Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления философии эпохи Возрождения



2016-01-26 28557 Обсуждений (0)
Основные направления философии эпохи Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок




Характерные черты философии эпохи Возрождения.

1. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направлен­ность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и ду­ховный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрож­дения были:

- совершенствование орудий труда и производственных отношений;

- кризис феодализма;

- развитие ремесла и торговли;

- усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, куль­турные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

- укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

- появление первых парламентов;

- отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

- повышение уровня образованности в Европе в целом;

- великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

- научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопе­чатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

 

2.Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

- гуманистическое (XIV – XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизи­ровало над догматами Церкви;

- неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.), представители которого – Нико­лай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точ­ки зрения идеализма;

- натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Нико­лай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся раз­венчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

- реформационное(XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

- политическое(XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

- утопическо-социалистическое (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулирова­нии со стороны государственной власти.

 

3. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

- антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

- оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслу­живающей интересы Церкви философии – схоластики);

- перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

- принципиально новое, научно-материалистическое понимание окру­жающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Зем­ли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

- большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

- торжество индивидуализма;

- широкое распространение идеи социального равенства.

ВОПРОС 13. Гуманизм, неоплатонизм,
натурфилософия как направления философии
эпохи Возрождения

Общее понятие направлений философии эпохи Возрождения.

Гуманизм.

Неоплатонизм.

Натурфилософия.

1. В философии эпохи Возрождения (XIV – XVII вв.) принято выделять следующие основные направления:

- гуманистическое;

- неоплатоническое;

- натурфилософское;

- реформационное;

- политическое;

- социалистическо-утопическое.

Последние три течения принято объединять под общим названием «со­циально-политические направления». Предметом их исследования яв­лялись проблемы общества, государства и Церкви. Более подробно они описаны в вопросе 14 «Социально-политическая философия эпохи Воз­рождения». Данный же вопрос посвящен гуманистическому, неоплато­ническому и натурфилософскому направлениям, предметом исследо­вания которых были проблемы человека, бытия и природы.

 

2. Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV – середине XV вв. Его центром была Италия.

К основным чертам гуманизма относились:

- антицерковная и антисхоластическая направленность;

- стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;

- антропоцентризм – особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;

- жизнеутверждающий характер и оптимизм.

По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литерату­рой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.

Данте Алигьери (1265 – 1321) – автор «Божественной комедии» (им са­мим названной просто «Комедия», поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте:

- воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает про­тиворечия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;

- восхваляет человека;

- отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания;

- признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;

- верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу. Тем же духом пронизаны иные произведения Данте («Новая жизнь» и т. д.).

Франческо Петрарка (1304 – 1374) – автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру» (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте.

Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схолас­тике идеи:

- человеческая жизнь дается один раз и уникальна;

- человек должен жить не для Бога, а для самого себя;

- человеческая личность должна быть свободной – как физически, так и духовно;

- человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соот­ветствии с этим;

- человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;

- загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;

- человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаж­даться жизнью и любить;

- внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

Лоренцо Валла (1507 – 1557), автор трактата «О наслаждении как об истинном благе»:

- ниспровергал церковные авторитеты;

- критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность;

- в центр мироздания ставил человека;

- верил в возможности человека и его разум;

- отвергал аскетизм и самоотрешение;

- призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира;

- был сторонником равенства мужчины и женщины;

- высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетво­рение материальных и моральных запросов человека.

 

3. Неоплатонизм – идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устра­нение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого рас­цвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в.

Теоретики неоплатонизма:

- противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;

- предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и уси­ливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;

- не отрицали божественную природу человека, но в то же время рас­сматривали его как самостоятельный микрокосм;

- призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охвати­ла бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.

Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрожде­ния являлись Николай Кузанский и Джованни Пико делла Мирандола.

Николай Кузанский (1401 – 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взгля­дов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой:

- не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная – одно и то же);

- «единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;

- исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то со­впадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и су­ществование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);

- едины идея и материя;

- реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность;

- Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;

- Вселенная – это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог – в окружающем мире);

- бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что дока­зывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т. д.);

- бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконеч­ности познания;

- невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение зна­ний приведет только к учености, но не истинному знанию («ученому незнанию» – термин Николая Кузанского).

Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалисти­ческого направления и богословом, очень близко подошел к материа­листическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подго­товил почву для натурфилософских учений – Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилело Галилея и др.

Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклек­тическое произведение «900 тезисов», главные идеи которого заключа­лись в том, чтобы:

- возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдель­ной реальностью («четвертым миром» космоса, наряду с элементар­ным, небесным и ангельским);

- признать за человеком полную свободу выбора;

- объединить все философские учения и найти «золотую середину» путем их согласования.

 

4. В период Позднего Возрождения (XVI – XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.

Представители натурфилософии:

- обосновывали материалистический взгляд на мир;

- стремились отделить философию от теологии;

- формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;

- выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос еди­ны, а Земля не является центром Вселенной);

- считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственно­му познанию и разуму (а не Божественному откровению).

Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрожде­ния являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Копер­ник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Андреас Везалий (1514 – 1564) совершил революцию в философии и ме­дицине.

Везалий материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека.

Везалием были опровергнуты взгляды, более тысячи лет господство­вавшие в медицине со времен Галена (130 – 200) – древнеримского вра­ча, который описал физиологию и строение человека, опираясь на ис­следования животных. – Напротив, Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу «О строении человеческого тела», где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном.

Николай Коперник (1473 – 1543), опираясь на астрономические иссле­дования, выдвинул принципиально иную картину бытия:

- Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);

- Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заме­нялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;

- все космические тела движутся по собственной траектории;

- космос бесконечен;

- процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения при­роды и лишены «священного» смысла.

Джордано Бруно (1548 – 1600) развил и углубил философские идеи Ко­перника:

- Солнце является центром только по отношению к Земле, но не цент­ром Вселенной;

- Вселенная не имеет центра и бесконечна;

- Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);

- звезды – небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;

- число миров во Вселенной бесконечно;

- все небесные тела – планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения;

- не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое.

Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.

Галилео Галилей (1564 – 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:

- изобрел телескоп;

- с помощью телескопа исследовал небесные тела;

- доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси;

- обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пус­тыни – «моря») на Луне;

- открыл спутники вокруг других планет;

- исследовал динамику падения тел;

- доказал множественность миров во Вселенной.

Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заклю­чался в:

- наблюдении;

- выдвижении гипотезы;

- расчетах воплощения гипотезы на практике;

- экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой ги­потезы.



2016-01-26 28557 Обсуждений (0)
Основные направления философии эпохи Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления философии эпохи Возрождения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (28557)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)