Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ситуация абсолютного преимущества





Рассмотрим пример абсолютного преимущества: в каждой стране есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другие страны. Предположим, что в США таким наиболее дешевым в производстве товаром является пшеница, а в остальных странах – сукно:

в США с помощью единицы затрат можно произвести 50 бушелей пшеницы, или 25 ярдов сукна, или любую комбинацию объемов пшеницы и сукна в соответствующих соотношениях. В остальных странах с помощью единицы затрат можно произвести 40 бушелей пшеницы или 100 ярдов сукна или любую комбинацию объемов производства в этих соотношениях.

 

В отсутствие торговли каждая страна могла бы потреблять только то, что она производит:

Рис. 5.1 Положение США в отсутствие внешней торговли и при ее установлении (ситуация абсолютного преимущества)

 

Рис. 5.2 Положение внешнего мира в отсутствие внешней торговли и при ее установлении (ситуация абсолютного преимущества)

 

В условиях хозяйственной самоизоляции (автаркии) США и остальной мир могут осуществлять максимальные объемы производства, обозначенные на рисунках непрерывными линиями. США могут обеспечить себя пшеницей в количестве 50 бушелей и вовсе обойтись без сукна (точка S1), или же только 25 ярдами сукна, или же какой-то комбинацией этих продуктов, как это показано в точке S0. Сколько и чего США будут производить в условиях автаркии – этого сказать нельзя, пока не будут известны предпочтения, которые определяют поведение спроса в этой стране. Предположим, что существующая система предпочтений такова, что из всех точек кривой выбирается точка S0. Точно также предположим, что все остальные страны остановились в своем выборе на 12 бушелях пшеницы и 70 ярдах сукна, что тоже соответствует точке S0 (рис. 5.2).

В условиях торговли цены в обеих «странах» (США и остальном мире) различны. Если оба товара поставляются на конкурентный рынок, то их относительные цены будут определяться относительными издержками производства.

Представим, что устанавливаются торговые отношения с другими странами. Некто обращает внимание на разницу цен: в США люди продают пшеницу дешево, получая всего пол-ярда сукна за бушель пшеницы, в то время как за границей за каждый бушель пшеницы можно получить 2,5 ярда сукна. Если транспортные расходы невелики, а мы предположим, что они нулевые, этот некто воспользуется случаем и стане закупать пшеницу по ½ ярда за бушель, отправлять ее за границу и продавать там по 2,5 ярда. В скором времени этот некто разбогатеет, так как он, в сущности, открыл способ превращать ½ ярда сукна в 2,5 ярда. Вне зависимости от того, останутся ли внешнеторговые сделки целиком в его руках или у него появятся независимые конкуренты, очевидно, что направления внешнеторговых потоков будут определяться разницей в соотношениях издержек производства. Поскольку в США относительно дешевая пшеница, а в других странах – относительно дешевое сукно, США будут экспортировать пшеницу и импортировать сукно.



Соотношение цен на мировом рынке находится где-то посередине между соотношением издержек производства в США и соотношением издержек в остальном мире до установления торговых отношений -–больше полуярда, но меньше 2,5 ярда за бушель пшеницы.

Прирост потребления происходит в результате двух изменений, которые стали возможны благодаря внешней торговле:

1) изменение структуры потребления;

2) экономический эффект от специализации производства.

Рассмотрим эти два фактора подробнее:

1) предположим, структура мирового спроса такова, что соотношение мировых цен устанавливается на промышленном уровне: 1 бушель пшеницы за 1 ярд сукна. США получают выгоду, торгуя на таких условиях, даже если структура производства останется в точке S0. Получая по ярду сукна за каждый экспортируемый бушель пшеницы, они могут выйти за прежние пределы потребления (пунктирная линия на рис. 5.1).

2) Выигрыш можно увеличить благодаря специализации производства. США теперь нет смысла производить на каждую единицу затрат по 20 бушелей пшеницы и 15 ярдов сукна в точке S0. В таких условиях США могут полностью специализироваться на производстве пшеницы в точке S1 и обменивать некоторое ее количество на сукно; это переместит потребление из точки S0 в точку С на графике. Точно также остальные страны могли бы полностью специализироваться на товаре, производство которого обходится им дешевле и выпускать только сукно, обменивая его затем на пшеницу.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (654)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)