Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Использование технологии штрихового кодирования





 

На современном уровне научно-технического развития разработаны и нашли применение в хозяйственной практике специальные информационные технологии, позволяющие оптимизировать процессы товародвижения. Одной из них является технология автоматизированной идентификации штриховых кодов.

Использование технологии штрихового кодирования позволяет отслеживать движение как партий, так и отдельных единиц товара, получать информацию о логистической операции в момент ее совершения, обрабатывать информацию в режиме реального времени, что дает логистической системе возможность оперативно реагировать на изменения. При этом значительно облегчается учет операций, сокращается время на приемку и отпуск товаров в местах хранения, существенно снижаются затраты на товародвижение (логистические издержки).

Применение данной технологии основано на принципе считывания штриховых кодов и требует использования специального оборудования.

Штриховой код (штрих-код) представляет собой чередование темных и светлых полос разной ширины, расположенных в соответствии с определенными правилами. Изображение штрих-кода наносится на предмет, который является субъектом управления в системе.

Для регистрации этого предмета проводят операцию сканирования. При этом луч лазера сканирующего устройства движется по штрих-коду, отражается от светлых полос, улавливается светочувствительными устройствами и преобразуется в дискретный электрический сигнал. ЭВМ, расшифровав этот сигнал, переводит его в цифровой код, позволяющий идентифицировать единицу товара и отождествлять ее с информацией, содержащейся в базе данных.

На практике используются несколько видов штриховых кодов, каждый из которых имеет свои технологические преимущества [2, с. 174 – 176], [8, с. 404 – 406]. Код ITF-14 имеет прямоугольный контур и печатается намного легче остальных кодов, что позволяет применять его на гофрированных упаковках. Код «2 из 5-ти с чередованием» используется для кодирования большого объема информации на ограниченной поверхности. Код UCC/EAN-128 (Serial Shipping Container Code) – серийный код транспортной упаковки – применяется дополнительно к другим кодам, в частности, при маркировке грузовых пакетов[45].



Наибольшее распространение при маркировке отдельных единиц товара (потребительских упаковок) получил тринадцатизначный цифровой код EAN-13 (представлен на рис. 10.1).

Первые две или три цифры кода идентифицируют банк данных, выдавший данный код [8, с. 404]. В большинстве случаев (но не обязательно) эти цифры являются кодом страны. Торгово-промышленная палата РФ выдает коды, начинающиеся с цифр 46.

Следующие четыре или пять цифр представляют собой код изготовителя товара. Оставшиеся цифры кода (кроме последней) предоставляются изготовителю для кодирования своей продукции в произвольном порядке (принцип присвоения кодов выбирает сам производитель).

 

 

Рис. 10.1. Код EAN-13.

 

Таким образом, первые 7 цифр кода EAN-13 однозначно идентифицируют предприятие, производящее маркируемый товар; первые 12 цифр кода идентифицируют любой товар в общей совокупности товарной массы.

Последняя тринадцатая цифра кода является контрольной. Она рассчитывается по специальному алгоритму на основе 12-ти предшествующих цифр. Неверное указание одной или нескольких цифр штрих-кода приводит к тому, что ЭВМ рассчитав по 12-ти цифрам контрольную, обнаружит её несоответствие контрольной цифре, нанесённой на товаре. Прием сканирования не подтвердится, и считывание кода придётся повторить.

 

 

Электронный бизнес

 

Еще одним направлением логистической оптимизации деятельности предприятия является использование Интернет-технологий как для совершенствования организации внутренних информационных потоков, так и для вывода на новый уровень информационных взаимодействий с поставщиками, потребителями, посредниками (то есть для оптимизации входных и выходных информационных потоков).

Специалисты компании IBM преобразование основных бизнес-процессов при помощи Интернет-технологий обозначают понятием «электронный бизнес» («онлайновый бизнес») [22, с. 87]. Отечественные специалисты в области Интернет-технологий определяют электронный бизнес как «..любую деловую активность, использующую возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью получения прибыли»[22, с. 88]. С этих позиций офлайновый (традиционный) бизнес понимается как деловая активность с целью извлечения прибыли без применения Интернет-технологий.

Среда Интернета (Итернет-пространство) обладает рядом характеристик, которые могут рассматриваться как факторы, которые оказывают влияние на деятельность предприятия, внедряющего Интернет-технологии в практику логистического управления [22]. К числу таких факторов можно отнести:

¾ количественные (численность, географическое положение и т.п.) и качественные (социальные, психологические и т.п.) характеристики аудитории Интернета;

¾ уровень развития инфраструктуры Интернет-среды (насыщенность информационными ресурсами, номенклатура предоставляемых услуг, численность и качественный состав коммерческих участников Интернет-рынка и т.д.);

¾ условия и применяемые методы осуществления трансакций (в том числе качество применяемых платежных систем);

¾ уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры (наличие доступа в Интернет, качество линии связи, скорость передачи данных, стоимость провайдерских услуг и т.д.);

¾ уровень развития правовой базы функционирования бизнеса в Интернете.

Специалистами выделяются ряд моделей интеграции Интернет-технологий в информационную логистическую систему предприятия (рис. 10.2). Укрупненная группировка позволяет рассматривать модель типа «интранет» и модели типа «экстранет» [22].

Модель типа «интранет» предполагает создание внутренней информационной системы. Доступ к информационным ресурсам такой системы предоставлен только сотрудникам данного предприятия и защищен от внешнего мира специальными средствами. Интранет-системы повышают оперативность обмена информацией между всеми сотрудниками, облегчают установление обратных связей, позволяют персоналу вести совместную работу независимо от местонахождения. Подобные системы снижают некоторые логистические издержки предприятия, связанные с организацией внутренних информационных потоков, оптимизируют процессы управления (в том числе процессы планирования). Таким образом, применение модели «интранет» позволяет повысить эффективность функционирования логистической информационной системы и предприятия в целом.

 
 

 


Рис. 10.2. Классификация моделей интеграции

Интернет-технологий в информационную логистическую

систему предприятия

 

Все модели типа «экстранет» предполагают возможность доступа в информационную систему (сеть) предприятия субъектов внешней среды. Наиболее простой в этой группе является модель визитной карточки. Доступ к такой системе возможен не только для сотрудников предприятия, но и извне, со стороны тех, кому даны соответствующие права. Прозрачная для партнеров, но закрытая для посторонних, информационная система работает как визитная карточка или справочник предприятия: содержит информацию об ассортименте, ценах на товар, о скидках и льготах, базу данных клиента (состояние его счетов, информацию о размещенных заказах и т.д.). У предприятия появляется возможность не только информировать потребителей о своей деятельности, но и осуществлять обратную связь с потребителем с помощью электронной почты, процедуры опознавания, процедуры подписки на web-сервере. Создание такой информационной системы позволяет сократить время на поиск партнеров; осуществлять деятельность вне привязки к локальному рынку или географической территории, увеличить эффективность управления логистической системой предприятия в целом.

Модель электронного заказа[46]предполагает привлечение клиентов к работе непосредственно в информационной системе предприятия. Пользователем такой электронной системы может быть как корпоративный клиент (промежуточный потребитель, потребитель товаров производственного назначения), так и конечный потребитель. Соответственно, в рамках данной модели выделяют два более узких вида: модель «бизнес-бизнес» и модель «бизнес-потребитель».Такое разделение характерно для всех моделей экстранета, но в модели визитной карточки указанная дифференциация потребителей не оказывает существенного влияния на принципы работы информационной системы и подробно не рассматривается.

Реализация модели электронного заказа вида «бизнес-бизнес» может осуществляться путем создания любой из двух видов торговых площадок: информационной системы взаимодействия с корпоративными клиентами на уровне предприятияили независимой торговой электронной системы (электронная биржа или аукцион).

При использовании первой категории торговых площадок потребитель через информационную систему размещает заказ, фактически управляя складом готовой продукции предприятия-производителя: при недостаточности наличного запаса готовых изделий на складе товар автоматически запускается в производство. Информационная система данного вида выполняет следующие функции: поиск в прайс-листе необходимой позиции, составление бухгалтерской отчетности, анализ спроса и предложения, выбор и оптимизация путей доставки, выбор наилучшего варианта и реализация оплаты и страховки и т.д.

Вторая категория торговых площадок (электронные биржи и аукционы) помимо непосредственного исполнения функции размещения заказа оснащена инструментарием для организации торгов. Система данного вида позволяет автоматизировать процесс поиска необходимого партнера и согласования условий сделки; предусматривает возможность устраивать тендеры и аукционы, содержит удобный механизм сравнения цен. Основной доход организатора подобной электронной площадки формируется за счет платы за вход в систему и трансакционных сборов[47], а также стоимости предоставляемых сопутствующих услуг (размещение рекламы, дополнительной информации о поставщиках, финансовое обслуживание и др.).

Предприятие-потребитель имеет возможность быстро выбрать интересующий его товар по минимальной цене. При этом у потребителя снижаются логистические издержки, связанные с созданием материальных запасов (закупкой), а также издержки, связанные с управлением логистической системой[48]. Предприятие-поставщик может снижать издержки, связанные с хранением запасов готовой продукции, и затраты по управлению логистической системой. Помимо этого, в результате применения Интернет-технологий и у поставщика, и у потребителя возникает финансовый эффект, обусловленный высвобождением средств, отвлекаемых из оборота при создании запасов; а у поставщика – еще и маркетинговый эффект[49] от резкого роста контактной аудитории, потенциального роста объема продаж и, как следствие, – снижения себестоимости единицы товара.

Модель электронного заказа вида «бизнес потребитель»(торговля в розницу) предполагает создание собственных Интернет-магазинов или потребительских аукционов. Такого рода электронные площадки могут создаваться предприятиями-производителями, но чаще – предприятиями, специализирующимися на оказании торгово-посреднических услуг. Подобная Интернет-компания делает ставку на большой оборот и за счет этого имеет возможность получения достаточно больших скидок при закупке товара. В результате низких затрат на закупки, отсутствия затрат на аренду помещений, оборудования и заработную плату торгово-оперативного персонала у Интернет-компаний появляется дополнительное конкурентное преимущество — цены на товары в Интернете могут быть ниже, чем в традиционных «реальных» магазинах. Еще одним преимуществом можно назвать то, что виртуальное пространство Интернет-магазина позволяет позиционировать огромное количество товаров, что затруднено для реального магазина.

Необходимо отметить, что в настоящее время наибольший эффект дает реализация такой модели предприятиями, имеющими «реальные» магазины. Успешные «реальные» магазины имеют устойчивые отношения с поставщиками узнаваемую торговую марку, знают потребности рынка, располагают организованной транспортной и складской сетью. Расходы, связанные с выходом на Интернет-рынок, при этом менее ощутимы, чем в случае с Интернет-проектами, развивающимися без поддержки офлайнового бизнеса.

Для эффективной реализации модели электронного заказа в области потребительского сектора (то есть при создании собственных Интернет-магазинов) требуется более высокий уровень развития среды Интернета по сравнению с реализацией этой же модели в области межкорпоративного сектора. Перспективным направлением развития данного вида информационных систем может стать создание региональных компаний, интегрирующих функции Интернет-магазина, провайдера высокоскоростного доступа и курьерской службы, а также создание всероссийской системы экспресс-доставки.

Предприятие, использующее модель полной автоматизации,работает с корпоративными клиентами (предоставляя им доступ к базам данных, содержащим информацию о товарных запасах и текущем состоянии выполнения контрактов), а также осуществляет розничные продажи в собственных электронных магазинах. Такая информационная система автоматизирует процесс заказов и собственных закупок(после получения заказа от потребителя автоматически размещаются необходимые заказы собственным поставщикам). Используемая схема взаимодействий позволяет всем участникам модели значительно сократить свои логистические издержки. Экономия затрат возникает за счет полной автоматизации документооборота и учета (снижаются издержки по управлению логистической системой), сокращения длительности оборота и величины товарных запасов, снижения издержек хранения и некоторых других категорий логистических затрат. Конечно, и в этой модели работает «эффект масштаба»: при увеличении объемов продаж снижается себестоимость единицы товара.

Однако предприятие, использующее такую информационную систему, должно брать на себя все расходы по поддержанию инфраструктуры электронного пространства, в котором оно существует, по управлению торговой маркой, по организации межкорпоративных продаж, по продвижению товаров через Интернет-магазин. В настоящее время это требует значительных инвестиций, поэтому подобную модель пытаются реализовать, как правило, крупные корпоративные структуры, успешные в традиционном бизнесе[50].

Модель аутсорсингапредполагает передачу части функций предприятия другим предприятиям (специализирующимся в этой области) при использовании Интернета. Предприятие может отдать на аутсорсинг: производство отдельных узлов изделия, маркетинг (некоторые функции, например, исследование рынка, проведение рекламной кампании и т.д.), финансы и др.

Применение аутсорсинга ведет к уменьшению размера предприятия и к сокращению постоянных расходов, что также является дополнительным источником конкурентных преимуществ и повышает эффективность деятельности предприятия.

 

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (917)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)