Психофизиологические основы построения профессии
Цель: уяснить сущность деятельности, определить специфику и параметры трудовой деятельности, выявить родо-видовое соотношение понятий профессия, специальность и специализация, рассмотреть основы профессиографии, получить умения работы с профессиограммами и методами психологической диагностики (самодиагностики). Методы:фронтальный опрос (тестирование), работа в малых группах, парах, игра, самодиагностика. План: 1.Фронтальный опрос или тест. Примерное содержание вопросов представлено ниже: Ø В чем заключается понятие деятельность? Ø Раскройте понятия: деятельность, труд, досуг, профессия, специальность. Ø Каковы виды и формы деятельности? Ø Назовите структурные элементы трудовой деятельности. Охарактеризуйте их. Ø Каковы основные типы профессий? Ø В чем заключается сущность профессии и специальности? Ø Раскройте типологию профессий в зависимости от предмета труда Ø Назовите психофизиологические основы способностей. Ø Что представляет собой профессиография? Ø Раскройте понятия: психограмма, профессиограмма, профессиокарта. Ø Какие виды профессиограмм вы знаете? Ø Укажите специфику применения методов психологической диагностики.
2.Работа в парах. Раскройте перечисленные ниже факторы успешности в профессиональной деятельности (см. Таблицу 1). Таблица 1 – Факторы успешности в профессиональной деятельности
3.Используя классификацию профессий Е.А. Климова, составьте (применяя условные литерные обозначения) примерную формулу какой-либо выбранной вами профессии (например, машинист электропоезда, проводник, инженер, бухгалтер, менеджер и др.). Классификация профессий. Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен — по данным отечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований. В психологии для решения ряда научно-практических задач (профориентация, профотбор и др.) требуется систематизация профессий, их распределение и сравнение по каким-либо профессиональным или психологическим признакам (сложность или опасность труда, величина нагрузки, цели труда, психическая напряженность и т. д.). Е.А. Климовым предложена «четырехъярусная классификация профессий», которая построена на основе многофакторного принципа. Первый яруссоставляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем: 1). человек—живая природа (Ч-П) — агроном, микробиолог и т.п.; 2). человек—техника (Ч-Т) — слесарь, механик, оператор ЭВМ и т.п.; 3). человек—человек (Ч-Ч) — врач, учитель, продавец и т. п.; 4). человек—знаковая система (Ч-З) — математик, редактор и т.п.; 5). человек—художественный образ (Ч-Х) — дирижер, художник, артист и т.п. На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда: 1). гностические (от греч. γνωσιζ— знание) профессии (Г) — дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х) и т.п.; 2). преобразующие профессии (П) — мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-З), учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З), цветовод-декоратор (Ч-Х) и т.п.; 3). изыскательские профессии (И) — летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-конструктор (Ч-Т), воспитатель (Ч-Ч), программист (Ч-З), композитор (Ч-Х) и т.п. На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда: 1). профессии ручного труда (Р) — контролер слесарных работ (Г - Ч-Т), лаборант химического анализа (Г - Ч-П), ветеринар (П - Ч-П), слесарь (П - Ч-Т) и т.п.; 2). профессии машинно-ручного труда (М) — токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и т.п.; 3). профессии, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем (А) — оператор станков с программным управлением, авиадиспетчер, сменный оператор АЭС и т.п.; 4). профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф), — актер, акробат и т.п. На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда (У): 1). работа в помещении с нормальным микроклиматом (М) — лаборанты, бухгалтеры и т. п.; 2). работа на открытом воздухе (О) — агроном, монтажник, инспектор ГАИ и т. п.; 3). работа в необычных условиях (Н) — водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т. п.; 4). работа в условиях повышенной ответственности (М) — воспитатель детсада, учитель, следователь и т. п. Выделенные четыре группы (яруса) признаков являются частично совпадающими. Предложенная классификация позволяет, во-первых, дать обзорную схему карты мира профессий и, во-вторых, составить (используя условные литерные обозначения) примерную формулу определенной профессии.
4.Работа в малых группах. Попытайтесь выделить профессионально важные качества бортпроводника пассажирского авиалайнера и наладчика станков-автоматов на основе описаний профессий (профессиограмм). Носкова, О. Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С.66. Составление психологической характеристики профессии предполагает обнаружение тех особенных действий, которые профессионал выполняет для достижения заданных результатов. Составление психограммы часто затруднено тем, что в профессиональной деятельности встречаются задачи, способы выполнения которых нельзя понять через расчленение на последовательно выполняющиеся действия и адекватные им психические функции. То есть задачи могут требовать одновременного оперативного осуществления, познавательных и двигательных действий, контроля каких-то их компонентов, мыслительных процессов. Поэтому предлагаемая технология позволяет получить лишь предварительную характеристику ПВК. Правила присвоения баллов при оценке ПВК. По опыту оценки требований профессий к субъекту труда, выработанному в службах занятости США (Укке Ю.В., 1972, с. 176), выделяют четыре уровня необходимого развития ПВК (способностей) и обозначают их в порядке нарастания: 1 балл — несущественность данной особенности для успеха 2 балла — малая или средняя степень важности и ее связь толь- 3 балла — важность данной особенности для ряда элементов 4 балла — очень высокая степень необходимости данной особенности для успеха работы. Комментарий по поводу данных таблицы 2. В реальности каждая из 13 позиций может быть многократно детализирована. Так, в службе занятости США используют 40 — 50 показателей оценки психических качеств работников (Укке Ю.В., 1972).
Таблица 2 – Психограммы бортпроводника и наладчика станков- автоматов
Примечание. Б — оценка ПВК бортпроводника; Н — наладчика станков-автоматов
5.Работа в малых группах. Проанализируйте разные виды профессиограмм. По аналогии с аналитической профессиограммой «разработчика РЭА» (Бланк 4) сделайте аналитическую профессиограмму «менеджера по персоналу» или «начальника отдела кадров». В работе вам помогут информационные профессиограммы «менеджер», приведенные ниже (Бланки 1 и 2), а также Перечень основных профессионально важных качеств, используемых при составлении аналитической профессиограммы (Бланк 5).
Каждая информационная профессиограмма состоит из следующих разделов: ˗ Классификационная карточка профессий, в которой в краткой форме изложены наиболее важные с психологической точки зрения признаки профессии. ˗ Доминирующие виды деятельности. ˗ Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (способности, личностные качества, интересы, склонности). ˗ Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности. ˗ Области применения профессиональных знаний. ˗ История профессии. ˗ Некоторые профессии, которые также подходят человеку с данным типом личности. ˗ Учебные заведения, обучающие данной профессии.
Бланк 1
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1617)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |