Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Налоговая система государства





Налоги и их функции. Принципы и элементы налогообложения

Налоговый кодекс РФ определяет налог как "обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований" (ст.8). Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на выполнение его основных функций. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Сейчас налоги - важнейший источник средств государственного бюджета (примерно 90% всех поступлений). От того, насколько правильно построена налоговая система, организован сбор налогов, зависит эффективное функционирование национальной экономики.

Варьирование налогами позволяет воздействовать на динамику и структуру экономики, на капиталовложения и занятость, темпы развития НТП, осуществление социальной политики, обеспечение соответствующего распределения доходов и богатства.

Социально-экономическая сущность налогов проявляется через их функции:

1.Фискальная функция означает формирование государст-венных доходов путём аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств для финансирования общественно необходимых потребностей.

2.Регулирующая функция предполагает влияние системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, рост и структуру производства.

3.Социальная функция проявляется в поддержании социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Налоговая система государства представляет собой форму организации налоговых отношений, в том числе элементы налогообложения, совокупность взимаемых в государстве налогов, принципы, порядок и методы их взимания, а также перечень организаций, которые занимаются сбором налогов и контролем за их исполнением.



К основным элементам налоговой системы относятся:

- Объект налога - имущество или доход, подлежащие налогообложению.

- Субъект налога (налогоплательщик), - физическое или юридическое лицо, которое облагается налогом; иногда субъект, облагаемый налогом, и конечный налогоплательщик не совпадают; такая ситуация имеет место при косвенных налогах.

- Источник налога- доход, из которого выплачивается налог.

- Ставка налога - величина налога с единицы объекта налога; различают следующие налоговые ставки:

· прогрессивные - величина ставки налога возрастает по мере увеличения дохода (при помощи этой ставки снижают степень дифференциации в обществе);

· регрессивные - величина ставки налога уменьшается по мере роста дохода;

· пропорциональные - величина ставки действует в одинаковом процентном отношении к объекту налога и не изменяется, даже если увеличивается величина дохода (такая ставка более выгодна гражданам с высокими доходами, и она увеличивает степень дифференциации в обществе).

- Налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога. Налоговые льготы могут предоставляться налогоплательщикам, которые занимаются благотворительностью, ведут инновационную деятельность, либо вновь созданным предприятиям на какой-то период времени.

Налоговый опыт подсказал главный принцип налогообложения: "нельзя резать курицу, которая несёт золотые яйца", то есть как бы велики не были потребности в финансовых средствах на покрытие государственных расходов, налоги не должны подрывать заинтересованности налогоплательщиков в своей хозяйственной деятельности.

А.Смит сформулировал основополагающие принципы налогообложения, которые могут использоваться в любой экономической системе:

- подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно получаемому ими доходу;

- сумма налога, которую обязан уплатить отдельный субъект налога, должна быть точно определена;

- каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, как это удобно плательщику.

Современная налоговая система кроме выше указанных принципов справедливости, реальности, простоты и понятности, основана также на принципах всеобщности, ответственности, сочетания стабильности и гибкости.

 

Виды налогов

Налоги можно классифицировать по нескольким признакам:

1. По способу платежа различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги уплачиваются непосредственно субъектами налога с дохода или имущества. К ним относятся: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль корпораций, социальные налоги, земельный налог и т.д. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Несмотря на то, что эти налоги устанавливаются на конкретных субъектов налога, в том числе производителей товаров, однако в результате того, что этот налог входит в цену товара, то он возвращается им после продажи товара. Следовательно, конечными плательщиками косвенного налога выступают покупатели данного товара. К косвенным налогам относят: акцизы, налог на добавленную стоимость НДС, таможенные пошлины.

2. По целевому назначению налоги подразделяются на общие и целевые. Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий, то есть не имеют строго целевого назначения (НДФЛ, НДС и др.). Специальные налоги имеют строго определённое назначение, например, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной налог, транспортный налог.

3. По уровню установления различают федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются парламентом страны и являются едиными на всей её территории. К ним относятся: НДС, акцизы, таможенные пошлины, НДФЛ, единый социальный налог, налог на прибыль, государственная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и т.д.

Региональные налоги устанавливаются на региональном уровне, утверждаются в РФ Законодательным собранием и предусмотрены для всех налогоплательщиков данного региона. К ним относят: налог на имущество предприятий, лесной налог, налог на игорный бизнес, налог на вменённый доход, транспортный налог.

Местные налоги устанавливаются на уровне муниципалитетов. К ним относят: налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу, курортный сбор.

 

Налоговая политика

Манипулируя видами налогов, их количеством, налоговыми ставками и налоговыми льготами, государство стремится реализовать те или иные задачи, решать те или иные проблемы. Комплекс этих задач и проблем определяет выбор налоговой политики.

Налоговая политика может иметь в качестве первоочередной цели - фискальную цель. В данном случае государство главной проблемой считает дефицит государственного бюджета и высокий государственный долг. В этих условиях правительство может принимать такую меру как повышение предельной величины налоговой ставки.

Если главной проблемой является экономический спад и сопровождающая его высокая безработица, то правительство использует процедуру снижения налогового бремени путём уменьшения налоговых ставок, упрощения системы налогообложения и отказа от взимания определённых налогов.

Налоговая политика может быть рассмотрена в следующих основных аспектах:

- с точки зрения соотношения прямых и косвенных налогов;

- с точки зрения распределения налоговой нагрузки на физических и юридических лиц;

- с точки зрения роли отдельных налогов в формировании общей величины доходов бюджетной системы;

- с точки зрения распределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней.

С точки зрения проблем макроэкономического регулирования роль прямых и косвенных налогов существенно различается. Прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов, и они чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры, и представляют собой нестабильный источник налоговых доходов. Косвенные налоги более устойчивы к колебаниям экономической конъюнктуры. Экономисты считают, что чем выше уровень демократических начал в государстве, тем выше роль прямых налогов в формировании доходов бюджета. Это обстоятельство отражает тот факт, что в случае с прямыми налогами субъекты непосредственно взаимодействуют с государством в лице налоговых служб при уплате налогов. Поэтому формируется их более активная позиция относительно контроля за действием государства по поводу установления и использования этих налогов. Поступление косвенных налогов обезличено, и государство чувствует свою бесконтрольность со стороны общества. Для России в отличие от других стран с рыночной экономикой более значима роль косвенных налогов (здесь более высокие ставки НДС и таможенные пошлины).

НДС – налог на добавленную стоимость применяется в большинстве стран с рыночной экономикой. Он представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации. Этот налог охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому пополняет казну лучше других налогов, от него трудно уклониться. В России этот налог применяется с 1992 года, ставка налога составляла 20%. В 2004 году ставка налога была снижена до 18%, и высказываются предложения по дальнейшему снижению данной ставки.

Наиболее важными видами прямых налогов являются налог на прибыль предприятий и налог на доходы физических лиц. В России с 2002 года применяется ставка налога на прибыль в размере 24%, а до этого ставка налога на прибыль для промышленных предприятий была 35%, а для банков – даже 45%. В настоящее время действующая ставка налога на прибыль является одной из самых низких среди стран с рыночной экономикой.

С 2001 года в РФ налог на доходы физических лиц выплачивается по единой ставке 13% (ранее существовала прогрессивная шкала налогообложения).

В США, Японии, Германии, Великобритании лидирующее положение в формировании доходов государства занимает подоходный налог с физических лиц, во Франции – НДС и подоходный налог с физических лиц, в России – налог на прибыль предприятий, налог на добычу полезных ископаемых и таможенные пошлины.

Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.

К современным тенденциям налоговой политики в России можно отнести:

- сокращение налогов путём их укрупнения;

- облегчение налогового бремени производителей товаров и услуг;

- упрощение системы налогообложения для мелкого бизнеса;

- сохранение высокой доли косвенных налогов в доходах бюджета, снижение доли прямых налогов;

- развитие налогового федерализма, то есть установление долей поступления доходов от каждого налога в бюджет разных уровней;

- сокращение налоговых льгот.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (718)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)