Классификация закономерностей обучения
Для выяснения логической основы классификации многочисленных и многоплановых закономерностей обучения создастся модель1. В ней процесс обучения рассматривается как система, компонентами которой являются различные стороны (аспекты, характеристики) целостного процесса (рис. 33).
Уже в первобытном обществе были правила выявлены некоторые .......................... обучения, действующие и в современной школе. В активной педагогике сформулиро- закономерностей ваны многие важные обобщения, послужившие основой сформулированных позже ........................... обучения. Я. А. Коменский представляет дидактику в виде системы правил, сгруппированных по тематическому признаку: Ф.А. Дистервег доводит количество зз правил до ............................ и фуппи- учителю, рует их по объектам по отношению к: предмету, 1) ........................ 2) ............................. ученику 3) ....................... II. Заполните пропуски
эффекта, готовности,
повторения
силой навыка количеством проб Рис. 33 1 См.: Подласый И.П. Закономерности обучения и повышение качества знаний. — Киев, 1982. I 1. Дидактический компонент, обобщающий собственно ди 2. Гносеологический компонент процесса, определяющий его 3. Психологический компонент процесса, относящийся пре 4. В кибернетическом аспекте находят отражение все много 5. Социологический компонент системы охватывает отноше 6. Организационный компонент, отражающий учебный про Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные (конкретные). Закономерности, охватывающие своим действием всю систему, называются общими, те же, действие которых распространяется на отдельный компонент (аспект) системы, — частными (конкретными). В числе конкретных закономерностей процесса обучения выделяются закономерности: собственно дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические, организационные. Общие закономерностипроцесса обучения характеризуются: • выделением генеральных или комплексных факторов, • вполне определенным, не допускающим ложных толкова • лаконичностью и точностью формулировок. Этим требованиям отвечают следующие общие закономерности процесса обучения. 1. Закономерность цели обучения. Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики. 2. Закономерность содержания обучения. Содержание обучения (образования) зависит от: а) общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей школьников; г) уровня развития теории и практики обучения; д) материально-технических и экономических возможностей учебных заведений. 3. Закономерность качества обучения. а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия обучающих; г) обучаемости учащихся; д) времени обучения. 4. Закономерность методов обучения. Эффективность дидактических методов зависит от: а) знаний и навыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) возраста учащихся; д) учебных возможностей (обучаемости) учащихся; е) материально-технического обеспечения; ж) организации учебного процесса. 5. Закономерность управления обучением. Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности обратных связей в системе обучения; б) обоснованности корректирующих воздействий. 6. Закономерность стимулирования обучения. Продуктивность обучения зависит от: а) внутренних стимулов (мотивов) обучения; б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов1. Сфера действия частных(конкретных) закономерностей обучения распространяется на отдельные компоненты учебного процесса. Современной науке известно большое количество конкретных закономерностей. Приведем часть их без комментариев. 1 См.: Подласый И.П. Исследование закономерностей дидактического процесса. — Киев, 1991.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1307)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |