Историческое значение философии Фомы Аквинского (томизма)
1. Фома Аквинский (1225 – 1274) – доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма– одного из господствующих направлений католической Церкви. Основные произведения Фомы Аквинского: «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.
2. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть «очевидное» доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения – окружающего мира, как считал Августин Блаженный). Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога: - движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим – следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог; - причина: все, что существует, имеет причину – следовательно, есть первопричина всего – Бог; - случайность и необходимость: случайное зависит от необходимою – следовательно, первоначальной необходимостью является Бог; - степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог; - цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, – Бог.
3. Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он: - разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение – одна из ключевых идей католичества; - подразумевает в качестве сущности (эссенции) «чистую идею» вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел); - подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи; - считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть «чистая идея», которая при обрела материальную форму в силу акта Божественной воли); - доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен; - сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим – Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит oт иных внешних факторов. Исходя из данных посылок, согласно Фоме: - все состоит из материи и формы (идеи); - суть любой вещи – единство формы и материи; - форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм; - форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи; - идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.
4. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам: - откровение и разум (вера и знание) – не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия; - вера и разум одновременно участвуют в процессе познания; - вера и разум дают истинное знание; - если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание; - все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо; - разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.; - не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение; - философия и теология – разные науки; - философия может объяснить только то, что познаваемо разумом; - все остальное (божественное откровение) может познать только теология.
5. Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были: - даны пять доказательств существования Бога; - систематизирована схоластика; - закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего; - доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром); - выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере; - вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение; - разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение .по отношению к теологии; - логически доказан ряд положений теологии и схоластики. В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма. В настоящее время получил распространение неотомизм – философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского. ВОПРОС 12. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2438)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |