Понятие документооборота
Документооборот организации – это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления. Следует отметить, что в этом определении упор делается на словах «движение документов», то есть их пути из одного подразделения или от одного сотрудника к другому. При этом порядок движения документа (их путь) предопределен принятым управленческим процессом в данной организации. Например, если руководитель органи-зации требует, чтобы все полученные документы сначала докладывались ему и только он будет назначать исполнителя, путь движения документа будет многоступенчатым сверху вниз. Если же в организации четко проведено разделение функций между структурными подразделениями и сотрудниками, большая часть документов пойдет сразу же в отдел к исполнителям, то есть путь будет другой, значительно короче. Точно также от принятого в учреждении порядка распределения обязанностей и делегирования полномочий сотруд-никам зависит движение документа при согласовании и подписании. Таким образом, доку-ментооборот зависит от системы управления, он вторичен по отношению к ней, но в то же время именно документооборот, отражая систему управления, позволяет ее наглядно увидеть. Несмотря на вторичность порядка движения документов по отношению к целям и задачам организации, документооборот рекомендуется нормировать и регулировать. Так, например, в разделе «3.1 Организация документооборота» Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ) предлагается закреплять порядок прохождения документов внутри организации в специальных технологических схемах, разработкой которых занимаются службы документационного обеспечения управления (ДОУ). В таких схемах должны найти отражение все этапы и пункты прохождения документной информации, сроки обработки и исполнения документов. В технологической цепочке обработки и движения документов выделяются этапы: · прием и первичная обработка поступающих в организацию документов; · предварительное рассмотрение и распределение документов; · регистрация документов; · контроль за исполнением; · информационно-справочная работа; · исполнение документов, их составление, согласование, оформление; · отправка или направление в дело. Каждый из вышеуказанных этапов может быть выполнен как в традиционной, так и автоматизированной технологии. Вследствие того, что документооборот отражает систему управления, позволяя ее наглядно увидеть, анализ документооборота крайне важен для совершенствования работы управленческого аппарата. При этом, проводя анализ документооборота, в качестве объекта исследования можно рассматривать отдельный документ, документопоток, документационный технологический процесс. Однако основополагающим объектом исследования и совершенствования можно назвать документопоток. Документопоток – это поток документов, циркулирующих между пунктами обработки и создания информации (руководителями организации и структурных подразделений, специалистами) и пунктами технической обработки документов: экспедицией, секретариатом, канцелярией, копировально-множительной службой и др. Документопоток характеризуется следующими основными параметрами: · содержанием или функциональной принадлежностью; · структурой; · режимом или цикличностью; · направлением; · объемом. Содержание документопотока характеризуется составом документов, входящих в него, и составом информации, закрепленной в этих документах. Структура документопотока описывается признаками, в соответствии с которы-ми может быть осуществлена классификация документов и их индексация, сформирована система научно-справочного аппарата по документам организации. В значительной степе-ни структура документопотоков соответствует функционально-целевому назначению составляющих его документов. Режим или цикличность документопотока определяется изменением во времени его информационной нагрузки. Такие изменения обычно связаны с цикличностью плани-рования и подведения итогов работы, сезонным уменьшением деловой и управленческой активности, внутренними ритмами работы организации. Направление документопотока зависит от содержания конкретного технологического звена обработки документов: - регистрируемые и нерегистрируемые документы, - документы, по которым осуществляется и не осуществляется контроль исполне-ния службой ДОУ и т.д. На направление документопотока влияет также способ оценки и удостоверения, составляющих этот поток документов: согласование, утверждение, ознакомление и другие. Объем документопотока измеряется физическим количеством документов (подлинников и копий), который может быть конкретизирован или дополнен объемом содержащейся в документах информации, выраженной в листах, знаках, количестве поручений, исполнителей и т.д. Количество документов всех потоков, независимо от способа создания, получения (доставки), т.е. включая факс, электронную почту, доставку курьером или посетителем, составит суммарный объем документооборота организации. Объем документооборота – это количество документов, поступивших в организацию и созданных ею за определенный период. Величина документооборота нужна для: · расчета эффективности применения средств автоматизации и механизации делопроизводства; · расчета необходимой численности делопроизводственного персонала; · определения загруженности службы ДОУ, в том числе секретаря руководителя и секретаря структурного подразделения. В целом объем документооборота показывает загруженность всего управлен-ческого аппарата, т.к. всем его работникам приходится иметь дело с документами. При подсчете документооборота рекомендуется отдельно учитывать документы и их копии, выражая это число дробью, где в числителе количество обрабатываемых в организации документов, а в знаменателе количество их копий. Например, 10814/15375. Подсчет ведется обычно по регистрационным формам входящих, внутренних (обычно по видам) и исходящих документов. При этом следует учитывать, что в большинстве организаций, как правило, учитывается лишь число зарегистрированных входящих документов, а документы, не подлежащие регистрации, редко подсчитываются, хотя их количество значительно превышает количество зарегистрированных документов. Внутренние документы также далеко не всегда регистрируются. Например, докладные и объяснительные записки, справки и т.п. и поэтому их количество точно подсчитать трудно. Кроме того, не учитывается движение копий документов, которые в средних и крупных организациях, еще не перешедших на автоматизированные системы делопроизводства, могут существенно увеличивать общее количество документов. Справка об объеме документооборота за _________________ 20__ г. (месяц)
Руководитель службы ДОУ подпись И.О. Фамилия Дата
Возвращаясь к анализу документопотоков, можно отметить, что основными целями исследования документопотоков организации являются: · повышение эффективности управленческой деятельности; · ускорение движения документов в организации; · уменьшение трудоемкости обработки документов. Для анализа и фиксации движения документов достаточно простым и наглядным средством является составление графических оперограмм. Оперограмма (от лат. operatic - действие и греч. gramma - буква) - одна из разновидностей таблично-графического отображения последовательности управленческих и производственных операций, когда по горизонтали слева направо изображаются исполнители, по вертикали сверху вниз - последовательность операции. Кроме оперограмм для наглядного представления, быстрого изучения порядка составления и обработки отдельных документов, а также обучения этому вновь принятого персонала с минимальными затратами могут быть использованы и другие методы наглядного представления движения документной информации: маршрутно-технологических карты, технологические цепочки, графики, схемы, документограммы и т.д. При необходимости также могут применяться и более сложные методы обработки собранных сведений, например, построение информационных моделей. После получения результатов анализа структуры документооборота можно проводить оптимизацию документооборота, рационализируя его.
Оперограмма В каждой организации можно выделить следующие потоки документов: · поток входящей документации, состоящий из поступающих в организацию документов; · потоки внутренней документации, состоящие из документов, созданных в организации и не предназначенных к выходу за ее пределы; · поток исходящей документации, состоящий из документов, предназначенных для отправки в другие организации. Каждая из этих групп имеет свои особенности обработки и прохождения. Входящие документы проходят на начальном этапе следующие операции: ü первичную обработку; ü предварительное рассмотрение службой делопроизводства. ü Исходящие и внутренние документы проходят на начальном этапе следующие операции: ü составление проекта документа исполнителем; ü проверка правильности оформления проекта документа; ü согласование проекта документа. Общими для всех групп являются следующие операции: ü рассмотрение документов руководителем (подписание - для исходящих и внутренних документов и резолюция - для входящих документов); ü регистрация документов; ü передача документов исполнителям; ü контроль исполнения документов; ü исполнение документов; ü подшивка исполненных документов в дела; ü использование документов в справочно-информационных целях; ü подготовка документов к передаче и передача в архив (или уничтожение документов, не имеющих научно-исторической ценности и практического значения).
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2409)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |