Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Словарь основных терминов и понятий



2015-11-07 717 Обсуждений (0)
Словарь основных терминов и понятий 0.00 из 5.00 0 оценок




Авторитарность— характеристика личности, стремление утвердить свою власть, авторитет, основанный на беспрекословном подчинении.

Акмеология— совокупность наук, изучающих вершины в развитии отдельного человека и общности людей и условия их достижения.

Акцентуация— выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие. Чрезмерное усиление отдельных сторон характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психотравмирую-щим воздействиям при устойчивости к другим.

Аттракция— возникновение при восприятии человека человеком при­влекательности одного из них для другого. Проявляется в виде особой социальной установки на другого человека.

Бессознательное— характеристика психологических свойств, процес­сов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих влияние на состояние человека и его поведение.

Большие социальные группы— общности людей, характеризующиеся слабыми постоянными контактами (или отсутствием личных кон­тактов) между всеми представителями, объединенные по опреде­ленному социальному признаку и оказывающие существенное вли­яние на общественную жизнь.

Внимание— состояние психологической концентрации, сосредоточен­ности на каком-либо объекте.

Воля— свойство (состояние) человека, проявляющееся в его способ­ности сознательно управлять своей психикой и поступками. Про­является в преодолении препятствий, возникающих на пути до­стижения сознательно поставленной цели.

Воображение— способность представлять отсутствующий или реаль­но не существующий объект, удерживать в сознании и мысленно манипулировать им.

Воспитание— деятельность по передаче новым поколениям общест­венно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воз­действие на сознание и поведение людей с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ори­ентации, обеспечивающих необходимые условия его развития, подготовки к жизни и труду.

Восприятие— психический познавательный процесс, это целостное отражение предметов, явлений, ситуаций, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на ре-цепторные поверхности органов чувств.

Вторая сигнальная система— система речевых знаков, символов, вы­зывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены.

Генотип— совокупность генов или каких-либо качеств, полученных человеком в наследство от своих родителей. Генетическая кон­ституция человека.

Головной мозг— передний отдел центральной нервной системы позво­ночных животных и человека, помещающийся в полости черепа; материальный субстрат высшей нервной деятельности и главный регулятор всех жизненных функций организма.

Группа малая— группа из двух и более человек, объединенных единой целью, сходными интересами и потребностями в общении и сов­местной деятельности, находящихся в непосредственном контак­те друг с другом.

Детерминация— особым образом организованная структура причин­но-следственных взаимодействий, обеспечивающая созидатель­ные стороны развития.

Деятельность— специфический вид человеческой активности, направ­ленной на творческое преобразование, совершенствование дей­ствительности и самого себя.

Дидактика — теория обучения, отрасль педагогики, предметом кото­рой является обучение как средство образования и воспитания человека.

Долг— превращение социального требования, относящегося ко всем людям, в личную задачу индивида в определенной ситуации.

Достоинство— отношение человека к самому себе и отношение к нему общества, в котором признается самоценность личности; основа самосознания и самоконтроля личности.

Задатки — предпосылки к развитию способностей; анатомо-физиоло-гические особенности нервной системы, составляющие природ­ную основу развития способностей (особенности развития раз­личных анализаторов, функциональная деятельность мозга.

Защита психологическая— регулятивная система личностной стаби­лизации, направленная на снижение уровня целедостижения в не­преодолимо трудных условиях, механизм самозащиты от психо-травмирующих воздействий.

Защитные механизмы— психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых че­ловек оберегает себя от психических травм и неприятных переживании, стремясь вместе с тем сохранить в целостности сложив­шийся «Я»-образ.

Защищенность психологическая— состояние психической стабильно­сти, возникающее в результате осознания индивидом возможно­сти устойчивого удовлетворения его основных потребностей, под­крепляемое принадлежностью личности к элитной группе, реаль­ным уровнем притязаний, механизмами подавления тревожности.

Индивид— отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физиологических, социальных, пси­хологических и др.

Индивид— человек как природное существо, носитель врожденных своеобразных черт (задатков, влечений, эмоциональных особен­ностей). Психофизиологическое качество отдельного человека.

Индивидуальность— своеобразие психики отдельного человека, про­являющееся в особенностях его темперамента, характера, позна­вательных, эмоциональных и волевых процессов, потребностей и способностей; задатков индивида, преобразованных в процессе его развития в социальной среде.

Индивидуальность— своеобразное сочетание психики и личности индивида, ее неповторимость.

Инстинкт— врожденная, мало изменяемая форма поведения, обеспечива­ющая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

Интеллект— устойчивая структура умственных способностей.

Интроверсия— преимущественная обращенность сознания человека внутрь собственных проблем и переживаний, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг (одна из базовых черт личности).

Интроспекция— метод познания психических явлений путем само­наблюдения.

Коллектив— группа объединенных общими целями и задачами лю­дей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятель­ности высокого уровня развития.

Коммуникация— передача информации (идей, образов, оценок, уста­новок) от лица к лицу, от одной культурной единицы к другой; линия или канал, соединяющие участников обмена информаци­ей; взаимодействие, с помощью которого информация передается или принимается; процесс передачи и приема информации.

Комплекс неполноценности— сложное состояние человека, связан­ное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, уме­ний, навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмо­циональными переживаниями по этому поводу.

Комплекс неполноценности— стойкая уверенность индивида в своих личностных дефектах; возникает в силу стойких жизненных не­удач, в результате недостаточной компенсаторной деятельности, а также ошибок воспитания и обучения.

Конформность— податливость человека реальному или воображае­мому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведе­ния и установок в соответствии с первоначально не разделявшей­ся им позицией большинства.

Лидер— член группы, за которым она признает право принимать от­ветственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимо­отношений в группе.

Личность— системное качество человека, проявляющееся в процессе социализации на базе индивидуальной генетической программы.

Малая группа— это немногочисленная по составу(2-40 человек), хоро­шо организованная самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной дея­тельностью и находятся в непосредственном личном контакте (об­щении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.

Маргинал— человек, находящийся в промежуточном, пограничном положении между какими-либо социальными группами, утратив­ший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни; лицо, находящееся на периферии общества; люм­пен, бродяга, бомж.

Методы воспитания— совокупность наиболее общих способов реше­ния воспитательных задач и осуществления воспитательных вза­имодействий.

Методы обучения— способы взаимосвязанной деятельности препода­вателя и обучающихся, при которой обучающиеся усваивают зна­ния, умения и навыки, развиваются их познавательные силы и способности, формируется мировоззрение и достигается необхо­димая подготовка подрастающих поколений к жизни.

Мотив— внутренняя устойчивая психологическая причина поведе­ния или поступка человека.

Мотивация— побуждения, вызывающие активность организма и опре­деляющие ее направленность.

Мышление— психический познавательный процесс отражения суще­ственных связей и отношений предметов и явлений объективного мира; высший психический познавательный процесс, суть которого заключается в порождении нового знания на основе творческого

отражения и преобразования человеком действительности; высший психический познавательный процесс отражения бытия в его свя­зях и отношениях, в его многообразных опосредованиях; процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обоб­щенным и опосредованным отражением действительности.

Наблюдение — метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.

Навык— сформированное, автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых уси­лий для его выполнения. Формируется в процессе многократных повторений (упражнений).

Направленность личности— понятие, обозначающее совокупность потребностей, мотивов, интересов, принципов, взглядов, мировоз­зрения, установок и целей личности, определяющих главное на­правление ее поведения.

Напряженность психическая— психическое состояние ожидания не­благоприятных для индивида событий или острое переживание про­шедших травмирующих событий, сопряженное с чувством повышен­ной тревожности, дискомфорта. Степень психической напряженно­сти зависит от личностного смысла психотравмирующего события.

Настроение— эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными и отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.

Научение— процесс и результат приобретения индивидуального опы­та (знаний, умений и навыков).

Невротизм— состояние эмоциональной неустойчивости, тревожности.

Нейротизм— свойство человека, характеризующееся повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью.

Нервная система— совокупность нервных образований у животных и человека, с помощью которых осуществляется восприятие действу­ющих на организм раздражителей, обработка возникающих при этом импульсов возбуждения, формирование ответных реакций.

Нонконформизм— противостояние искушению подчиниться действи­ям или суждениям большинства.

Нормы социальные— правовые и моральные поведенческие стандарты и ожидания, регулирующие действия людей общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляю­щие стабильность и единство общества.

Образ— субъективная обобщенная картина мира (предметов и явле­ний), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.

Образование— относительный результат процесса обучения, выража­ющийся в формируемой у людей системы ЗУ Н, отношений к явле­ниям природы и общественной жизни; процесс изменения, разви­тия, совершенствования сложившейся системы знаний и отноше­ний в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми ЗУ Н в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрес­сом; целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией дости­жения обучающимся установленных государством образователь­ных уровней (образовательных цензов).

Обучение— целенаправленная, организованная, систематическая пе­редача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта об­щественных отношений, общественного сознания, культуры и про­изводительного труда, знаний об активном преобразовании и охра­не окружающей среды. Состоит из двух неразрывно связанных явлений: преподавания и учения.

Общая психология— область психологической науки, изучающая об­щие закономерности психики и поведения человека, разрабаты­вающая основные понятия и закономерности формирования, раз­вития и функционирования психики человека.

Общение— сложный, многоплановый процесс установления и разви­тия контактов между людьми, порождаемый потребностью в сов­местной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и по­нимание другого человека.

Одаренность— системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми; качествен­но своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успеш­ность выполнения деятельности, умственный потенциал или ин­теллект, талантливость, наличие внутренних условий для выда­ющихся достижений в деятельности; совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и свое­образия природных предпосылок способностей.

Онтогенез— процесс индивидуального развития организма.

Опыт— результат чувственного эмпирического отражения в челове­ческой психике объективной действительности, выражающейся в единстве знаний, умений, навыков.

Органы чувств— нервные устройства, служащие приемником сигна­лов, информирующих субъект об изменениях в окружающей сре­де и в его организме.

Отклоняющееся поведение— поведение, противоречащее общепри­нятым правовым или нравственным нормам.

Отражение— всеобщее свойство материи, заключающееся в способ­ности объектов воспроизводить с различной степенью адекватно­сти признаки, структурные характеристики и отношения других объектов.

Ощущение— простейший психический познавательный процесс субъективного отражения отдельных свойств предметов объек­тивного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы; чувственное отображение объективной реальности.

Ощущение— психический процесс отражения элементарных (физи­ческих и химических) свойств действительности, непосредствен­но воздействующих на органы чувств (сенсорная чувствитель­ность).

Память— процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и пере­работки человеком разнообразной информации. Процесс сохра­нения и организации опыта. В широком понимании включает в себя как приобретенную прижизненно, так и наследственную ин­формацию — информационный фонд психической деятельности.

Паника— социально-психологический феномен проявления группово­го аффекта страха, бессознательное, стихийное, неконтролируемое поведение людей в толпе. Психологически характеризуется состо­янием массового страха перед реальной или воображаемой опасно­стью, нарастающего в процессе взаимного заражения и блокирую­щего способность рациональной оценки обстановки, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совместного противодействия.

Педагогика— наука о воспитании, обучении и образовании подраста­ющих поколений.

Персонализация— процесс превращения человека в личность, приоб­ретения им индивидуальности.

Перцепция социальная— процесс формирования в общественном и индивидуальном сознании образов социальных объектов в форме восприятия и понимания одним человеком другого; его окраши­вают и направляют эмоции, мнения, отношения, установки, при­страстия.

Поведение— присущее живым существам взаимодействие с окружаю­щей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внут­ренней (психической) активностью.

Поведение— система ответных реакций человека в виде более простых и сложных действий, поступков и деяний, обусловленная отраже­нием и оценкой в его психическом мире воздействий, источником которых оказывается окружающая его действительность и он сам.

Подсознательное— собирательное понятие, обозначающее различные неосознаваемые системы психики.

Потребность— состояние нужды организма (индивида, личности) в чем-либо, необходимом для его нормального существования.

Представление— процесс и результат воспроизводства в виде образа какого-либо объекта, события, явления.

Психика— системное отражательно-регуляционное свойство высо­коорганизованных живых организмов, обеспечивающее их при­способление к окружающей среде. Психика человека — субъек­тивное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется регуляция взаимодей­ствия человека со средой.

Психодиагностика— область психологии, разрабатывающая методы и процедуры выявления и измерения индивидуально-психологиче­ских особенностей личности.

Реакция— ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде.

Рефлекс— опосредствованная нервной системой закономерная ответ­ная реакция организма на раздражитель. Бывают условными и безусловными.

Рефлексия— самопознание субъектом своих психических состояний и состояний других людей. Способность сознания человека со­средоточиться на самом себе.

Речь— система используемых человеком звуковых сигналов, пись­менных знаков и символов для представления, переработки, хра­нения и передачи информации.

Ригидность— негибкость, пониженная способность к изменению ранее сформированной программы, жесткость, неизменяемость ранее заданной позиции. Различаются когнитивная ригидность (труд­ность перестройки восприятия и представления в измененных усло­виях), аффективная ригидность (косность эмоциональных откли­ков) и мотивационная ригидность.

Руководитель— лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Несет юридическую ответственность за функционирование группы пе­ред назначившей его инстанцией и располагает возможностями наказания и поощрения подчиненных.

Руководство в малой группе— процесс управления группой людей, осуществляемый руководителем как посредником между соци­альной властью (государством) и членами общности на основе правовых полномочий и норм, данных ему.

Самоактуализация— реализация человеком целей, которые он как личность и как субъект деятельности ставил перед собой, исходя из своего понимания смысла жизни и своих способностей.

Самооценка— оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей.

Сензитивность— способность тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга стимулы.

Склонность — избирательная направленность индивида на определен­ную деятельность, побуждающая ею заниматься. В основе — глу­бокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятель­ности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью Возникновение склонности обычно являет­ся предпосылкой развития соответствующих способностей (хотя возможны случаи несовпадения склонностей и способностей).

Сознание— высший уровень психического отражения человеком дей­ствительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

Социализация личности— процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Социальная психология— отрасль психологической науки, изучаю­щая закономерности возникновения и функционирования общест­венно-психологических явлений, которые выступают результатом взаимодействия людей (и их групп) как представителей различ­ных общностей.

Социометрия— метод социальной психологии, предложенный Дж. Мо­рено, позволяющий выразить количественно и графически струк­туру межличностных отношений в группе, исходя из числа и ха­рактера взаимных выборов ее членов по определенному социо­метрическому критерию.

Сплоченность групповая— один из процессов групповой динамики, характеризующийся степенью приверженности к группе ее чле­нов (уровень взаимной симпатии; степень привлекательности груп­пы для ее членов).

Способности— индивидуально-психологические особенности лично­сти, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда

деятельностеи, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б. П. Теплов).

Статус— положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии, степень авто­ритета в глазах остальных участников группы.

Субъект— индивид или группа как источник познания и преобразова­ния действительности; носитель активности.

Талант— высокий уровень развития способностей человека, прежде всего специальных, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

Темперамент— динамическая характеристика психических процес­сов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, измен­чивости, интенсивности.

Толпа— бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознавае­мой общности целей, но связанных между собой сходством эмо­ционального состояния и общим объектом внимания.

Тревожность— свойство человека приходить в состояние повышен­ного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

Уровень притязаний— максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности. Стремление личности на основе самооценки своих возможностей и благодаря результатам деятельности занять определенное место в коллекти­ве, определить удовлетворяющую ее степень выполнения тех или иных задач.

Установка— готовность, предрасположенность к определенным дей­ствиям или реакциям на конкретные стимулы.

Учение— специально организованная, активная, самостоятельная, тру­довая и эстетическая деятельность обучающихся, направленная на освоение ЗУН, развитие психических процессов и способностей.

Филогенез— процесс эволюционного развития вида.

Характер— совокупность устойчивых индивидуальных особеннос­тей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, определяя типичные для нее способы поведения и ре­агирования на жизненные обстоятельства.

Цель— осознанный образ предвосхищаемого результата, на достиже­ние которого направлено действие человека.

Ценности— то, что человек особенно ценит в жизни, чему придает особый положительный жизненный смысл.

Ценностная ориентация— детерминированные устремления, желания, потребности человека, выступающие для него в качестве важней­ших личных ценностей и целей жизнедеятельности.

Центральная нервная система— часть нервной системы, включающая головной, промежуточный и спинной мозг.

Черта личности— устойчивое свойство личности, определяющее ха­рактерное для нее поведение и мышление.

Чувство— высшая, культурно обусловленная эмоция человека, свя­занная с некоторым социальным объектом.

Эгоизм— черта личности, которая заключается в себялюбии, сосредо­точении на своем «Я», равнодушии к другим людям. Эгоист за­мыкается в самом себе, преследует свои личные интересы в ущерб интересам других.

Экстраверсия— обращенность сознания и внимания человека в основ­ном на то, что происходит вокруг него. Направленность личности на мир внешних объектов.

Эмоции— переживания, возникающие у человека под влиянием об­щего состояния организма и хода процесса удовлетворения акту­альных потребностей.

Эмпатия— способность человека к сопереживанию, умение «вчувство­ваться» в состояние другого человека, понимать его не «умом», а «сердцем».

Я-концепция— концептуальная система представлений индивида о самом себе, образ собственного Я, определяющий отношение инди­вида к самому себе и другим людям, самосознание индивида.



2015-11-07 717 Обсуждений (0)
Словарь основных терминов и понятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Словарь основных терминов и понятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (717)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)