Теоретические занятия (лекции)
Министерство образования и науки Российской Федерации Московский финансово-юридический университет Кировский филиал
Кафедра психологии Методические рекомендации по дисциплине «Педагогика и психология» Специальность Для студентов дневного и заочного отделения Киров Пояснительная записка Войдем в Мир образования вместе и выйдем поврозь. Каждый - в свой Мир В.П.Зинченко На современном этапе развития образования возникло противоречие между объективными потребностями преобразования системы обучения и существующими подходами в подготовке специалистов умеющих творчески мыслить. Одним из основных недостатков в подготовке будущих специалистов на данный момент выступает проблема связанная образовательной задачей, и которая выражена в том, что главным при обучении считается формирование у студентов прочных научно-предметных знаний. Однако реальная профессиональная деятельность будущего специалиста заключается не только в наличии знаний, а и в умении их применять, т.е. переноса их в практику. Это в свою очередь предполагает включение в теоретический анализ учебного процесса самого субъекта с характерной для него мыслительной деятельностью. Главным моментом в такой деятельности является рефлексия. Как отмечает Г.П.Щедровицкий: «Кто бы и когда бы не действовал – он всегда должен фиксировать свое сознание, во-первых, на объектах своей деятельности - он видит и знает эти объекты, а во-вторых – он видит и знает себя действующим, он видит свои действия, свои операции, свои средства и даже свои цели и задачи». Е.И.Исаев, С.Г.Косорецкий, В.И.Слободчиков отмечают тот факт, что в деятельности субъект ориентирован на первый вид рефлексии, это выражается в том, что студенты не нацелены на анализ собственной деятельности и часто это отражается в том, что большинство из них не понимают и не хотят понимать необходимость изучения предметов обшедисциплинарного цикла. В связи с этим в образовательной системе необходима смена образовательной парадигмы: необходим поиск иного содержания, новых нетрадиционных подходов, установления новых отношений между преподавателем и студентом. Указанные перемены возможны благодаря разработке и внедрению современных образовательных технологий, что должно отвечать следующим требованиям: 1 Способствовать оптимизации обучения через внедрение инновационных методов в педагогическую практику; 2 При сохранении коллективных форм обучения учитывать познавательные способности и мотивацию студентов; 3 Обеспечивать реализацию принципов обучения в учебном процессе 4 Использовать рефлексию, побуждающую студента к самостоятельному формированию системы знаний.
Инновационные технологии обучения должны стать инструментом, благодаря которым новая образовательная парадигма может быть реализована в учебной деятельности.
Цель изучения дисциплины –помочь студентам активно использовать знания психологии и педагогики, как условие вхождения в деятельность; переосмыслить огромный пласт накопленных психологических знаний о человеке и сориентировать студентов на применение этих знаний к реальному субъекту с учетом его индивидуальных особенностей: самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели Главной цельюпреподавания психологии и педагогики для студентов является усвоение ими необходимого учебного материала, способного оказаться полезным в их профессиональной деятельности и повседневной жизни. Задачи дисциплины. Основной задачейкурса является овладение за время обучения гуманистически ориентированными знаниями, образующими целостную картину мира и человека в нем. Изучение исторического очерка становления и развития психологии, её сущности, ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки; 1 Изучение закономерностей психического развития человека и регулирующих функций. Овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития; 2 Изучение особенностей методов психологии и принципов педагогики. 3 Практическое обучение студентов умениям использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. 4 Обеспечить успешную психологическую адаптацию к новым условиям и выработать новый алгоритм поведения при обучении в вузе. 5 Овладение способами деятельности, обеспечивающими развитие и саморазвитие личности. После изучения данной дисциплины студенты должны: познавательные психические процессы: ощущения, восприятия, память, внимание, мышление, воображение. Виды перечисленных процессов и их особенности. Индивидуальные особенности. Речь как средство общения. Особенности личности. Потребности и мотивы личности. Определение темперамента и характера, их отличительные особенности. Определение способностей, их роль в жизни человека. Неоднозначность взаимосвязей способностей и задатков. Понятие об одаренности. Понятия, признаки и проявление воли. - Определение педагогики, как науки. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Определение и содержание дидактики. Закономерности и принципы обучения - Усвоить методы воспитательной работы с производственным персоналом;
уметь: Ориентироваться в определении типов темпераментов и их детерминант; Ориентироваться в определении ведущих видов деятельности. Использовать понятия и принципы в новых ситуациях. Видеть ошибки и упущения в логике рассуждений. Анализировать профессиональные и учебные проблемные ситуации. Профессионально взаимодействовать в коллективе, принимая индивидуальные и совместные решения с учетом индивидуально-психологических и личностных особенностей людей.
основные навыки: Правильное и последовательное использование основных знаний и умений при взаимодействии в коллективе и с педагогами. Оценивать значение той или иной ситуации для конкретной цели. Находить пути решения в конкретной ситуации используя знания особенностей личности человека, его познавательных процессов. Теоретические занятия (лекции) Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам. Общий объем лекционного курса — 18 часов. На лекциях применяются следующие ТСО: видеозаписи, аудиозаписи. На занятиях применяются следующие виды словесных методов обучения: рассказ, объяснение, беседа, учебная дискуссия, лекция, рефлексия. Практические занятия Практические занятия организуются по группам. Общий объем практических занятий —18час. Психологическая лаборатория предназначенная для практических занятий, оснащена следующими видами ТСО: слайдоп-роектором, телевизором, магнитофоном, индивидуальными компьютерами (для психодиагностического практикума). Используются следующие виды занятий: сообщения, дискуссии, ролевые игры, деловые игры, дидактические тесты (тесты достижений) — периодический контроль знаний и умений, практикумы (психодиагностика по методикам заявленной темы), психологические тренинги. Подготовка к семинарским и практическим занятиям заключается в самостоятельной работе с печатными источниками информации, проведении исследовательской работы (психодиагностических и дидактических методик) по индивидуальному плану, творческой работе (по желанию обучающихся).
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1557)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |