Суверенность территории
Проблема суверенности территории прямо или косвенно затрагивалась в работах К. Лоренца, Н. Тинбергена, И. Альтмана, Э. Холла, Г. Зиммеля, Р. Баркера, Б. А. Душкова [92, 166, 204,273, 209, 46]. В физическом пространстве личная территория обычно начинает выделяться по мере развития манипуляций и локомоций, когда человек может перемещаться из одной комнаты в другую, самостоятельно открывать дверь, устанавливая таким образом границы между личной и не-личной территорией. Таким образом, если тело открывало человеку в первую очередь самого себя, то территория обозначает факт существования других людей, которых нужно принимать во внимание (проблем личной территории не существовало бы, если бы человек жил в одиночестве). Поэтому вполне естественно сложилось, что территориальность чаще изучалась в социологии и социальной психологии в связи с процессом общения. Проксимика, наука о взаимном размещении людей в пространстве, тоже возникла как прагматическая часть социальной психологии среды. В широком смысле слова территориальность чаще всего ассоциируется с понятием географического детерминизма (обусловленностью индивидуальных особенностей человека ландшафтом, климатом и прочими географическими условиями жизни человека). По мнению географа Г. Д. Костинского, оттого что человек обладает пространственным мышлением, значения средовых параметров 109 обязательно привязываются к тому или иному пространному объекту [69]. Многочисленность пространственных терминов и понятий связана: 1) с длительной эволюцией пространственных представлений и влиянием культурных традиций, 2) с фиксацией в языке и системе знаний различных аспектов пространственной действительности. Данные антропологии говорят, что пространственные понятия формировались из некогда нерасчлененного пространственного представления и «ощущения». Сознание было конкретным, и «пространственная» картина мира имела эмоциональный смысл и носила сакральный характер. Архаичный человек мыслил себя как тело, сопоставляя которое с другими, он различал «здесь» (центр рефлексии) и внеположное «там». От «здесь» к «там» происходило перемещение, и таким образом складывалось представление о разных местах (если понятие «пространство» отражает феномен многообразия мест, то «территория» означает агрегирование и объединение, а «регион» — вычленение и вырезание). В связи с этим Г. Д. Костинский отмечает, что «понятия «пространство» и (в особенности) «место», имеющие глубокие мифологические корни, несмотря на многовековую обработку в сфере науки, остаются эмоционально окрашенными. Понятия же «территория» и «район» с самого начала вводятся в научный оборот как «объективные» и используются в качестве как бы независимого от субъекта («внешнего») логического инструмента членения пространства» [69, с. 47]. Возможно, что две оси соответствуют билатеральной симметрии человеческого мозга. В психологии чаще изучается территориальность в узком смысле слова, а именно: та площадь (обычно в домашней среде), которую субъект считает личной и безопасной для себя. Можно предположить, что это измерение также открывается на протяжении первого полугодия. Когда ребенок учится оценивать расстояние до объекта, а во втором полугодии у него развивается хватание, то территория на расстоянии вытянутой руки начинает признаваться личной — ее ребенок может контролировать сам, не нуждаясь в помощи взрослого (открытие первой личной территории используется в психотерапевтических приемах разотождествления и защиты, когда человек во внутреннем плане рисует вокруг себя окружность именно на расстоянии вытянутой руки). 110 Хотя территориальность отмечается и у животных и у людей, можно выделить несколько отличий в ее проявлении. Одно из них состоит в том, что, поскольку у животных меньше ролей (самец, лидер, родитель) и они принадлежат, как правило, к малым группам, то вариативность территориальных проявлений у них также меньше — у людей же ролей больше, и они могут входить как в малые, так и в большие группы. Различны и мотивы, связанные с территориальностью: у животных — это биологические потребности (физическая безопасность, брак, питание), у людей — социальные (социальные роли, обозначение границ «своих» и «чужих»). Неодинакова также и природа территории: у животных только география определяет способ удовлетворения потребностей, у людей появляются искусственно построенные жилища, и потому территориальность более вариативна в физическом размере, функциональной сложности и размещении — например, дом и офис. Различно обозначение территории: у животных это происходит посредством дефекации, уринации и вокализации, у людей (кроме тех, у кого нарушается социализация), как правило, символически — посредством размещения личных вещей, использования табличек, перегородок, дверей. Животные и человек по-разному отвечают и на территориальное вторжение. Животные используют предупреждающий сигнал, агрессивное поведение и угрожающие движения (threatening movements). Человек выстраивает границы не только физическими и социальными средствами, но и символически: вербально, экспрессивно, пантомимически; физическое воздействие среди людей чаще демонстрируется метафорически. Следовательно, человеческое поведение более вариативно, у людей — тоньше нюансировка территориальности и ярче ее социальный смысл. У человека, в отличие от животных, территориальность маркируется еще и жилищем. К. Г. Юнг, как известно, строил свой дом на протяжении шестидесяти лет, и, как следует из его биографии, этот созидательный процесс одновременно был для него способом самопознания и самоизменения, то есть выполнял психотерапевтическую функцию. В нашей психотерапевтической практике желание и готовность сделать ремонт в квартире также служит символическим маркером состояния личности человека. 111 Обобщим функции территориальности в человеческом поведении. 1. Обозначение социальной идентичности (статуса в группе). 2. Возможность контролировать интенсивность социальных контактов. 3. Возможность контролировать поток информации. 4. Возможность защититься от сверхсильной стимуляции среды и вторжений. 5. Возможность конструктивной деятельности. 6. Возможность психологической реабилитации.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (993)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |