Требования к результатам освоения учебной дисциплины
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методическое пособие для проведения семинарских занятий
Красноярск КрИЖТ ИрГУПС УДК 159.9 И 85
Рецензенты: В.В. Нургалеев, профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры «Педагогики и психологии профессиональной деятельности» СибГТУ; Г.В. Рублев, доцент, кандидат социологических наук, зав. кафедрой «Гуманитарные дисциплины», филиал ИрГУПС в г. Красноярске.
УДК 159.9 И 85 Исаева Е.Ю. Психофизиология профессиональной деятельности: для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом» / Е.Ю. Исаева ; КрИЖТ ИрГУПС. – Красноярск: КрИЖТ ИрГУПС, 2013. – 114 с. Содержание учебно-методического пособия соответствует учебной программе по дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности», направлено на формирование профессиональных компетенций в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В пособии даны методические рекомендации по проведению семинарских занятий, определены темы и цели занятий, дан развернутый план семинаров, представлены литература по самоподготовке, перечень вопросов итогового контроля, библиографический список, глоссарий. Рекомендуется преподавателям и студентам в практической деятельности, может быть использовано в системе их профессиональной подготовке.
Рекомендовано к печати методическим советом КрИЖТ ИрГУПС
Печатается в авторской редакции
Ó Е.Ю. Исаева, 2013 Ó Красноярский институт железнодорожного транспорта, 2013 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………….…………………………… 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ……………………………...…………… Семинарское занятие 1 Психофизиологические основы построения профессии ………………………………………..…4 Семинарское занятие 2 Психофизиология профориентации, профессионального отбора и профпригодности ….……………........ 5 Семинарское занятие 3Психофизиологические компоненты работоспособности ……………………….………………………….…. 6 Семинарское занятие 4Психофизиология адаптации человека к профессиональным условиям .…………………………….20 Семинарское занятие 5 Психофизиологические функциональные состояния ……………………………………………21 Семинарское занятие 6-7 Влияние эмоций на деятельность человека …………………………………………………26 Семинарское занятие 8 Психофизиология внимания, памяти.….….36 Семинарское занятие 9Психофизиология содержания профессиональной деятельности.…………..…………………...……..39 Перечень вопросов итогового контроля по дисциплине………… 85 Библиографический список…………………………………………..87 Глоссарий………………………………………………………………..88
ВВЕДЕНИЕ
Данное учебно-методическое пособие для проведения семинарских занятий по психофизиологии профессиональной деятельности предлагается студентам КрИЖТ ИрГУПС очной и заочной форм обучения в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом» Дисциплина «Психофизиология профессиональной деятельности» входит в базовую часть профессионального цикла. При изучении учебной дисциплины студент получает знания об основах оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, овладевает навыками расчета продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала и умениями применять их на практике; способностью обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания и т.д. Содержание дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» служит основой для освоения большинства дисциплин социально-гуманитарного и экономического, а также профессионального циклов. Знания, полученные при изучении данного курса рассматриваются сегодня как неотъемлемый компонент общей профессиональной культуры личности менеджера, его профессиональной компетентности. С этой целью было разработано данное пособие для проведения семинарских занятий, в котором определены темы и цели занятий, дан развернутый план семинаров, представлены литература по самоподготовке, перечень вопросов итогового контроля, библиографический список, глоссарий. В современной ВШ семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий по психофизиологии профессиональной деятельности – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования получаемого теоретического знания. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А. М. Матюшкину): • развитие творческого профессионального мышления; • познавательная мотивация; • профессиональное использование знаний в учебных условиях (овладение профессиональным языком; навыками оперирования формулировками, понятиями, определениями; опровержения, отстаивания своей точки зрения). Содержание методического пособия отражает процесс освоения дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» и направлено на формирование профессиональных компетенций в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования; отличается содержательной целостностью, структурированностью, пропорциональностью количества и трудоемкостью заданий. Условием получения зачета является посещение лекций и семинарских занятий, выполнением домашних и творческих заданий, выступление с одним (двумя) докладами, подготовка презентации по теме. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Требования к результатам освоения учебной дисциплины Процесс освоения дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» направлен на формирование следующих компетенций
В результате освоения дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» студент должен достигнуть следующих результатов образования: знать: ¨ основы оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, владеет навыками расчета продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала и умеет применять их на практике; ¨ технологии управления персоналом (найма, отбора, приема и расстановки персонала; социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала; организации труда персонала, высвобождения персонала); ¨ основные методы регистрации физиологических процессов в психофизиологии; ¨ психофизиологические основы построения профессии; ¨ особенности профориентационной работы; основные направления профессиональной ориентации; психофизиологические компоненты профотбора и профпригодности; ¨ психофизиологический механизм адаптации человека к экстремальным условиям деятельности; ¨ специфику метода диагностики функциональных состояний; ¨ механизм влияния эмоций на деятельность человека; ¨ психофизиологические механизмы внимания; ¨ специфику градиента ретроградной амнезии; ¨ особенности кратковременной и долговременной памяти, сущность научения; ¨ специфику распределения рабочей нагрузки; уметь: ¨ оказывать консультации по формированию слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива (взаимоотношения, морально-психологический климат); ¨ разрабатывать мероприятия по оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала; ¨ проводить профдиагностику и проектировать профессиограммы; ¨ прогнозировать развитие нежелательных функциональных состояний; ¨ решать задачи по снижению влияния нежелательных функциональных состояний на эффективность труда; ¨ проводить анкетирование, интервью, работать с оценочными шкалами для улучшения профессиональной деятельности человека; владеть: ¨ современными технологиями управления персоналом организации (найма, отбора, приема и расстановки персонала; социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала; организации труда персонала, высвобождения персонала); ¨ современными технологиями управлением поведением персонала (управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности; формирования и поддержания морально-психологического климата в организации; управления повышением этического уровня деловых отношений и эффективности делового общения; управления организационной культурой; управления конфликтами и стрессами; управления безопасностью организации и ее персонала; управления дисциплинарными отношениями; ¨ практическими навыками в области проведения психофизиологического анализа профессиональной деятельности человека; ¨ практическими навыками в области проведения психофизиологического анализа профессиональной деятельности специалистов-операторов в системах управления.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (433)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |