Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие мотивации и ее роли в управлении



2016-01-26 655 Обсуждений (0)
Понятие мотивации и ее роли в управлении 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 6

Понятие "мотива" трактуется психологами далеко не однозначно и употребляется для обозначения разных явлений. Термином "мотив" в психологии называют инстинктивные импульсы, биологические влечения, интересы, желания, стремления, жизненные цели установки, идеалы и т. д.

В современных социально-экономических условиях возрастает роль и значение человеческого фактора, и поэтому нельзя не учитывать закономерностей человеческого поведения и связанной с этим мотивации.

Еще со времени Ф. У. Тейлора существовала система денежного вознаграждения за труд работника. Эффективный менеджмент и настоящее время пользуется системой вознаграждения, одним из его стимулов являются деньги. Но кроме них существуют и другие стимулы труда.

Способом стимулировать работника лучше трудиться является чисто психологическое воздействие - это одобрение и похвала. Почти все люди ценят этот способ "вознаграждения".

В практике эффективного менеджмента описан и третий способ вознаграждения - с помощью определенных действий. К этому способу относится приобретение акций предприятия служащими, которые становятся совладельцами, а в поведенческом плане ведут себя как владельцы данной организации.

Для использования этого метода необходимо, использовать груп­повые методы принятия решений вместо авторитарных, а также использовать открытые каналы общения между высшим руковод­ством и непосредственными исполнителями.

Помимо указанных методов вознаграждения, применяется про­движение по служебной лестнице, а также предоставление само­стоятельности, что вполне согласуется с принятыми в психологии теориями трудовой мотивации.

Люди ставят перед собой определенные цели и пытаются осу­ществить их, имея соответствующие побуждения достигнуть этих целей. Они могут быть разными: например, стремление до­биться успеха в профессиональной деятельности, получить призна­ние среди людей, удовлетворить материальные потребности и т. д. Однако наличие цели еще не означает, что она будет достигнута. Человек будет стремиться к ее осуществлению, если она "захватит" его мысли, чувства, желания, интересы.

В человеке существует определенный "стержень", т. е. черты, которые накладывают отпечаток на все его поведение. Поэтому одни люди исходят, главным образом, из материальных побуждений, дру­гие — из чувства долга, третьи — пытаются избегать критики, осуж­дения. Но в любом случае цель становится внутренним двигателем поведения людей. Спрашивается, почему человек поступает именно таким образом, а не иначе? Чтобы ответить на него, следует обра­титься к понятию "мотива" поведения.

Термин мотив обозначает разные явления: инстинктивные им­пульсы, биологические влечения, интересы, желания, стремления, идеалы, ценностные ориентации и др. Под мотивом понимаются определенные побуждения к действиям.

Люди не всегда осознают, почему они поступают так или иначе. Но, несмотря на это, их поведение всегда определяется теми или иными мотивами. Итак, по своему существу термин "мотив" служит для обозначения побудительной силы, повода к действию.

В психологии используется также термин "мотивация". Обычно под ним понимают совокупность побудительных сил человеческой дея­тельности как осознаваемых, так и не осознаваемых самим человеком Мотивация — понятие, используемое для объяснения последо­вательности поведенческих действий, направленных на конкретную цель, которая может меняться в зависимости от различных обстоя­тельств, ситуаций. В понятие "мотивация" входят моменты активи­зации, управления и реализации целенаправленного поведения че­ловека. Мотивация отвечает на вопрос: почему так, а не иначе поступает данный человек. Это относится и к конкретному руко­водителю, участвующему в управлении.

Исходя из знания мотивации, можно определить, почему руково­дитель выбирает ту или иную тактику поведения при решении определенной управленческой задачи, сознательно проявляя при этом активность и стремясь достичь поставленной цели.

Деятельность руководителя мотивируется не любыми возможны­ми мотивами, а только теми, которые являются значимыми в общей системе его мотивов и которые ближе всего связаны с достижени­ем поставленных перед ним целей деятельности. Единицей мотивационной системы является побуждение. Структурную особенность его выражает противоречивое состояние двух явлений: желаемого и действительного.

Действия различных руководителей могут детерминироваться одними и теми же целями. Но возможна также ситуация, когда эти действия будут существенно отличаться друг от друга по степени упорства и энергичности.

Следует отметить, что чем однотипнее действует руководитель в различных ситуациях, тем сильнее его поведение будет обуславли­ваться действием личностных факторов.

Например, руководители с определенным набором личностных свойств склонны обсуждать свои профессиональные дела не только на работе, но и на отдыхе, превращая свой досуг и досуг своих подчиненных в постоянно действующее производственное совещание.

Каждый человек попадает в различные жизненные ситуации. В поведении его проявляются самые разные мотивы, причем, часто мало совместимые друг с другом. Возможна ситуация, когда "сраба­тывают" несколько взаимосвязанных мотивов. Например, человек, работающий ради личного интереса, рассчитывает также и на то, что получит вознаграждение за свою работу. Многие мотивы содержатся именно в самом труде. Обычно же­лание трудиться появляется у человека, когда он уверен в пользе, которую он может принести своим трудом другим людям. А так как это очень значимо для него самого, то он и будет стремиться к труду.

С течением жизни проявление различных способностей, носите­лем которых является человек, становится психологической потреб­ностью для человека. В этом человек проявляет самого себя, причем без всякого нажима со стороны и получает при этом удовольствие от своего труда. Такой труд для человека — особая ценность. Он положительно мотивирован: человек хочет трудиться и сам стре­мится к этому.

В психологии различают мотивацию двух видов: положительную и отрицательную. Положительная мотивация — это стремле­ние добиться успеха в своей деятельности. Она

предполагает проявление сознательной активности и связана с про­явлением положительных эмоций и чувств, например, с одобренн­ом тех, с кем трудится данный человек.

Отрицательная мотивация — связана с применением осужде­ния, неодобрения, что влечет за собой, как правило, наказание не только в материальном, но и в психологическом смысле слова. При отрицательной мотивации человек стремится уйти от неуспеха. Бо­язнь наказания приводит обычно к возникновению отрицательных эмоций и чувств. А следствием этого является нежелание трудиться в данной области.

Известно, что многократное применение наказания существенно снижает его действие. Такова психологическая закономерность. В результате люди привыкают к воздействию наказания и в конце концов перестают реагировать на него, подобно тому, как ребенок привыкает к побоям.

Парадоксально, но факт, что подобное действие оказывает и ма­териальное вознаграждение. Если человек все время получает ма­териальную награду (например, в виде премии), то со временем она теряет свою мотивационную нагрузку, т. е. перестает действовать. Психологи доказали, что длительно действующая отрицательная мотивация вредным образом отражается не только на результатах труда, но и на самой личности работника.

Стимул

Материальное поощрение — это всего лишь вне­шний стимул к работе, т. е. внешняя цель. Поэтому мно­гие руководители, не знающие закономерности действия стимулов, а также психологии, а таких большинство, видят в материальном вознаграждении мотивирующую силу труда. Материальное вознаграждение будет действовать только тогда как стимул, когда оно будет постоянно увеличиваться. Это доказали, в частности, японс­кие ученые.

У одного и того же человека не может быть всегда одна и та же мотивация. Жизнь постоянно меняется, под влиянием ее меняется и личность, и связанная с ней мотивация как система побудительных сил.

Одно и то же поведение у людей в труде может иметь различ­ную мотивацию. И если умело ее использовать, то можно успешно воздействовать на людей.

Каждый руководитель обязан уметь найти подход к каждому работнику, используя его индивидуальную мотивацию, т. е. его интере­сы, стремления, потребности и т. д.

Учеными доказано, что самым мощным мотивирующим средством трудового поведения является интерес к работе. Самой тягостной работой для человека является монотонная работа, например конвейер при обработке алмазов. Она отрицательно действует на пси­хику и вовсе не стимулирует изобретательности в работе, не требует сколько-нибудь серьезных мыслительных операций. Где имеет место монотонность труда, там почти полностью исчезает творчество.

В условиях монотонии можно говорить только о совершенствовании отдельных движений и их быстроты. Поэтому рабочий сосредо­точивает свое внимание только на простых действиях, выполняемых; по отдельности, а конечного результата труда не видит. Происходит "отчуждение труда". В таких случаях обедняется содержание самого труда, а это рождает неудовлетворенность и приводит к отрицательной мотивации, что проявляется в виде нежелания работать.

Чем больше знаний имеет человек, чем выше его квалификация, тем больше он будет стремиться к интересной работе. Удовлетворение будет приносить содержание работы, ее процесс, а не только плата за труд.

В интересной работе человек самоактуализирует способности, реализует свой психологический потенциал. Увлеченные люди привносят изменения в сам труд, чтобы сделать его еще более интересным и радостным. У таких людей налицо положительная мотивация к труду. Если по каким-то причинам у работников меняется мотивация, то неизменно меняется и отношение к труду. Это своего рода акси­ома в психологии. Первоначально в жизни людей труд восприни­мался как наказание, как необходимое зло.

Люди долгое время считали, что труд не может принести радос­ти и противоречит природному призванию. Это проявление отрица­тельной коллективной мотивации.

Нельзя сказать, что любой труд в наше время приносит только радость. Существует множество видов труда, которые нельзя вос­принимать как нечто радостное и светлое. Следует отметить, что человек во все времена пытался найти облегчение своему труду и посредством труда пытался удовлетворить свои потребности.

Смысл и содержание труда.

Каким бы ни был труд, он всегда имеет определенный смысл и содержание.

Смысл – это то, ради чего он осуществляется, т.е. его конечная цель.

Содержание труда– это то,что переживается работником как нечто важное и существенное и связано с его потребностями. Если труд абсурден, лишен смысла, то это вызывает у человека психологический дискомфорт.



2016-01-26 655 Обсуждений (0)
Понятие мотивации и ее роли в управлении 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие мотивации и ее роли в управлении

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (655)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)