Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ



2016-01-26 514 Обсуждений (0)
НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




М.В. Мусийчук

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПСИХОЛОГИИ

 

Утверждено Редакционно-издательским советом
университета в качестве учебного пособия

 

Магнитогорск

УДК 159.9(091)(075.8)

ББК Ю954

М 91

Рецензенты:

Начальник отдела МАУ «Дом творчества детей и молодежи»
г. Магнитогорска, кандидат педагогических наук
И.В. Соловьева

Доцент кафедры общей психологии
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический
университет им. Г.И. Носова», кандидат психологических наук
Т. Б. Юшачкова

Мусийчук, М. В.

М91 Методологические основы психологии: учеб. пособие / М.В. Мусийчук. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та
им. Г.И. Носова, 2015. –189 с.

 

Раскрыты проблемы, связанные с общим представлением о методологии науки, понятия «методология психологии», «теория», «метод», «методика», «парадигма», категории психологии, основные принципы психологии, структура психологических учений. Новизна теоретического осмысления проблемы методологических оснований науки заключается в постановке вопроса о месте юмора в научных исследованиях. Новизна авторского подхода, реализованного в заданиях для самостоятельного углублённого усвоения материала, определяется следующими критериями: 1) построением пособия в русле неклассического естествознания, актуализирующего роль субъекта; 2) освоением принципов, категорий и парадигм психологии в эмоционально-привлекательной форме; 3) эвристическим потенциалом практических упражнений, основанных на когнитивно-аффективной природе юмора, реализуемой в креативном механизме юмора в науке и образовании.

Учебное пособие предназначено для подготовки обучающихся по специальностям 030300.62 «Психология»», 050400.62 «Психолого-педагогическое образование».

 

 

УДК 159.9(091)(075.8)

ББК Ю954

Ó Магнитогорский государственный
технический университет
им. Г.И. Носова, 2015

© Мусийчук М.В., 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................................................................................... 6

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................. 7

1. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ....................................... 8

1.1. Наука и структура методологического знания................................... 8

1.2. Структура психологического знания................................................... 11

1.3. Систематизация методов психологии.................................................. 20

1.4. Понятие парадигмы и научной революции по Т. Куну................... 23

1.5. Принцип фальсифицируемости гипотез К. Поппера........................ 26

2. КЛАССИЧЕСКАЯ, НЕКЛАССИЧЕСКАЯ
И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА.............................................................. 28

2.1. Основания науки и исторические типы
научной рациональности................................................................................ 28

2.2. Типы рациональности в классической, неклассической
и постнеклассической психологии............................................................... 29

3. СПЕЦИФИКА МЕТОДОЛОГИИ ПСИХОЛОГИИ....................................... 36

3.1. Особенности психологического знания............................................... 36

3.2. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы
в психологии........................................................................................................ 38

3.3. Психология объяснительная и описательная.................................... 39

3.4. Системная модель человекознания
в методологии Б. Г. Ананьева......................................................................... 40

3.5. Культурно-историческая психология
в школе Л. С. Выготского................................................................................. 41

3.6. Психология научная и житейская......................................................... 42

4. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ............................ 44

4.1. Психофизическая и психофизиологическая проблема
в психологии........................................................................................................ 44

4.1.1. Психофизическая проблема.......................................................... 44

4.1.2. Психофизиологическая проблема............................................... 44

4.2. Психосоциальная и биосоциальная проблемы в психологии....... 45

4.3. Социальный конструктивизм в психологии....................................... 51

4.4. Психогностическая проблема в психологии...................................... 53

5. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОЛОГИИ........................ 54

5.1. Принцип детерминизма в психологии.................................................. 54

5.1.1. Предмеханистический детерминизм........................................... 54

5.1.2. Механистический детерминизм................................................... 55

5.1.3. Биопсихический детерминизм...................................................... 56

5.1.4. Социопсихический детерминизм................................................. 56

5.1.5. Актуальность проблемы детерминации психики человека. 57

5.2. Принцип развития...................................................................................... 58

5.2.1. Принцип развития как процесс роста......................................... 58

5.2.2. Принцип развития как параметр развития................................ 59

5.2.3. Законы психического развития ребенка
по Л. С. Выготскому.................................................................................... 60

5.3. Принцип системности............................................................................... 61

5.4. Принцип единства сознания и деятельности...................................... 62

6. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ СТРОЙ В ПСИХОЛОГИИ........................................ 63

6.1. Категория «деятельность»....................................................................... 63

6.1.1. Уровни анализа деятельности по А. Н. Леонтьеву................. 63

6.1.2. Основные содержательные характеристики деятельности. 64

6.2. Категория «общение»................................................................................ 65

6.2.1. Трактовки категории «общение».................................................. 65

6.2.2. Структурные компоненты общения............................................ 67

6.3. Личность как системообразующая категория в психологии......... 67

6.3.1. Методологические принципы теорий личности...................... 67

6.3.2. Индивид, личность, индивидуальность...................................... 68

6.3.3. Проблема единиц анализа личности.......................................... 69

6.3.4. Параметры единиц анализа личности....................................... 69

6.3.5. Основные варианты теорий личности........................................ 71

7. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЮМОРА В НАУКЕ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ И ОБРАЗОВАНИИ....................................................................................................................................... 72

8. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЁННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 83

8.1. Общее представление о методологии науки. Методология психологии, теория, метод и методика.. 83

8.1.1. Упражнение «Гипотеза»................................................................. 83

8.1.2. Упражнение «Операциональное определение»....................... 87

8.1.3. Упражнение «Методы обработки результатов
исследований».............................................................................................. 89

8.2. Парадигма. Классическая и постклассическая
парадигма науки................................................................................................ 99

8.2.1. Упражнение «Парадигма»............................................................. 99

8.2.2. Упражнение «Аннотация. Постнеклассическая
парадигма науки»...................................................................................... 103

8.2.3. Упражнение «Парадигма в психологии античного периода» 111

8.2.4. Упражнение «Парадигма в психологии периода
средних веков»............................................................................................ 121

8.3. Специфика психологического знания. Научное и ненаучное психологическое знание. Проблема объективности 129

8.3.1. Упражнение «Психологические ресурсы сети»..................... 129

8.3.2. Упражнение «Персоналии»......................................................... 134

8.4. Категории психологии........................................................................... 157

8.4.1. Упражнение «Категории психологии. Деятельность»......... 157

8.4.2. Упражнение «Категории психологии. Отражение»............. 159

8.4.3. Упражнение «Категории психологии. Сознание»................ 160

8.4.4. Упражнение «Категории психологии. Личность»................ 161

8.4.5. Упражнение «Категории психологии. Общение»................. 162

8.5. Основные принципы психологии........................................................ 163

8.5.1. Упражнение «Принципы психологии»..................................... 163

8.5.2. Упражнение «Принцип детерминизма в психологии»......... 165

8.5.3. Упражнение «Принцип развития в психологии»................... 166

8.5.4. Упражнение «Принцип активности в психологии».............. 167

8.5.5. Упражнение «Принцип активности в психологии».............. 168

8.6. Структура психологических учений.................................................. 168

8.6.1. Упражнение «Логика конструирования аппарата
научного исследования»......................................................................... 168

8.6.2. Упражнение «По мотивам…»..................................................... 169

8.6.3. Упражнение «Понятийный аппарат психологии»................ 179

9. ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 184

9.1. Вопросы для самостоятельного изучения........................................ 184

9.2. Примерная тематика рефератов.......................................................... 185

9.3. Перечень вопросов к экзамену по всему курсу............................... 186

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................................................................. 187

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель учебного пособия по курсу «Методологические основы психологии» (МОП) определена необходимостью осмысления сущности представления о методологии науки, методологии психологии, ее теории, методах и методиках, категориях и принципах, структуре психологического исследования. Основная задача учебного пособия – овладение основными представлениями о методологии науки и методологическими положениями построения образа психологической науки. Подготовка студентов по курсу «Методологические основы психологии» представлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Данный курс является обязательной частью федерального компонента комплекса предметов в подготовке специалистов (бакалавров) по специальностям 030300.62 «Психология»», 050400.62 «Психолого-педагогическое образование». Учебное пособие соответствует федеральному государственному стандарту третьего поколения. Критерием успешного освоения программы курса является: умение применения основных категорий и принципов психологии; усвоение методологических положений построения образа психологической науки; знание основных представлений о методологии науки; значение психофизических и психофизиологических проблем в психологии. Курс МОП относится к блоку общепрофессиональных дисциплин, является интегративным курсом в процессе подготовки специалистов. Изучается на втором курсе, обобщает накопленные знания в области философии, психологии и является базой для дальнейшего углубленного понимания социальных и гуманитарных дисциплин. Основные темы представлены в пособии следующим образом:

– Общее представление о методологии науки.

– Методология психологии, теория метод и методика.

– Парадигма. Классическая и постклассическая парадигма науки.

– Специфика психологического знания.

– Научное и ненаучное психологическое знание.

– Проблема объективности.

– Категории психологии.

– Основные принципы психологии.

– Структура психологических учений.

– Психофизическая и психофизиологическая проблемы в психологии.

Новизна авторского подхода, реализованного в учебном пособии, определяется в ряде критериев: 1) в построении пособия в русле неклассического естествознания, актуализирующего роль субъекта; 2) в освоении принципов, категорий и парадигм психологии в эмоционально-привлекательной форме; 3) в эвристическом потенциале практических упражнений, основанных на когнитивно-аффективной природе юмора, реализуемой в креативном механизме юмора в науке и образовании.

ВВЕДЕНИЕ

В учебном пособии предлагаются упражнения для самостоятельной работы студентов по курсу «Методологические основы психологии». Для удобства повторения теоретических положений представлен глоссарий. Литература представлена в трех блоках: основной, дополнительной, также списке статей с вопросами методологии психологии.

В теоретической части учебника для повышения эффективности усвоения теоретического материала приводятся словарные определения изучаемых понятий (выделяются курсивом). Для более полного представления об изучаемом вопросе также по разделам представлены фрагменты классических работ с библиографическим описанием для углубленного изучения (выделяются курсивом).

В разделе «Практические задания для углублённой самостоятельной работы» представлены упражнения для закрепления теоретического материала. Для удобства пользователей по разделам представлены глоссарии.

В учебном пособии в качестве образцов выполнения упражнений представлены фрагменты работ студентов факультета психологии МаГУ (МГТУ им. Г.И. Носова). Вот их имена: Лученков И.Б., Иманкулова Н.А., Сесина И.В., Сиднева Е.В., Пеннер Е.Ю., Тишкова Т.А., Сунцова С.В., Смирнова А. С., Вишнякова Е. В., Гончарова М. М., Ромазанова Д., Муродова Е., Андреянова Г.Б., Скандакова О.Г., Вязметинова Г., Кольцова Ю., Николенко А., Сапожникова Т.О., Власова Л., Туркеева О.А., Саблукова Н., Красильникова М.А., Зитева Н.А., Зайцева Е.Н., Мельникова Т.В., Зубченко В.Н., Конобеева В.Б., Деревяго Ю.Л., Копылова Н.В., Новик Т.В., Посадская Е.С., Мамаева Т.Г., Федотова Т.Г., Горбунова Л.К., Хотенова М.Н., Федотова Т., Соколова О., Ахметгалиева Ф.А., Ильина С.В., Однокурцева М.А., Цыкина В.Н., Самохвалова О.К., Быстрова Е., Николаева О.М., Курышева Б., Захарова Н., Белякова М.А., Серкунова Е., Щербинина Е.М., Тишкова Т.А., Заикина Ю.В., Кузнецова О., Уразалина К.,Мушко Е.,Молева Е.А., Плишкина Н., Федорова Е.А., Демидова О.С., Трушина И., Черникова О., Павленкова Е.А., Мельникова Т.В., Хужина Д.Д.,
Сбитнева А.В., Колесникова И., Акимова А., Саватеева Т., Гареева А.М.

Выражаем благодарность студентам психологического факультета, принявшим активное участие в выполнении заданий для самотоятельного углублённого изучения курса «Методологические основания психологии». Ведь их пример – другим наука.

НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ



2016-01-26 514 Обсуждений (0)
НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (514)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)