Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория Ф. Херцберга (60-е гг. XX в.)



2016-01-26 347 Обсуждений (0)
Теория Ф. Херцберга (60-е гг. XX в.) 0.00 из 5.00 0 оценок




Херцберг специалист по психическим заболеваниям среди рабочих в промышленности. Предложил концепцию стимулирования работников. Теорию назвал "мотивационно-гигиенической" или "теорией обогащения работы". Некоторые из ученых противопоставляли теории Ф. Херцберга теории "человеческих отношений" Э. Мэйо.

Ф. Херцберг классифицировал побуждения к труду по характеров их действия, разбив все побуждения на две группы. Первую группу составили "факторы гигиены" — все внешние условия (зарплата, отношения с коллегами, поведение мастера, физические условия труда и др.).

По мнению Ф, Херцберга, эти факторы наиболее часто вызывают недовольство со стороны работников. Если налицо эти явления, среди рабочих растут прогулы, увеличивается текучесть рабочей силы, растет травматизм, снижается производительность труда, увеличивается брак в работе и т. д.

Улучшение внешних факторов действует стимулирующе, но эта только на короткий срок, затем к ним привыкают как к должному. В результате недовольство работников уменьшалось, но стимулов больше не было. По мнению Ф. Херцберга, — это только "факторы, аналогичные медицинской гигиене", но их еще нельзя называть стимулами. С его позиций "гигиены недостаточно!".

Главным стимулятором Ф. Херцберг считал саму работу и связанные с ней потребности признания достижений, стремление к продвижению по службе, чувство ответственности и собственного роста, а также самореализацию работника в труде. Ради такой работы люди готовы терпеть и плохие условия, и плохого мастера.

В отличие от "факторов гигиены", эти стимулы действуют длительное время и являются более надежными. Ф. Херцберг большие надежды возлагал на психологов, которые могли бы подсказать про­мышленности, как нужно действовать. С его точки зрения, большинство выполняемых работ не приносят радости ее работниками. В отличие от других исследователей, Ф. Херцберг выявил факто­ры влияющие на удовлетворенность трудом с помощью метода полуструктурированного интервью. Применив контент-анализ полученных ответов, он выделил факторы, приводящее к пережива­нию состояния удовлетворенности трудом:

1) достижения в рабо­те; 2) признание; 3) работа как таковая (скучная, монотонная, легкая или трудная, строго регламентированная или свободная и т. д.); 4) ответственность как степень контроля за своей работой и прояв­ления власти над другими работниками; 5) продвижение работника в виде изменения его статуса; 6) возможности роста, связанные с получением новых знаний, умений, навыков и профессионализма; 7) заработок; 8) межличностные отношения как по горизонтали, так и по вертикали; 9) техническое руководство, связанное с компетен­тностью руководителя; 10) политика компании; 11) условия труда; 12) личная жизнь; 13) гарантия работы как наличие или отсутствие уверенности в завтрашнем дне.

Среди перечисленных им были выделены факторы I и II уров­ней: факторы удовлетворенности (I уровень) и факторы неудовлет­воренности (2 уровень). Противоположностью удовлетворения является не неудовлетво­рение, а отсутствие удовлетворения. Удовлетворение одних потреб­ностей приводит только к снятию неудовлетворенности трудом, тог­да как неудовлетворение других — к росту удовлетворенности трудом. Факторы неудовлетворенности он назвал "гигиеническими" по ана­логии с медицинским термином как профилактическое средство, уменьшающего возможность заболевания.

Полное удовлетворение от работы можно получить, по данным Ф. Херцберга, когда достигается поставленная цель и работник по­лучает признание, имеет возможность профессионального роста и т. д., о чем говорилось выше. Такие факторы он назвал "мотиватора­ми" или "стимуляторами", не видя разницы между мотивами и сти­мулами, хотя в действительности они существуют.

Состояние удовлетворенности трудом появляется, с его точки зре­ния, когда появляется положительная мотивация к работе. Это имеет Место при выполнении ответственной, интересной работы.

Можно отметить определенную преемственность между теориями ф. Херцберга и А. Маслоу. Например, факторы "гигиены" связаны с потребностями дефицита, а мотиваторы — с потребностями в самоактуализации, т. е. потребностями высшего уровня.

Нельзя не отметить, что мотиваторы и факторы гигиены у Ф. Херцберга перекрещиваются, оказывая различное воздействие на трудовую мотивацию. Теория Херцберга, как и теория Маслоу, несмотря на определенную критику, получила признание.

В конце 60-х начале 70-х гг. Ф. Херцберг, а также Роберт Н. Форд и другие специалисты-эксперты независимо друг от друга пришли к выводу, что каждый, занимающийся проблемами управления на производстве, сталкивается с трудностями, которые коренятся в том, что в большинстве случаев выполняемая работа является для исполнителей малопривлекательной.

Были выделены 15 пунктов, признанные наиболее важными для выполнения работы на предприятиях. Они приводятся ниже в виде схемы.



2016-01-26 347 Обсуждений (0)
Теория Ф. Херцберга (60-е гг. XX в.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория Ф. Херцберга (60-е гг. XX в.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (347)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)