Принцип систематичности и последовательности
Принцип опирается на следующие научные положения, играющие роль закономерных начал: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов; если систематически не упражнять навыки, то они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется. В практической деятельности принцип систематичности и последовательности обучения реализуется путем соблюдения многих правил обучения, важными среди которых являются следующие. 1. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение 2. Не ставьте на уроке ни одного вопроса, не вносите в 3. Не допускайте нарушения системы как в содержании, так 4. Учебный предмет — уменьшенная копия науки. Покажи 5. Пользуйтесь проверенной схемой формирования теоре 15* инструментарий теории; г) объясните следствия теории; д) покажите границы ее применения. 6. Помните, то, что является элементарным и простым ис 7. Следует обеспечивать преемственность как в содержа 8. Используйте передовые достижения методики обучения: 9. Чаще повторяйте и совершенствуйте ранее усвоенное,
10. К кратким и обобщающим повторениям нужно прибе 11. Ничего не следует добавлять к объяснению нового мате 12. Проводите повторение изученного не только в начале 13. Учителя всех учебных предметов, а не только учителя 14. Постоянно и терпеливо приучайте своих учащихся к са возможности для самостоятельного решения все более трудных задач. Не подменяйте учащихся, лучше помогите им. 15. Следует чаще показывать учащимся перспективы их 16. Не злоупотребляйте актуализацией чувственного опыта 17. Не забывайте, что понимание системы требует логики, а 18. В конце раздела, курса обязательно проводите уроки 19. Постоянно, настойчиво и доброжелательно исправляйте 20. Не следует возбуждать деятельность уставших учеников
21. Глубокие истины превращаются в банальные фразы, 22. Не стремитесь с помощью чрезмерно «хитрых» средств 23. Требуйте от учащихся усвоения системы знаний, уме 24. Помните, что сформировавшаяся система знаний — 25. Не забывайте совет Я.А. Коменского: все должно сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего. 26. Будьте наблюдательным, приучайте своих учащихся постоянно систематически и целенаправленно наблюдать и видеть существенное в явлениях, предметах, человеческих отношениях. Принцип прочности Данный принцип подытоживает теоретические поиски ученых и практический опыт многих поколений учителей по обеспечению прочного усвоения знаний. В нем закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учащихся — две взаимосвязанные стороны процесса обучения; прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения учащихся к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется. Процесс прочного усвоения знаний является очень сложным. В последнее время его изучение принесло новые результаты. В ряде исследований показано, например, что во многих случаях непроизвольное запоминание является даже более продуктивным, чем произвольное. Это вносит определенные изменения в практику обучения, поскольку традиционно считалось (и не без оснований), что обучение должно основываться на произвольном запоминании, и в соответствии с этим были сформулированы практические правила обучения. Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет добавить к традиционным и некоторые новые правила обучения. 1. В современном обучении мышление главенствует над памятью. Следует экономить силы учащихся, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению. 2. Препятствуйте закреплению в памяти неправильно вос 3. Чтобы освободить учащихся от заучивания материала, 4. Материал, требующий запоминания, должен быть заклю 5. Помните, что забывание изученного наиболее интенсив 6. Интенсифицируя непроизвольное запоминание учащих 7. Частота повторения должна соответствовать ходу кривой 8. Контролируйте внутренние факторы (рассеянность, заня 9. Не приступайте к изучению нового, предварительно не 10. Следите за логикой подачи учебного материала. Знания 11. Когда выяснилось, что темпы обучения снизились, сле 12. Не злоупотребляйте произвольным вниманием учащих 13. Опирайтесь на установленный наукой факт: важной
14. Развивайте память учащихся: учите их пользоваться раз 15. Используйте дифференцированный подход к учебному 16. Не приступайте к изучению нового, предварительно не 17. Следите за логикой обучения, ибо прочность знаний, 18. Повторение и закрепление изученного проводите так, знаний, расширяйте их объем, вводя новые примеры, уточняющие обобщения, яркие иллюстрации. 19. Не следует проводить повторение изученного по той же 20. Для прочного усвоения применяйте яркое эмоциональ 21. Во время изучения нового всегда связывайте его с ранее 22. Так как прочность запоминания информации, приобре 23. Не давайте легких и однообразных видов работы: они 24. Перед упражнением четко укажите, что и как надо де 25. Во время упражнений предупреждайте усталость уча 26. Применяйте современные научно обоснованные виды, 27. Контролируйте факторы, связанные с оценкой труда 28. Важной формой упрочения знаний являете:: их самосто • Принцип доступности Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития учащихся, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся, с другой. В основе принципа доступности лежит закон тезауруса: доступным для человека является лишь то, что соответствует его тезаурусу. Латинское слово 1е8аигш означает «сокровище». В переносном значении под этим понимается объем накопленных человеком знаний, умений, способов мышления. Можно указать и на другие закономерности, лежащие в основе принципа доступности: доступность обучения определяется возрастными особенностями школьников и зависит от их индивидуальных особенностей; доступность обучения зависит от организации учебного процесса, применяемых учителем методов обучения и связана с условиями протекания процесса обучения; доступность обучения определяется его предысторией; чем выше уровень умственного развития школьников и имеющийся у них запас представлений и понятий, тем успешнее они могут продвинуться вперед при изучении новых знаний; постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияют на развитие учащихся и формирование их моральных качеств; обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний. Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения. 1. Не забывайте наставления Я.А. Коменского: все, подле 2. Помните также, что умы учащихся должны быть подго 3. Обучая, исходите из уровня подготовленности и развития тывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития. 4. Обучая, учитывайте возрастные особенности учащихся 5. В процессе обучения обязательно учитывайте индивиду 6. Учебный процесс следует вести в оптимальном темпе, но 7. Обучение требует известной напряженности. Когда она 8. Используйте новейшие достижения педагогики и психо 9. Для доступности широко используйте аналогию, сравне
10. При изучении нового и сложного материала привлекай 11. Облегчайте учащимся усвоение понятий, сопоставляя их 12. Введение каждого нового понятия должно не только ло 13. Наиболее трудными для понимания и усвоения учащи 14. Торопитесь медленно! Не форсируйте без нужды процесс 15. Не принимайте мимолетный проблеск мысли учащегося 16. Доступность так же, как и убедительность, и эмоцио 17. Не увеличивайте длительность монологов: тонко чув 18. На первом этапе обучения изучайте не весь объем зна 19. Реализуя принцип доступности, главное внимание уде 20. Доступность не означает легкость обучения, и функция 21. Доступность связана с работоспособностью: развивая и I Принцип научности Принцип научности обучения, как известно, требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. В основе прин- .ч- ципа научности лежит ряд положений, играющих роль закономерных начал: мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно верную картину развития мира; наука в жизни человека играет все более важную роль, поэтому школьное образование направлено на усвоение научных знаний, вооружение подрастающих поколений системой знаний об объективной действительности; научность обучения обеспечивается прежде всего содержанием школьного образования, строгим соблюдением принципов его формирования; научность обучения зависит от реализации учителями принятого содержания; научность обучения, действенность приобретенных знаний зависят от соответствия учебных планов и программ уровню социального и научно-технического прогресса, подкрепления приобретенных знаний практикой, от межпредметных связей. Практика прогрессивных дидактических систем выработала ряд правил реализации данного принципа: 1. Реализуя принцип научности, обучайте на основе новей 2. Учитывая новейшие достижения дидактики и психологии 3. Раскрывайте логику учебного предмета, обеспечивающую 4. Воспитывайте у учащихся диалектический подход к изу 5. Каждое нововведенное научное понятие систематически 6. Изучение законов науки проводите, учитывая наиболее 7. В методах преподавания отражайте методы научного по 8. Систематически информируйте своих учащихся о новых 9. Не сводите ознакомление с новыми идеями, восприятие
10. Не упускайте возможности ознакомить учащихся с био 11. Раскрывайте перед учащимися методы и сложности на 12. Применяйте новейшую научную терминологию, не 13. Раскрывайте генезис научного знания, эмбриологию ис 14. В связи с все увеличивающимся потоком научной ин 15. В старших классах не обходите спорные научные про 16. Поощряйте исследовательскую работу школьников. Най 17. Добивайтесь, чтобы учащиеся усваивали новые понятия 18. Дайте учащемуся возможность пережить радость откры 19. Освещая новые достижения в науке и технике, не забы раскрывайте сложности учебного труда и пути повышения его эффективности путем познания тайн обучения и внедрения новых средств; настойчиво пропагандируйте идеи научной организации учебного труда. 20. Остерегайтесь неоднозначных и фальшивых фраз, которые могут стать причиной нездоровых представлений. В школе, особенно первой и второй ступени, нельзя допускать произвольного, искаженного толкования учащимися сказанного учителем. Это, конечно, не значит, что не следует развивать детскую фантазию, остроту мыслей. Но серьезные вещи должны восприниматься серьезно и однозначно. Принцип связи теории с практикой | Основой данного принципа является центральное положение классической философии и современной гносеологии, согласно которому точка зрения жизни, практики — первая и основная точка зрения познания. Рассматриваемый принцип опирается на многие философские, педагогические и психологические положения, играющие роль закономерных начал: эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой; практика — критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения; правильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности; эффективность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность и определяется содержанием, видами, формами и направленностью последней; эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудовую и политехническую подготовку, а также от возрастных особенностей учащихся; чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, в которой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки; чем лучше поставлены производительный труд и профориентация школьников, тем успешнее идет их адаптация к условиям современного производства; чем выше уровень политехнизма на школьных уроках, тем действеннее знания учащихся; чем больше приобретаемые учащимися знания в своих узловых моментах взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему. Практическая реализация принципа связи обучения с жизнью основана на творческом соблюдении ряда правил, впитывающих в себя теоретические выводы и опыт лучших школьных коллективов. 1. Общественно-исторической практикой доказывайте не 2. Обучая, идите от жизни к знаниям или от знаний к жиз 3. Постоянно, глубоко и убедительно раскрывайте диалек 4. Рассказывайте учащимся о новых современных техноло 5. Настойчиво приучайте учащихся проверять и применять 6. Не должно быть ни одного урока, ни одного занятия, на 7. Всемерно используйте связь школы и производства. До 8. Составляйте и решайте со своими учащимися задачи и 9. Связывайте обучение с перспективами развития народно )существляйте профориентацию, основываясь на перспектив-шх разработках. 10. Проблемно-поисковые и исследовательские задания — 11. Воспитывайте у учащихся сознательное и положитель 12. Общественно полезный и производительный труд уча 13. В обучении используйте материалы и примеры из об 14. Не забывайте, что общественно полезный труд учащих 15. Внедряйте НОТ в учебный процесс. Помогайте учащим 16. Развивайте, закрепляйте и переносите на другие виды 17. Воспитывайте у учащихся стремление к постоянному
18. В учебно-воспитательном процессе следует соединить 19. Побуждайте учащихся к самостоятельной работе по
20. Внеклассную работу по своему предмету вы сделаете 21. Развивайте, закрепляйте и переносите успехи учащегося 22. Принципиальная критика, объективность перед самим Я IV. К какому принципу обучения вы отнесете правила:
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1570)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |