Детскими видами деятельности
Тема 14. Педагогическое руководство трудовой деятельностью детей дошкольного возраста Основные понятия: труд, трудовое воспитание, трудовое обучение, трудолюбие, ответственность, самостоятельность, творчество, совместная деятельность, коллективный труд. Трудовая деятельность детей как средство развития и воспитания ребенка-дошкольника. Сущность и своеобразие детского труда, его социально-нравственная направленность. Теоретические основы и развитие методики воспитания ребенка дошкольного возраста в труде в зарубежной и отечественной педагогике (Я.А. Коменский, Ф. Фребель, Е.Н. Водовозова, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, В.И. Логинова, М.В. Крулехт и др.). Методологические основы трудового воспитания. Роль труда в развитии человеческого общества и в развитии личности. Необходимость воспитания подрастающего поколения для обеспечения преемственности поколений. Понимание процесса развития трудовой деятельности ребенка как освоение им трудового опыта человечества. Ведущая роль трудового воспитания и обучения в развитии личности. Психологические механизмы и условия успешного овладения ребенком трудовой деятельности (Я.З Неверович и др.). Своеобразие трудовой деятельности детей дошкольного возраста, ее мотивов. Виды детского труда. Педагогическая система трудового воспитания детей дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении. Цель трудового воспитания: развитие творческой, социально направленной индивидуальности личности, развитие психологической готовности к труду. Задачи воспитания ребенка в труде: воспитание интереса к труду, потребности трудиться; формирование знаний о труде взрослых как ориентировочная основа собственной трудовой деятельности детей; формирование трудовой деятельности в доступных видах труда; воспитание трудолюбия, ответственности, самостоятельности, инициативы и других личностных свойств, необходимых для успешного осуществления трудовой деятельности. Роль трудовой деятельности в воспитании нравственно-волевых качеств дошкольника, гармонизации детских взаимоотношений, формировании опыта сотрудничества. Содержание трудового воспитания. Содержание системы знаний о труде взрослых как ориентировочная основа трудовой деятельности детей. Пути овладения системой знаний дошкольником. Формирование интереса к труду, уважения к трудящемуся человеку. Освоение трудовой деятельности. Виды труда детей в дошкольных учреждениях, их значение для развития дошкольника, содержание. Формирование общетрудовых и специальных трудовых умений и навыков. Формирование личности дошкольника в процессе ознакомления с трудом и трудовой деятельности. Средства трудового воспитания. Ознакомление с трудом взрослых. Трудовое обучение. Самостоятельная трудовая деятельность детей. Взаимосвязь средство трудового воспитания. Методы трудового воспитания. Формы организации педагогической работы по трудовому воспитанию детей: совместный труд взрослых и детей (значение, особенности организации), трудовые поручения (значение, виды, содержание, организация, требования), дежурства (роль, значение, содержание в разных возрастных группах), коллективный труд (особенности, значение, содержание). Методика формирования системы знаний о труде взрослых и опыта трудовой деятельности у детей дошкольного возраста. Методика формирования у детей опыта трудовой деятельности. Особенности организации совместного детского труда. Условия трудового воспитания: насыщенность жизни детей разнообразной трудовой деятельностью, создание развивающей среды, положительный пример окружающих людей, наличие вариативных программ воспитания и обучения, комплексное использование средств трудового воспитания, учет возрастных и индивидуальных возможностей детей, своевременность диагностики. Тема 15. Педагогическое руководство и поддержка игровой деятельности детей дошкольного возраста Основные понятия: игра, игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра, режиссерская игра, подвижная игра, театрализованная игра, игра-драматизация, строительно-конструктивная игра, дидактическая игра. Теоретические основы воспитания ребенка в игре. Игра как исторически возникший вид деятельности человека. Функции игры как специфического вида деятельности человека. Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра ребенка как деятельность социальная по происхождению и своей природе (мотивы, содержание, структура). Активный, творческий характер игровой деятельности ребенка, ее эмоциональная насыщенность, саморегуляция действий и поступков ребенка в игре. Роль игры в развитии субъектной позиции ребенка, овладения им социальным опытом, гармонизации детских взаимоотношений. Альтернативные подходы к пониманию сущности игры, ее происхождения, необходимости руководства играми детей (К. Гросс, Ф. Бойтендайк, З. Фрейд, В.Г. Плеханов, Д.Б. Эльконин и др.). Структура детской игры. Исследование А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина о взаимодействии сюжета, роли, действий, взаимоотношений детей, использовании игрового материала. Игрушка и ее виды, воспитательно-образовательная ценность. Проблема классификации игр детских игр. Виды игр детей: творческие и игры с правилами; игры, возникающие по инициативе ребенка, игры, связанные с исходной инициативой взрослого, народные игры, идущие от исторических традиций этноса. Становление и развитие теории и методики руководства играми детей в целях их воспитания (Ф. Фребель, Ж. Пиаже, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, З.В. Лиштван, Н.М. Михайленко, Л.В. Артемова, С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина, Н.М. Крылова и др.). Значение игры в развитии личности ребенка. Игра как средство и метод воспитания. Игра как форма организации жизни и деятельности детей. Особенности и методика педагогической поддержки развития разных видов игр. Творческие игры. Сюжетные ролевые игры как основной вид игр детей дошкольного возраста. Основные факторы возникновения сюжетно-ролевых игр (стремление к активности, удовлетворению потребности в реализации впечатлений, устремлений, самопознанию и самовыражению, самостоятельности, взаимодействию со сверстником). Структура сюжетной ролевой игры. Темы, сюжеты и содержание игр детей. Роль как основная единица игры. Роль и игровой образ. Взаимоотношения детей в сюжетной ролевой игре. Механизмы игры. Способы построения игры. Развитие сюжетной ролевой игры в раннем и дошкольном возрасте. Педагогическая система руководства сюжетными ролевыми играми детей. Основные направления руководства играми: развитие игры как деятельности ребенка, использование игры как средства воспитания, развитие игры как формы организации жизни и деятельности детей. Основные этапы руководства играми детей: диагностический, подготовительный, обучающий, самостоятельные игры, коррекция и усложнение. Специфика руководства играми на каждом из этапов развития игры. Методика руководства сюжетными ролевыми играми в разных возрастных группах детского сада. Режиссерские игры. Развитие режиссерской игры как необходимого условия перехода ребенка от сюжетно-отобразительной к сюжетной игре, от индивидуальной – к совместной. Исследования в области развития режиссерской игры (Е.М Гаспарова, Е.Е. Кравцова, С.Л. Новоселова и др.). Общее и отличное в режиссерской и сюжетно-ролевой игре. Изменение содержания режиссерской игры на разных этапах дошкольного детства. Педагогические условия содействия развитию режиссерской игры. Строительно-конструктивные игры как вид творческих игр детей, их своеобразие, структура. Значение строительно-конструктивных игр в развитии ребенка. Педагогическая система руководства строительно-конструктивными играми в целях развития личности ребенка и детского коллектива. Роль обучения конструированию в развитии строительно-конструктивных игр (З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова). Взаимосвязь строительно-конструктивной, режиссерской и сюжетно-ролевой игр детей. Театрализованные игры. Особенности содержания и специфика данного вида игр. Их значение в развитии и воспитании ребенка-дошкольника. Виды театрализованных игр дошкольников. Театрализованные игры как художественная деятельность детей. Условия становления театрализованных игр. Педагогическое руководство театрализованными играми детей (этапы, задачи, методика). Игры с готовым содержанием и правилами. Дидактические игры, их своеобразие, структура, содержание. Виды дидактических игр, их развивающее значение. Место дидактических игр в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Педагогическая система поддержки развития игры дошкольников. Значение, виды, структура, методика организации. Развитие детского творчества в игре. Воспитание ребенка-дошкольника средствами разных видов игр. Современные педагогические технологии педагогического руководства развитием игровой деятельности (Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Н.М. Крылова и др.)
Тема 16. Построение предметно-развивающей среды в группах ДОУ Основные понятия: среда развития, предметная развивающая среда. Сущность понятия «среда развития». Среда развития ребенка как комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении. Роль среды в развитии ребенка (источник познания, возможности проявления активности, овладения коммуникативным опытом, в целом – средство самообразования и саморазвития дошкольника. Предметная среда: ее содержание, принципы организации. Концепции построения предметной развивающей среды в ДОУ (Кларина Л.М., Петровский А.В., Новоселова С.Л. и др.). Проектирование образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. Деятельность педагога по содействию организованному и самостоятельному общению и действиям со средовым окружениям. Связь организации предметно-развивающей среды с задачами и содержанием реализуемой в детском саду программы. ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и предметно-развивающей среде в ДОУ.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1087)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |