Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предпосылки возникновения и основные этапы развития социологии



2016-01-26 757 Обсуждений (0)
Предпосылки возникновения и основные этапы развития социологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Социология как самостоятельная наука возникает в первой половине ХIХ века. Конечно же, нельзя говорить о том, что ранее общество как таковое не представляло интереса для ученых. Первые попытки поставить изучение закономерностей социальной жизни на научную основу были предприняты еще в эпоху античности. К ним, прежде всего, следует отнести учения Платона и Аристотеля. Платон и Аристотель осуществляли анализ известных им форм государственно-политического устройства общества и предлагали варианты его улучшения. Свое продолжение научное изучение общества находит в Западной Европе в связи с распространением там идей рационализма. Известны подходы к объяснению тех или иных сторон социальной жизни таких мыслителей как Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла, Т. Гоббс, Дж. Локк. Значительный вклад в формирование научно-теоретических предпосылок социологии внесло представители эпохи Просвещения Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Гердер. Тем не менее, не смотря на всю значимость теорий названых ученых, их концепции носили философский, либо политико-правовой характер и не отвечали в полной мере запросам зарождающегося капиталистического общества. Стала очевидной необходимость возникновения новой науки об обществе, которая помогла бы решить те социальные проблемы, с которыми столкнулась Европа и предотвратить ошибки на пути дальнейшего развития.

Французский мыслитель А. Сен-Симон формулирует основные принципы новой науки об обществе. Она должна давать фактические, конкретные знания о социальной реальности, лишенные субъективных оценок и умозрительных конструкций. Такие знания позволят разработать мероприятия для улучшения общества. Ученик Сен-Симона О. Конт развивает его учение, оформляя в стройную концепцию, послужившую основой для социологической науки. Он утверждал, что социология должна опираться в своих исследованиях на методологический опыт, накопленный в естественных науках, что послужит залогом достоверности полученных результатов.

Первый этап развития социологии был связан с обретением ею собственного научного статуса, а именно, формулированием предмета изучения, поиска метода познания. Наибольший вклад в становление социологии и изучение общества внесли, помимо О. Конта такие ученые как Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, М. Вебер. Прежде всего, ученые пытались построить теории раскрывающие закономерности функционирования и развития всего общества (человечества). Так, Г. Спенсер рассматривал общество как аналог биологического организма. Э. Дюркгейм видел в обществе надындивидуальную реальность в основе которой лежат специфические социальные законы, независящие от воли отдельных людей. К. Маркс указывал на экономическую основу всех социальных отношений и развил концепцию классового строения общества. М. Вебер полагал, что общество формируют социальные (то есть направленные на другого человека) действия отдельных людей.

В начале ХХ века в социологии происходит коренной переворот. Он связан с деятельностью ученых Чикагского университета (Чикагская школа) Ф. Знанецкого, У. Томаса, Р. Парка, Э. Бёрджесса и др. Происходит отказ от глобальных теорий общества и переход к исследованиям непосредственной реальности на микроуровне (город, предприятие, группа). Начинает активно развиваться эмпирическая социология (происходит так называемый «эмпирический взрыв») и ее технологии и методы – опрос, наблюдение, эксперимент.

Период преобладания эмпирической социологии продолжался до второй половины ХХ века. К этому времени обнаружилась недостаточность «чистой» эмпирической социологии. Появилась необходимость в теоретическом объяснении полученных результатов. Решение этой задачи взяли на себя представители структурно-функционального подхода (Т. Парсонс, Р. Мертон). Они объясняют общество как систему, стремящуюся к сохранению равновесия при взаимодействии с внешней средой. Также вызывают интерес взгляды представителей противоположного структурно-функциональному подходу конфликтологического направления в социологии (Л. Козер, Р. Дарендорф). В данном направлении особое, прежде всего, позитивное значение для развития общества придавалось социальному конфликту. Следует обратить внимание на развитие теорий среднего уровня, то есть теоретических концепций раскрывающих закономерности функционирования и развития не всего общества, а его отдельных сфер – экономики, политики, трудовых отношений, семейно-брачных отношений, образования и т. д.

Современная социология характеризуется многообразием школ, направлений, концепций ведущих исследования как на микро-, так и на макроуровнях социальной реальности. Следует отметить сближение макро- и микросоциологии. Идеи интегративного понимания макро- и микроуровней социальной реальности развиваются в теории «структурации» Э. Гидденса, «интеграции теории действия и теории систем» Ю. Хабермаса, интеграции социального действия и социального порядка Дж. Александера.

Таким образом, социология за сравнительно недолгий период своего существования превратилась в мощную науку, нацеленную на обеспечение решения проблем познания общества и улучшения социального устройства.

Контрольные вопросы темы:

  1. Кто впервые сформулировал принципы новой науки об обществе?
  2. В чем состоит суть первого этапа развития социологии?
  3. Дайте общую характеристику структурно-функциональному подходу.
  4. Дайте общую характеристику конфликтологическому направлению.



2016-01-26 757 Обсуждений (0)
Предпосылки возникновения и основные этапы развития социологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предпосылки возникновения и основные этапы развития социологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (757)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)