, полнота и глубина практического применения этого подхода зависит от множества объективных и субъективных факторов.

К объективным факторам можно отнести:

· конкурентоспособность внешней среды (для организации - страна, регион, отрасль; для специалиста- организация , система образования и т.д.);

· сила конкуренции на рынках (труда, товаров, технологий и т.д.);

· качество системы управления на всех уровнях иерархии;

· качество информационных связей организации, физического лица с поставщиками и потребителями;

· качество правового и методического обеспечения процесса разработки и реализации управленческого решения;

· система учета, контроля, анализа, мотивации управленческого решения;

· система ценностей, организационная культура и миссия организации т.д.

К субъективным факторам можно отнести:

· уровень культуры, национальные традиции;

· системность и логичность мышления человека;

· деловые качества личности;

· уровень автоматизации информационного обеспечения и организации управления;

· система мотивации и ответственности;

· темперамент личности, как топ-менеджера, так и специалиста;

· характер личности;

· эмоциональность личности и др.

Исходя из перечисленных факторов можно сделать вывод, что деловой подход- это очень широкое понятие, определяющее качество, эффективность и перспективность деятельности человека, его культуру, профессионализм, обязательность и другие особенности.

В таком количестве научные подходы в литературе (8) изложили впервые. Однако, надо иметь в виду действующие законы диалектики и законы экономики, организации. Постоянно идет дифференциация и интеграция знания наук, в том числе, и этот процесс необратим. Известно, что примерно 90% всех знаний человечества за всю его историю получено в последние 50-70 лет.

Необходимость применения изложенных научных подходов, вызвана суперсложностью системы обеспечения конкурентоспособности различных объектов. Эти подходы дополняют друг друга и требуют комплексного применения. Некоторые из этих подходов применяются в одних, и не применяются в других сферах человеческой деятельности.

 



2015-11-08 1602 Обсуждений (0)
Сущность научных подходов к управлению конкурентоспособностью 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность научных подходов к управлению конкурентоспособностью

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1602)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)