Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учение о «врожденных идеях» и цели философии



2016-01-26 2011 Обсуждений (0)
Учение о «врожденных идеях» и цели философии 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 – 1650) видный французский философ и ученый-математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он:

- обосновал ведущую роль разума в познании;

- выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;

- стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;

- выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».

 

2. То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:

- в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны чело­веку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);

- зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (суще­ствует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.);

- следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не. нуждается в доказательствах;

- сомнение – свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, – мыслит;

- мыслить может реально существующий человек;

- следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;

- поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю, следовательно, я существую».

 

3. Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основопо­лагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В ка­честве такового философ выводит понятие субстанции.

Субстанцияэто все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Со­творенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции – не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодос­таточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции – Богу они производны, вторичны и зависят от него (по­скольку сотворены им).

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:

- материальные (вещи);

- духовные (идеи).

При этом выделяет коренные свойства (атрибуты)каждого рода суб­станций:

- протяжение – для материальных;

- мышление – для духовных.

Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком – протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.

Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наобо­рот, неделимы.

Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций про­изводны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движе­ние, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления – чувства, желания, ощущения.)

Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций – материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыс­лящей).

Человек – единственное существо, в котором соединяются и существу­ют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

 

4. Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.

С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии» спор о том, что первично – материя или сознание, бессмысленен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции – материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

 

5. При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе.

Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физи­ке, математике, иных науках, практически не имеет применения в про­цессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам позна­вательный процесс (по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»).

В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в стро­го математическом смысле – от общего к частному, а в философском). Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные зна­ния и с помощью разума, используя полностью достоверные логичес­кие приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум мо­жет достичь достоверного знания во всех сферах познания. Также Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного ме­тода предлагает применить следующие приемы исследования:

- допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;

- сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи; последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к не­известным и недоказанным;

- строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

 

6. Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть дан­ной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря по­знанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт имену­ет «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.

Данные идеи могут быть двух видов:

- понятия;

- суждения.

Примером врожденных понятий могут служить следующие: Бог (суще­ствует); «число» (существует), «воля», «тело», «душа», «структура» и т. д.; врожденных суждений: «целое больше своей части», «из ничего не бы­вает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть».

Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания.

Целями познания, по Декарту, являются:

- расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;

- использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;

- изобретение новых технических средств;

- усовершенствование природы человека.

В качестве конечной цели познания философ видел господство челове­ка над природой.

ВОПРОС 17. Английская философия нового времени
(материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность)



2016-01-26 2011 Обсуждений (0)
Учение о «врожденных идеях» и цели философии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учение о «врожденных идеях» и цели философии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2011)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)