Дошкольного образовательного учреждения
Занятие 13.Концепции воспитания и образования ребенка дошкольного возраста (2 часа) Задачи изучения темы: 1.Познакомится с содержанием концепции дошкольного воспитания и концепцией дошкольного образования (проект) 2.Учиться анализировать и сравнивать документы, на основе которых строится педагогический процесс в дошкольном учреждении. Форма занятия: семинар Форма отчетности: сравнительная схема по содержанию концепций. Задания для изучения темы: 1.Раскрыть сущность и значение концепций воспитания и образования дошкольников. 2.Составить схему:
3.Сравнить подходы авторов концепций Литература Основная 1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005. 2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008. Дополнительная 1. Дошкольное образование как ступень системы общего образования. Научная концепция / Под ред. В. И. Слободчикова // Управление. Детский сад - 2006. - № 10. 2. Концепция дошкольного воспитания / Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М: АСТ, 1997.
Занятие 14.Содержание дошкольного образования(2 часа)* Задачи изучения темы: 1.Раскрыть сущность понятия « содержание дошкольного образования» 2.Раскрыть основные принципы и современные тенденции обновления содержания дошкольного образования. 3.Раскрыть понятие, функции, структуру, концепцию ГОС ДО, ФГТ к структуре ООП ДО, ФГТ к условиям реализации ООП ДО. Форма занятия: собеседование, дискуссия Формы отчетности: письменные планы ответов на задания. Задания к собеседованию. 1.Раскройте содержание понятий «содержание образования», «содержание дошкольного образования». Укажите, в чем состоит их взаимосвязь? 2. Дайте характеристику истории развития содержания и программного обеспечения дошкольного образования в России. 3.Раскройте современные требования (принципы) отбора содержания дошкольного образования. Укажите, какие элементы входят в структуру содержания дошкольного образования. 4.Укажите современные направления обновления содержания дошкольного образования. 5.Раскройте значение нормативно-программных документов: ГОС ДО (проект), образовательные программы для ДОУ, ФГТ. 6.Раскройте структуру, функции, концепцию ГОС ДО (проект). 7. Раскройте структуру, функции ФГТ к структуре ООП ДО, ФГТ к условиям реализации ООП ДО. 8. Раскройте сущность, значение, структуру образовательной программы для ДОУ. Дайте характеристику классификации образовательных программ для ДОУ. 9.Сравните требования к содержанию дошкольного образования в ГОС ДО, ФГТ и содержание раздела Познавательное развитие в образовательной программе «Истоки» (старший возраст). Обоснуйте соответствие (не соответствие) содержания раздела требования ГОС ДО. Примечание: во второй части занятия проводится диспут на тему «Стандартизация дошкольного образования: за и против». Обсуждаемые в дискуссии позиции: – Стандартизация образования на ранней ступени приведет к унификации развиваемой личности. – Стандартизация дошкольного образования невозможна в силу специфичности развития и образования ребенка на этапе дошкольного детства. – Стандартизация образования – единственно эффективный путь к реализации принципа преемственности дошкольного и начального дошкольного образования. Литература Основная 1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005. 2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008. Дополнительная 1. Ерофеева Т. Образовательная работа ДОУ в условиях полипрограммности и вариативности. / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание- 2000.- № 7. 2. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. 3. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2008. 4. Михайленко Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания/ Михайленко Н, Короткова Н. // Дошкольное воспитание -1992. -№5-6. 5. Парамонова Л.А. Истоки. Базисная программа развития ребенка – дошкольника / Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П. и др -М.: Карапуз , 2001.- С. 158-186. 6. Парамонова Л.А. Содержание дошкольного образования, с чем связано его обновление. / Л.А. Парамонова// Дошкольное воспитание. - 2003.- №3. 7. Современные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений. Учебное пособие для студ. педвузов и колледжей / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М: Академия, 1999. – С. 11-32. 8. ФГТ к структуре ООП ДО – http://dou.yaguo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=59:2011-03-10-10-05-45&catid=21:2011-03-10-09-55-39&Itemid=44 9. ФГТ к условиям реализации ООП ДО – http://www.maaam.ru/maps/news/3345.html Занятие 15.Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста (2 часа) Задачи изучения темы: 1.Познакомиться с вариативными программами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения, их теоретическими и концептуальными основами. 2.Учиться анализировать содержание программ с точки зрения их концептуальных основ, структурного строения, задач и содержания воспитания, обучения и развития дошкольника. 3.Формировать профессиональную позицию по отношению к различным вариантам программ дошкольного воспитания, образования и развития. 4.Вызвать интерес к более детальному знакомству с вариативными программами. Форма занятия: семинарское Форма отчетности: конспекты первоисточников, карта-конспект «Вариативные программы воспитания, обучения и развития дошкольников» Вопросы для анализа программ: 1.Общая характеристика программных документов (вид, название, авторский коллектив, год издания) 2.Концептуальные основы программы (ведущие научные идеи). 3.Принципы построения программ. 4.Цели и задачи воспитания, обучения и развития, определяемые данными программами. 5.Структура программ. 6.Краткая характеристика содержания программы(на примере одной возрастной группы) 7.Соответствие целей, задач и содержания программ современным тенденциям гуманизации педагогического процесса дошкольного учреждения.
Карта-схема «Вариативные программы воспитания, обучения и развития дошкольников»
Методические рекомендации по работе с картой-схемой: на основе заполненной таблицы студент делает сравнительный анализ программ по следующим критериям: -сходство и отличие концептуальных основ программ. -сходство и отличие целей и задач, реализуемых программой -сходство и отличие структуры программ. -сходство и отличие содержания программ (на примере одной возрастной группы) Литература Основная 1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005. 2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008. Дополнительная 1. Ерофеева Т. Образовательная работа дошкольных учреждений в условиях полипрограммности и вариативности. / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание.- 2000.- № 7. 2. Шадриков В. О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и технологий./ В. Шадриков // Дошкольное воспитание.-1998.- №12. 3. О новых актуальных программах по дошкольному воспитанию // Дошкольное воспитание.- 2003.- №1. Программные документы: - по программе «Развитие» 1. Программа «Развитие»: основные положения /Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева и др- М.: Новая школа, 1994. 2. Дьяченко О.М. Программа «Развитие» / О.М. Дьяченко// Психологическая наука и образование.- 1996.- №3. 3. О всероссийском совещании по программе «Развитие» /Дошкольное воспитание. -1994.-№ 2. - по программе «Детство» 4. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева и др. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2011. 5. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду./В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; под ред Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М.Гурович, - СПб.: Детство -Пресс, 2001. 6. Крулехт М.В. О программе «Детство» / М.В. Крулехт // Дошкольное воспитание.- 2004.- №5. 7. Логинова В.И. Теоретические основы программы воспитания ребенка – дошкольника/ Логинова В.И. // Теоретические основы программы воспитания и обучения в детском саду. Сб. науч. тр./ под ред. Т.И. Бабаевой . -СПб, 1992. - по программе «Радуга» 8. Радуга. Программа воспитания образования и развитии детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; науч. рук. Т.Н. Доронова – М.: Просвещение, 2004. 9. Радуга. Программа образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т.А. Гризик, Т.Н. Доронова и др. – М.: Просвещение, 2010. 10. Якобсон С.Г. Программа «Радуга» / С.Г. Якобсон // Психологическая наука и образование.- 1996.- №3. 11. Михайленко Н. Новые программы для детского сада // Дошкольное воспитание. -1995.-№8. - по программе «От рождения до школы» 12. От рождения до школы. Программа воспитания и обучения в детском саду Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. Занятие 16.Планирование педагогического процесса в ДОУ(4 часа) Задачи изучения темы: 1. Конкретизировать знания студентов о сущности, видах и принципах планирования. 2. Познакомить со структурой и содержанием разных видов планов воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении 3. Учить сравнивать различные подходы к разработке технологий проектирования и планирования педагогического процесса Форма занятия: семинарское Форма отчетности: планы ответов на вопросы, блок-схема «Виды планирования образовательного процесса в ДОУ». Вопросы и задания для изучения темы 1. Что понимают под проектированием и планированием образовательного процесса в ДОУ? В чем состоит их взаимосвязь? 2. Кратко охарактеризуйте принципы планирования, приведите примеры из реализации в практике проектирования педагогического процесса. 3. Составьте и презентуйте блок-схему «Виды планирования образовательного процесса в ДОУ». 4. Соотнесите виды планирования и виды планов образовательного процесса в ДОУ. 5. Соотнесите примеры планов воспитательно-образовательной работы ДОУ с формами планирования. 6. Сравните подходы к разработке технологий планирования педагогического процесса в ДОУ. Примечание: вопрос №6 обсуждается после индивидуальных сообщений студентов по темам: 1. Технология планирования педагогического процесса по картотечному типу. 2. Технология комплексно-тематического планирования образовательного процесса в ДОУ. 3. Технология блочно-тематического планирования. 4. Технология календарно-перспективного планирования. Литература Основная 1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. – М.: Академический проект, Культура, 2005. - С. 165 – 172. 2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2008. Дополнительная: 1. Безрукова Е.В. Подходы к планированию и организации работы в контексте ФГТ / Е.В. Безрукова, А.А. Иванова / Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. -№ 8. – С. 12. 2. Грибанова М.В. Блочно-тематическое планирование как средство оптимизации познавательно-эстетического развития детей 3-7 лет. Учебно-методическое пособие.- Пермь: ПГПУ, 2003. 3. Грибанова М.В., Сухнева С.Л. Организация управления процессом освоения проектной деятельности сотрудниками ДОУ № 21 // Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика: матер. междунар. науч.-практ. конф. – Пермь. 2005. – Часть 1. 4. Красницкая Г. Планирование воспитательно-образовательной работы в детском саду / Красницкая Г. // Дошкольное воспитание.- 1991.- №4. 5. Скоролупова О. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании / О. Скоролупова, Н. Федина // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 5. – С. 10. 6. Ополева О.Б. Планирование воспитательно-образовательного процесса по картотечному типу / О.Б. Ополева // Управление дошкольным образовательным учреждением – 2010. - № 4. – С. 97.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (956)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |