Основные направления философии эпохи Возрождения
Характерные черты философии эпохи Возрождения. 1. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были: - совершенствование орудий труда и производственных отношений; - кризис феодализма; - развитие ремесла и торговли; - усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; - укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти; - появление первых парламентов; - отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии; - повышение уровня образованности в Европе в целом; - великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана); - научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).
2.Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись: - гуманистическое (XIV – XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; - неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.), представители которого – Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; - натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия; - реформационное(XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью; - политическое(XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей; - утопическо-социалистическое (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
3. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся: - антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; - оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики); - перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; - принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.); - большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; - торжество индивидуализма; - широкое распространение идеи социального равенства. ВОПРОС 13. Гуманизм, неоплатонизм, Общее понятие направлений философии эпохи Возрождения. Гуманизм. Неоплатонизм. Натурфилософия. 1. В философии эпохи Возрождения (XIV – XVII вв.) принято выделять следующие основные направления: - гуманистическое; - неоплатоническое; - натурфилософское; - реформационное; - политическое; - социалистическо-утопическое. Последние три течения принято объединять под общим названием «социально-политические направления». Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церкви. Более подробно они описаны в вопросе 14 «Социально-политическая философия эпохи Возрождения». Данный же вопрос посвящен гуманистическому, неоплатоническому и натурфилософскому направлениям, предметом исследования которых были проблемы человека, бытия и природы.
2. Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV – середине XV вв. Его центром была Италия. К основным чертам гуманизма относились: - антицерковная и антисхоластическая направленность; - стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека; - антропоцентризм – особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей; - жизнеутверждающий характер и оптимизм. По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла. Данте Алигьери (1265 – 1321) – автор «Божественной комедии» (им самим названной просто «Комедия», поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте: - воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения; - восхваляет человека; - отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания; - признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом; - верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу. Тем же духом пронизаны иные произведения Данте («Новая жизнь» и т. д.). Франческо Петрарка (1304 – 1374) – автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру» (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте. Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи: - человеческая жизнь дается один раз и уникальна; - человек должен жить не для Бога, а для самого себя; - человеческая личность должна быть свободной – как физически, так и духовно; - человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим; - человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал; - загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей; - человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить; - внешний облик и внутренний мир человека прекрасны. Лоренцо Валла (1507 – 1557), автор трактата «О наслаждении как об истинном благе»: - ниспровергал церковные авторитеты; - критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность; - в центр мироздания ставил человека; - верил в возможности человека и его разум; - отвергал аскетизм и самоотрешение; - призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира; - был сторонником равенства мужчины и женщины; - высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.
3. Неоплатонизм – идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в. Теоретики неоплатонизма: - противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона; - предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей; - не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм; - призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления. Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пико делла Мирандола. Николай Кузанский (1401 – 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой: - не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная – одно и то же); - «единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум; - исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино); - едины идея и материя; - реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность; - Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной; - Вселенная – это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог – в окружающем мире); - бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т. д.); - бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания; - невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию («ученому незнанию» – термин Николая Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений – Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилело Галилея и др. Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение «900 тезисов», главные идеи которого заключались в том, чтобы: - возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью («четвертым миром» космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским); - признать за человеком полную свободу выбора; - объединить все философские учения и найти «золотую середину» путем их согласования.
4. В период Позднего Возрождения (XVI – XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи. Представители натурфилософии: - обосновывали материалистический взгляд на мир; - стремились отделить философию от теологии; - формировали научное мировоззрение, свободное от теологии; - выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной); - считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению). Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей. Андреас Везалий (1514 – 1564) совершил революцию в философии и медицине. Везалий материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека. Везалием были опровергнуты взгляды, более тысячи лет господствовавшие в медицине со времен Галена (130 – 200) – древнеримского врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных. – Напротив, Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу «О строении человеческого тела», где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном. Николай Коперник (1473 – 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия: - Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм); - Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца; - все космические тела движутся по собственной траектории; - космос бесконечен; - процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла. Джордано Бруно (1548 – 1600) развил и углубил философские идеи Коперника: - Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной; - Вселенная не имеет центра и бесконечна; - Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд); - звезды – небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы; - число миров во Вселенной бесконечно; - все небесные тела – планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения; - не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое. Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г. Галилео Галилей (1564 – 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно: - изобрел телескоп; - с помощью телескопа исследовал небесные тела; - доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси; - обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни – «моря») на Луне; - открыл спутники вокруг других планет; - исследовал динамику падения тел; - доказал множественность миров во Вселенной. Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в: - наблюдении; - выдвижении гипотезы; - расчетах воплощения гипотезы на практике; - экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (28791)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |