Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 6. Теория и методика обучения детей дошкольного возраста





Тема 17. Развитие идей обучения

детей дошкольного возраста отечественной педагогике

Основные понятия: дидактика, обучение, дидактические принципы.

Дошкольная дидактика как теория обучения детей до школы. Вклад Я.А. Коменского в развитие дошкольной дидактики, основные идеи воспитания и обучения маленьких детей (раннее обучение, принципы научности, преемственности и обогащения чувственного опыта в процессе формирования знаний об окружающем мире). Развитие идей Я.А. Коменского об обучении детей в дошкольном возрасте в трудах Ф. Фребеля, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, В.Ф. Одоевского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого (реализация принципов воспитывающей и развивающей направленности обучения, его наглядности, природосообразности; необходимость формирования у детей дошкольного возраста умения учиться у взрослого как важнейшей предпосылки систематического обучения в школе; использование в процессе обучения дидактических методов и средств, адекватных возрастным возможностям познания детьми окружающего мира; практико-ориентированный характера обучения маленьких детей).

Влияние идей Ф. Фребеля и М. Монтессори на процесс развития теории и практики обучения детей дошкольного возраста. Концептуальные основания их систем: активность ребенка в качестве основного фактора его саморазвития; организаторская функция педагога в процессе самообучения ребенка; опора в обучении на наглядность; обучение как свободное общение взрослого и ребенка; активизация процессов мышления и восприятия в процессе обучения посредством использования соответствующих дидактических средств и методов; создание предметной развивающей среды и др.

Вклад в разработку теории и практики дошкольного образования и обучения П.Ф. Лесгафта, Е.И. Тихеевой, Е.Н. Водовозовой, Е.А. Флериной, А.С. Симонович. Разработка идей создания программы обучения детей дошкольного возраста по принципу минимакса, смены деятельности детей в ходе решения дидактических задач, необходимости учета в обучении личностного опыта ребенка, включения в процесс обучения активных методов (опытов, экспериментов), позволяющих поддерживать инициативу и самостоятельность детей в познании и преобразовании действительности.



Экспериментальные исследования вопросов раннего в 50-е годы 20 века. Разработка теории обучения детей дошкольного возраста А.П. Усовой: обоснование необходимости обучения как специально организованного процесса в дошкольном учреждении; выделение как самостоятельной задачи процесса обучения формирование предпосылок учебной деятельности; выявление специфики учения детей дошкольного возраста; определение места и назначения занятия как формы организации процесса обучения, направленной на упорядочивание, систематизацию, усовершенствование познавательного и практического опыта детей, приобретенного в повседневной жизни и в разных видах деятельности.

Развитие теории дошкольной дидактики в 60-80 годы. Вклад Н.А Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Т.С. Казаковой, Н.П. Саккулиной, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохина, Л.Е. Журовой, О.И. Соловьевой, В.И. Логиновой в изучение закономерностей и особенностей обучения детей дошкольного возраста, в обогащение содержания и систематизацию дидактических принципов, в разработку теоретических основ отбора и структурирования задач и содержания обучения детей в детском саду.

Современный этап развития дошкольной дидактики. Инновационные идеи в области теоретико-прикладного исследования реализации личностно-ориентированного и развивающего подходов в процессе обучения детей дошкольного возраста (А.В. Петровский, М.В. Кларина, Н.Н. Поддьяков); в области методического и технологического обеспечения дошкольного обучения (С.Н. Николаева, С.Н. Новоселова, Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, С.А. Козлова и др.); в изучении возможностей использования диалоговых форм в обучении дошкольников; в разработке технологий индивидуально-ориентированного обучения и обучения в сотрудничестве (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, А.Н. Давидчук, Ю.М. Хохрякова и др.).

Тема 18. Сущность, закономерности

и принципы процесса обучения детей дошкольного возраста

Основные понятия: педагогический процесс, закономерности, дидактические принципы, личностно-ориентированное обучение.

Обучение как компонент педагогического процесса в ДОУ. Современные подходы к пониманию сущности процесса обучения детей дошкольного возраста. Основные признаки процесса обучения: системность, процессуальность, целенаправленность, многофакторность, полифункциональность, взаимообусловленность деятельности педагога и ребенка. Структура процесса обучения (цель, задачи, содержание, средства, методы, формы организации, условия и результат).

Отражение идей обучения в концепции дошкольного воспитания В.Т. Кудрявцев, Л.М. Кларина. Цели и задачи личностно-ориентированного дошкольного образования (обучения): формирование и развитие у дошкольника базиса личностной культуры: приобщение его к средствам и способам познания и преобразования мира, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему; знакомство детей с различными сферами действительности, расширение опыта познавательной, эмоциональной (развитие интеллектуальных эмоций) и деятельностной активности в этих областях; развитие и поддержка интеллектуальных эмоций – удивление, интерес, удовольствие, радость познания, раздумье (сомнение, догадка, уверенность); ознакомление и формирование практики применения детьми разнообразных способов и средств познания и описания окружающего мира. Взаимосвязь воспитания и обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Разработка вопросов дошкольного обучения в современной отечественной педагогике. Идея о ведущей роль обучения в развитии ребенка (Е.А. Флерина, А.П. Усова, Л.С. Выготский, Н.Н. Поддъяков и др.). Специфика обучения детей дошкольного возраста.

Основные закономерности обучения детей дошкольного возраста: учета возрастных возможностей познания и учения ребенка дошкольного возраста; преемственности содержания обучения на разных его этапах и ступенях образования ребенка; взаимосвязи процесса обучения с процессами развития и воспитания детей дошкольного возраста; взаимобусловленности обучения и детских видов деятельности; приоритета чувственных и практических способов познания над логическим и вербальным; зависимости результатов обучения детей дошкольного возраста от характера и стиля взаимодействия с взрослыми и сверстниками и др.

Дидактические принципы обучения детей, их психолого-педагогическое обоснование (целенаправленности, систематичности, системности, последовательности, научности, доступности, интеграции, наглядности, практикоориентированности, активности и т.д.) развивающий характер обучения в детском саду. Умственная активность. Овладение общественно-выработанными средствами познания (умственными действиями, знаками, наглядными моделями, обобщенными способами восприятия, планирования и т.д.). Прямое и опосредованное обучение детей.

 

Тема 19.Средства, методы и формы

процесса обучения детей дошкольного возраста

Основные понятия: средства, методы обучения, формы организации.

Средства обучения детей дошкольного возраста: предметы и объекты действительности и специально созданной предметно-развивающей среды, природное окружение, различные виды наглядности и носители учебно-познавательной информации (книги, иллюстрированные дидактические пособия и т.д.) содержательное общение педагога и детей, познавательная и другие виды детские виды деятельности. Основания выбора средств обучения.

Сущность методов обучения, проблема их классификации по разным основаниям (источник познания, дидактические цели, характер познавательной деятельности, структура учебно-познавательной деятельности). Особенности использования наглядных методов обучения (рассматривание картин, иллюстраций, использование дидактических моделей, схем, наблюдения, демонстрация видеофильмов, диафильмов, опыты, показ образца, способа действия, сравнение дидактических образцов и продуктов детской деятельности). Специфика использования словесных методов обучения (рассказ педагога, загадывание загадки, речевая логическая задача, речевая обучающая ситуация, чтение художественной литературы, пояснения, объяснения, указания, беседы всех видов, использование пословиц, поговорок, рассказы детей, сочинение, словесная оценка, взаимооценка, творческие задания, проблемно-поисковые ситуации). Использование практических методов обучения (проблемно-поисковые, игровые обучающие ситуации, диалог с игровым персонажем, эксперимент, дидактические упражнения, дидактические игры, дидактические и творческие задания, упражнения в применении полученных знаний и умений в новых ситуациях и условиях, моделирование, изготовление поделок, отражение результатов учебной деятельности в творческих продуктах).

Форма обучения как способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения. Специфика проведения индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия педагога с детьми, организации самостоятельной работы.

 

Тема 20.Инновации в обучении детей дошкольного возраста

Основные понятия: активные методы, образовательная ситуация.

Инновационные педагогические системы и технологии обучения детей дошкольного возраста. Использование активных методов в обучении детей дошкольного возраста.

Образовательная ситуация как форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности. Основные параметры характеристики образовательных ситуаций: направленность на решение образовательных задач, продолжительность в течение дня и количество в неделю, форма образовательной ситуации, позиция педагога в процессе взаимодействия с детьми, позиция ребенка в образовательной деятельности. Структура образовательной ситуации. Детское проектирование.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1664)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)