Воспитания и образования ребенка
Занятие 8.Воспитание ребенка дошкольного возраста в семье (2 часа) Задачи изучения темы: 1.Раскрыть значение семьи в воспитании развитии ребенка дошкольника. 2.Раскрыть основные проблемы семейного воспитания и пути их решения 3.Учиться систематизировать учебный материал в форме сообщений., анностировать источники Форма занятия: семинарское занятие 1. Подготовьте краткие сообщения по одной из тем: - Семья как институт социализации дошкольников - Проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе - История развития семейного и домашнего воспитания в России - Домашнее воспитание ребенка: вчера и сегодня - Организация досуга ребенка в семье 2. Подготовьте аннотацию на одну из книг для родителей: 1. Кошелева А.Д. и др. Азбука любви. Книга для родителей// Кошелева А.Д., Медведева М.Ю., Филиппова Г.Г. и др. – Москва: РОУ, 1996. 2. Овчарова Р.В. Семейная академия : вопросы и ответы – М.: Просвещение, 1996. Литература Основная 1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005. 2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008. Дополнительная 1. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Бочарова Н.И. – М.: Академия, 2000. 2. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. пособие/ Зверева О.Л., Ганичева А.Н. – М.: Просвещение, 1999. 3. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2008. 4. Воспитателю о работе с семьей. Пособие для воспитателя детского сада /Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под ред. Н.Ф. Виноградовой – М.: Просвещение, 1985 год.
Занятие 9.Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи в воспитании детей (2 часа)* Задачи изучения темы: 1.Раскрыть задачи, содержание и формы сотрудничества детского сада и семьи в воспитании детей. 2.Учиться обобщать материал различных источников. Форма проведения занятия: дискуссия (1 часть занятия), деловая игра (2 часть занятия). Форма отчета: развернутые планы ответов на вопросы, картотека проработанной литературы. Вопросы для подготовки к дискуссии: 1.Какие задачи решаются дошкольным учреждением и семьей в процессе сотрудничества? 2.Укажите и охарактеризуйте стадии (этапы) установления взаимодействия детского сада и семьи, предлагаемые разными исследователями ( Петровский В.А., Дуброва, Кутузова И. и др.) Сравните подходы исследователей. 3.Раскройте содержание, формы и методы совместной работы детского сада и семьи: А) индивидуальная работа. Б) работа с коллективом родителей. В) педагогическая пропаганда. 4. Составить карту схему «Методы и формы взаимодействия ДОУ и семьи».
Рекомендации к подготовке и организации дискуссии и деловой игры. 1. Дискуссия проводится по теме «Актуальные проблемы и направления взаимодействия ДОУ и семьи». Обсуждаемая проблема: Эффективные пути переориентации работы ДОУ с семьей с информативно-просветительского на сотрудническо-деловой подход. Дискутируемые позиции: 1.Информативно-просветительский подход является единственно эффективным в решении задач взаимодействия ДОУ и семьи и должен быть доминирующим. 2.Информативно-просветительский подход является необходимым, но недостаточным для решения всего спектра задач сотрудничества ДОУ семьи. 3.Информатино-просветительский подход изжил себя и должен быть замещен сотрудническо-деловым. Каждый студент выбирает одну из предложенных позиций, объединяется в группу с единомышленниками и готовит систему аргументов в пользу данной позиции. В результате обсуждения на семинарском занятии формулируется общая точка зрения по обсуждаемой проблеме. 2.Студенты объединяются в три группы, представляющие сотрудников трех детских садов. Каждая из групп готовит выступление по одной из тем: 1.Использование в работе с семьей традиционных методов и форм взаимодействия. 2.Использование в работе с семьей активных методов и форм взаимодействия. 3. Использование методов и форм вовлечения родителей в педагогический процесс ДОУ. Роли: -заведующая; -заместитель заведующей. -воспитатели (2-3); -родители (2) Организация игры: каждая из подгрупп делает сообщение по выбранной теме в соответствии с игровой ситуацией и ролями. В сообщении должны найти отражение: сущность и характеристика методов и форм работы с семьей; значение методов и форм для решения задач сотрудничества этих социальных институтов, особенности реализации методов и форм. После презентации сообщений всех трех групп организуется обсуждение, направленное на аргументацию эффективности разных групп методов и форм работы ДОУ семьей. Литература Основная 1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005. 2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008. Дополнительная 1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья./ Арнаутова Е.П.- М.: Карапуз, 2000. 2. Давыдова О. Детский сад и семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода / О. Давыдова, А. Майер //Дошкольное воспитание. – 2011. -№5. – С. 17. 3. Доронова Г. Взаимодействие ДОУ с родителями/ Г. Доронова // Дошкольное воспитание.-2004.- № 7. 4. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2008 5. Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями / Е. Рылеева // Дошкольное воспитание.-2004. № 11. Литература для подготовки выступлений: 1. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей./ Е. Арнаутова // Дошкольное воспитание.- 2002.- №9. 2. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания родителям /Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 6. 3. Галешникова Т. В содружестве с семьей / Т. Галешникова // Дошкольное воспитание.-2007. - № 12. 4. Киселева Г.М. Сотрудничать в интересах ребенка / Киселева Г.М.// Проблемы изучения и развития личности дошкольника. Сб.науч.тр. - Пермь., 1995. 5. Климантова В.П. Формы работы с семьей по оптимизации общения родителей и детей в условиях детского сада / Климантова В.П. // Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика: матр. междунар. науч-практ. конф. / Под ред. Л.В. Коломийченко и др. – Пермь. 2005. – Часть 1. 6. Кутузова И. Диалог с семьей / Кутузова И. // Дошкольное воспитание.- 1993.- № 1.
Занятие 10.Нормативно-правовая база дошкольного образования (2 часа) Задачи изучения темы: 1. Познакомиться с нормативными документами по функционированию и организации дошкольного образования в РФ. 2. Учиться анализировать нормативные документы. Форма занятия: семинарское Форма отчетности: письменный анализ нормативных документов Вопросы для изучения темы: 1. Что понимают под нормативно-правовой базой дошкольного образования? 2. Какими документами регулируется деятельность дошкольного образовательного учреждения? В чем состоит преемственность этих документов? 3. Раскройте содержание и значение статей Закона РФ об образовании, регламентирующих деятельность ДОУ. 4. Раскройте сущность, значение, структуру ФГТ к структуре ООП ДО и условиям ее реализации. 5. Охарактеризуйте содержание типового положения о ДОУ, функции данного документа в регламентации деятельности детского сада. 6. В чем состоит значение конвенции о права ребенка для осуществления деятельности ДОУ по обеспечению защиты прав и достоинства ребенка? Литература 1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005. 2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008. Документы 1. ФГТ к структуре ООП ДО – http://dou.yaguo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=59:2011-03-10-10-05-45&catid=21:2011-03-10-09-55-39&Itemid=44 2. ФГТ к условиям реализации ООП ДО http://www.maaam.ru/maps/news/3345.html 3. Закон РФ «Об образовании» -http://www.consultant.ru/popular/edu/ Занятие 11.Новые формы организации российского дошкольного образования (2 часа) Задачи изучения темы: 1. Уточнять знания о новых формах организации дошкольного образования в России. 2. Учиться систематизировать учебный материал и применять полученные знания в практической деятельности. 3. Формировать опыт участия в дискуссии. Форма проведения: дискуссия, викторина. Форма отчетности:реклама для родителей «Новые группы в детском саду». Вопросы и задания для изучения темы: 1. Укажите, какие формы организации образования дошкольников относят к инновационным? Чем обусловлена необходимость открытия таких групп в современном ДОУ? 2. Укажите, в чем состоит назначение, особенности функционирования, содержание образовательной работы и организация жизни детей в таких группах? (группы-прогимназии, группы кратковременного пребывания и т.д.). 3. Как вы считаете, какая форма организации дошкольного образования в России являетсянаиболее актуальной в настоящее время? 4. В подгруппах придумайте по 5 вопросов для викторины «Новые формы организации дошкольного образования», примите участие в викторине. 5. На основе анализа учебного материала подгруппах разработайте и представьте вниманию группы рекламу для родителей, информирующую их об открытии новых групп в ДОУ. Примечание: В содержании рекламы должны быть отражены назначение, общие задачи и особенности функционирования таких групп. Реклама должна быть доступной и лаконичной по содержанию, иллюстративной, актуализировать интерес родителей к деятельности группы. Литература Основная 1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005. 2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Академия, 2004, 2007, 2008. Дополнительная 1. Аверина И.Е. Группы кратковременного пребывания: организация и содержание работы: практ. Пособие / И.Е. Аверина. – М., 2004. 2. Алямовская В. О некоторых подходах к организации групп кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении / В. Алямовская // Обруч. – 2004. – №1. 3. Евдокимова Е.С. Организация группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста / Е.С. Евдокимова, Л.А. Сургучева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2003. – №3. 4. Маханева М.Д. Перспективная модель организации деятельности ДОУ / М.Д. Маханева, О. Л. Князева. М., 2004. 5. Микляева Н.В. Особенности проведения занятий в группах кратковременного пребывания / Н.В. Микляева // Детский сад от «А» до «Я». – 2006. – № 2. 6. О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 7. – С. 4. 7. Организация новых форм работы дошкольного учреждения: сб. информационно-методических материалов. – М., 1990. 8. Развитие новых форм дошкольного образования в современных экономических условиях: всероссийский эксперимент / Сб. статей и документов. Выпуск 3. – М., 2001. 9. Садырин В.В. Доступность дошкольного образования: проблемы и решения / В.В. Садырин, Е.С. Комарова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004. – №3.
Занятие 12.Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и школы (4 часа) Задачи изучения темы: 1. Обосновать актуальность проблемы организации сотрудничества ДОУ и школы 2. Познакомиться с содержанием, направлениями, формами организации сотрудничества ДОУ и школы 3. Учится соотносить направления и формы организации сотрудничества детского сада и школы. Форма занятия семинарское Форма отчетности картотека статей по теме занятия. Вопросы для изучения темы: 1. Используя известные вам термины «преемственность» и «сотрудничество», сформулируйте рабочее определение понятия «сотрудничества ДОУ и начальной школы» 2. Раскройте актуальные проблемы сотрудничества ДОУ и школы 3. Заполните таблицу «Направления, содержание и формы взаимодействия детского сада и школы»
Литература: Основная 1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005. 2. Козлова С.А.. Дошкольная педагогика: уч. пос. для студ. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.– М., 2004, 2007, 2008. – Раздел 5. – Гл. 22. Дополнительная 1. Бадуллина О.И. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования / О.И. Бадуллина // Начальная школа. – 2002. - № 1. 2. Безруких М. Чему и как учить до школы / М. Безруких //Дошкольное воспитание – 2002. -№ 3. - С. 62. 3. Варенцова Н.С. Вопросы преемственности дошкольного и начального общего образования / Н.С. Варенцова // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2009. - №1. 4. Кудрявцев В. Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. -2001 - №№ 6,8. 5. Носоурова Т.П. Различные модели взаимодействия школы и ДОУ // Т.П. Носоурова // Начальная школа плюс До и После. – 2003. - № 10. 6. Соколова Т.П. Сотрудничество детского сада и школы как одно из условий преемственности дошкольного и начального школьного образования / Т.П. Соколова // Детский сад от А до Я. – 2007. - № 5. – С. 129 – 139. 7. Гуляева Е. Психолого-педагогический проект «Есть контакт!» / Е. Гуляева, И. Ильенкова и др. // Дошкольная педагогика – 2010. - № 10. – С. 70.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1185)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |