Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!

Дошкольного образовательного учреждения





Занятие 13.Концепции воспитания и образования

ребенка дошкольного возраста (2 часа)

Задачи изучения темы:

1.Познакомится с содержанием концепции дошкольного воспитания и концепцией дошкольного образования (проект)

2.Учиться анализировать и сравнивать документы, на основе которых строится педагогический процесс в дошкольном учреждении.

Форма занятия: семинар

Форма отчетности: сравнительная схема по содержанию концепций.

Задания для изучения темы:

1.Раскрыть сущность и значение концепций воспитания и образования дошкольников.

2.Составить схему:

 

  Концепция дошкольного воспитания Концепция дошкольного образования как ступени системы общего образования
Актуальность разработки концепции, е назначение    
Отношение к дошкольного возрасту как периоду развития человека    
Понимание процесса развития ребенка-дошкольника в условиях общества и культуры. Цели и задачи дошкольного образования, воспитания    
Предлагаемые направлении перестройки практики дошкольного воспитания, образования    
Предлагаемые модели построения педагогического процесса    

 

3.Сравнить подходы авторов концепций

Литература

Основная

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008.

Дополнительная

1. Дошкольное образование как ступень системы общего образования. Научная концепция / Под ред. В. И. Слободчикова // Управление. Детский сад - 2006. - № 10.

2. Концепция дошкольного воспитания / Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М: АСТ, 1997.

 

Занятие 14.Содержание дошкольного образования(2 часа)*

Задачи изучения темы:

1.Раскрыть сущность понятия « содержание дошкольного образования»



2.Раскрыть основные принципы и современные тенденции обновления содержания дошкольного образования.

3.Раскрыть понятие, функции, структуру, концепцию ГОС ДО, ФГТ к структуре ООП ДО, ФГТ к условиям реализации ООП ДО.

Форма занятия: собеседование, дискуссия

Формы отчетности: письменные планы ответов на задания.

Задания к собеседованию.

1.Раскройте содержание понятий «содержание образования», «содержание дошкольного образования». Укажите, в чем состоит их взаимосвязь?

2. Дайте характеристику истории развития содержания и программного обеспечения дошкольного образования в России.

3.Раскройте современные требования (принципы) отбора содержания дошкольного образования. Укажите, какие элементы входят в структуру содержания дошкольного образования.

4.Укажите современные направления обновления содержания дошкольного образования.

5.Раскройте значение нормативно-программных документов: ГОС ДО (проект), образовательные программы для ДОУ, ФГТ.

6.Раскройте структуру, функции, концепцию ГОС ДО (проект).

7. Раскройте структуру, функции ФГТ к структуре ООП ДО, ФГТ к условиям реализации ООП ДО.

8. Раскройте сущность, значение, структуру образовательной программы для ДОУ. Дайте характеристику классификации образовательных программ для ДОУ.

9.Сравните требования к содержанию дошкольного образования в ГОС ДО, ФГТ и содержание раздела Познавательное развитие в образовательной программе «Истоки» (старший возраст). Обоснуйте соответствие (не соответствие) содержания раздела требования ГОС ДО.

Примечание: во второй части занятия проводится диспут на тему «Стандартизация дошкольного образования: за и против».

Обсуждаемые в дискуссии позиции:

– Стандартизация образования на ранней ступени приведет к унификации развиваемой личности.

– Стандартизация дошкольного образования невозможна в силу специфичности развития и образования ребенка на этапе дошкольного детства.

– Стандартизация образования – единственно эффективный путь к реализации принципа преемственности дошкольного и начального дошкольного образования.

Литература

Основная

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008.

Дополнительная

1. Ерофеева Т. Образовательная работа ДОУ в условиях полипрограммности и вариативности. / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание- 2000.- № 7.

2. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

3. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2008.

4. Михайленко Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания/ Михайленко Н, Короткова Н. // Дошкольное воспитание -1992. -№5-6.

5. Парамонова Л.А. Истоки. Базисная программа развития ребенка – дошкольника / Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П. и др -М.: Карапуз , 2001.- С. 158-186.

6. Парамонова Л.А. Содержание дошкольного образования, с чем связано его обновление. / Л.А. Парамонова// Дошкольное воспитание. - 2003.- №3.

7. Современные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений. Учебное пособие для студ. педвузов и колледжей / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М: Академия, 1999. – С. 11-32.

8. ФГТ к структуре ООП ДО – http://dou.yaguo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=59:2011-03-10-10-05-45&catid=21:2011-03-10-09-55-39&Itemid=44

9. ФГТ к условиям реализации ООП ДО – http://www.maaam.ru/maps/news/3345.html

Занятие 15.Вариативные программы воспитания,

обучения и развития детей дошкольного возраста (2 часа)

Задачи изучения темы:

1.Познакомиться с вариативными программами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения, их теоретическими и концептуальными основами.

2.Учиться анализировать содержание программ с точки зрения их концептуальных основ, структурного строения, задач и содержания воспитания, обучения и развития дошкольника.

3.Формировать профессиональную позицию по отношению к различным вариантам программ дошкольного воспитания, образования и развития.

4.Вызвать интерес к более детальному знакомству с вариативными программами.

Форма занятия: семинарское

Форма отчетности: конспекты первоисточников, карта-конспект «Вариативные программы воспитания, обучения и развития дошкольников»

Вопросы для анализа программ:

1.Общая характеристика программных документов (вид, название, авторский коллектив, год издания)

2.Концептуальные основы программы (ведущие научные идеи).

3.Принципы построения программ.

4.Цели и задачи воспитания, обучения и развития, определяемые данными программами.

5.Структура программ.

6.Краткая характеристика содержания программы(на примере одной возрастной группы)

7.Соответствие целей, задач и содержания программ современным тенденциям гуманизации педагогического процесса дошкольного учреждения.

 

Карта-схема «Вариативные программы воспитания, обучения и развития дошкольников»

Сведения о программе (вид, название, авторский коллектив, год издания) Теоретические основы программы Структура программы Цели и задачи воспитания, обучения и развития дошкольника Содержание (на примере одной возрастной группы)
         

 

Методические рекомендации по работе с картой-схемой: на основе заполненной таблицы студент делает сравнительный анализ программ по следующим критериям:

-сходство и отличие концептуальных основ программ.

-сходство и отличие целей и задач, реализуемых программой

-сходство и отличие структуры программ.

-сходство и отличие содержания программ (на примере одной возрастной группы)

Литература

Основная

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008.

Дополнительная

1. Ерофеева Т. Образовательная работа дошкольных учреждений в условиях полипрограммности и вариативности. / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание.- 2000.- № 7.

2. Шадриков В. О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и технологий./ В. Шадриков // Дошкольное воспитание.-1998.- №12.

3. О новых актуальных программах по дошкольному воспитанию // Дошкольное воспитание.- 2003.- №1.

Программные документы:

- по программе «Развитие»

1. Программа «Развитие»: основные положения /Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева и др- М.: Новая школа, 1994.

2. Дьяченко О.М. Программа «Развитие» / О.М. Дьяченко// Психологическая наука и образование.- 1996.- №3.

3. О всероссийском совещании по программе «Развитие» /Дошкольное воспитание. -1994.-№ 2.

- по программе «Детство»

4. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева и др. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2011.

5. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду./В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; под ред Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М.Гурович, - СПб.: Детство -Пресс, 2001.

6. Крулехт М.В. О программе «Детство» / М.В. Крулехт // Дошкольное воспитание.- 2004.- №5.

7. Логинова В.И. Теоретические основы программы воспитания ребенка – дошкольника/ Логинова В.И. // Теоретические основы программы воспитания и обучения в детском саду. Сб. науч. тр./ под ред. Т.И. Бабаевой . -СПб, 1992.

- по программе «Радуга»

8. Радуга. Программа воспитания образования и развитии детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; науч. рук. Т.Н. Доронова – М.: Просвещение, 2004.

9. Радуга. Программа образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т.А. Гризик, Т.Н. Доронова и др. – М.: Просвещение, 2010.

10. Якобсон С.Г. Программа «Радуга» / С.Г. Якобсон // Психологическая наука и образование.- 1996.- №3.

11. Михайленко Н. Новые программы для детского сада // Дошкольное воспитание. -1995.-№8.

- по программе «От рождения до школы»

12. От рождения до школы. Программа воспитания и обучения в детском саду Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

Занятие 16.Планирование педагогического процесса в ДОУ(4 часа)

Задачи изучения темы:

1. Конкретизировать знания студентов о сущности, видах и принципах планирования.

2. Познакомить со структурой и содержанием разных видов планов воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении

3. Учить сравнивать различные подходы к разработке технологий проектирования и планирования педагогического процесса

Форма занятия: семинарское

Форма отчетности: планы ответов на вопросы, блок-схема «Виды планирования образовательного процесса в ДОУ».

Вопросы и задания для изучения темы

1. Что понимают под проектированием и планированием образовательного процесса в ДОУ? В чем состоит их взаимосвязь?

2. Кратко охарактеризуйте принципы планирования, приведите примеры из реализации в практике проектирования педагогического процесса.

3. Составьте и презентуйте блок-схему «Виды планирования образовательного процесса в ДОУ».

4. Соотнесите виды планирования и виды планов образовательного процесса в ДОУ.

5. Соотнесите примеры планов воспитательно-образовательной работы ДОУ с формами планирования.

6. Сравните подходы к разработке технологий планирования педагогического процесса в ДОУ.

Примечание: вопрос №6 обсуждается после индивидуальных сообщений студентов по темам:

1. Технология планирования педагогического процесса по картотечному типу.

2. Технология комплексно-тематического планирования образовательного процесса в ДОУ.

3. Технология блочно-тематического планирования.

4. Технология календарно-перспективного планирования.

Литература

Основная

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. – М.: Академический проект, Культура, 2005. - С. 165 – 172.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2008.

Дополнительная:

1. Безрукова Е.В. Подходы к планированию и организации работы в контексте ФГТ / Е.В. Безрукова, А.А. Иванова / Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. -№ 8. – С. 12.

2. Грибанова М.В. Блочно-тематическое планирование как средство оптимизации познавательно-эстетического развития детей 3-7 лет. Учебно-методическое пособие.- Пермь: ПГПУ, 2003.

3. Грибанова М.В., Сухнева С.Л. Организация управления процессом освоения проектной деятельности сотрудниками ДОУ № 21 // Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика: матер. междунар. науч.-практ. конф. – Пермь. 2005. – Часть 1.

4. Красницкая Г. Планирование воспитательно-образовательной работы в детском саду / Красницкая Г. // Дошкольное воспитание.- 1991.- №4.

5. Скоролупова О. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании / О. Скоролупова, Н. Федина // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 5. – С. 10.

6. Ополева О.Б. Планирование воспитательно-образовательного процесса по картотечному типу / О.Б. Ополева // Управление дошкольным образовательным учреждением – 2010. - № 4. – С. 97.

 





Читайте также:

II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
II. Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
III. Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования
III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
IV. Учет стажа работы на судне и практической подготовки в морских образовательных учреждениях
Андрющенко Д.В., Логинова Д.П. Диагностика среднего дошкольного возраста от 4-5 лет. - М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 20 с .
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В учреждениях банковской системы
Ведущие аспекты организации антитеррористической защиты образовательного учреждения



Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (647)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)