Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Историческое значение философии Фомы Аквинского (томизма)



2016-01-26 2438 Обсуждений (0)
Историческое значение философии Фомы Аквинского (томизма) 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Фома Аквинский (1225 – 1274) – доминиканский монах, крупный теоло­гический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор то­мизма– одного из господствующих направлений католической Церкви. Основные произведения Фомы Аквинского: «Сумма теологии», «Сум­ма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии, ком­ментарии к произведениям Аристотеля.

 

2. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказатель­ство существования Бога (то есть «очевидное» доказательство существо­вание Бога, выводимое из существования его творения – окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

- движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим – следо­вательно, есть первичный двигатель всего – Бог;

- причина: все, что существует, имеет причину – следовательно, есть первопричина всего – Бог;

- случайность и необходимость: случайное зависит от необходимою – сле­довательно, первоначальной необходимостью является Бог;

- степени качеств: все, что существует, имеет различные степени ка­честв (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог;

- цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, – Бог.

 

3. Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:

- разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их раз­деление – одна из ключевых идей католичества;

- подразумевает в качестве сущности (эссенции) «чистую идею» вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);

- подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;

- считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть «чистая идея», которая при обрела материальную форму в силу акта Божественной воли);

- доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;

- сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим – Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит oт иных внешних факторов.

Исходя из данных посылок, согласно Фоме:

- все состоит из материи и формы (идеи);

- суть любой вещи – единство формы и материи;

- форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

- форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

- идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

 

4. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следую­щим выводам:

- откровение и разум (вера и знание) – не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;

- вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

- вера и разум дают истинное знание;

- если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;

- все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

- разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бес­смертие человеческой души и др.;

- не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотво­рения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

- философия и теология – разные науки;

- философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

- все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

 

5. Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

- даны пять доказательств существования Бога;

- систематизирована схоластика;

- закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существова­ния), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;

- доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество иде­ализма над материализмом, существование Божественных идей, кото­рые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следователь­но, Бога над окружающим миром);

- выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

- вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;

- разделены философия и теология, причем философия поставлена в под­чиненное положение .по отношению к теологии;

- логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объяв­лено официальной идеологией католицизма.

В настоящее время получил распространение неотомизм – философс­ко-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.

ВОПРОС 12. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения

Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.



2016-01-26 2438 Обсуждений (0)
Историческое значение философии Фомы Аквинского (томизма) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Историческое значение философии Фомы Аквинского (томизма)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2438)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)