Мировая цена: понятие, факторы, определяющие ее уровень
На трактовку понятия мировая цена нет единого мнения в экономической теории практике. Наиболее часто мировая цена трактуется как: · сумма денег, за которую на мировом рынке продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар; · денежное выражение интернациональной стоимости производства и реализации товара. Экономическая интеграция, развитие мировой торговли ведут к появлению среднемирового уровня затрат труда и интернациональной стоимости единицы товара. Интернациональная стоимость определяется общественно необходимыми затратами производства данных товаров странами экспортерами, которые на мировом рынке выступают в качестве основных поставщиков данной продукции. На основе этих представлений многие экономисты считают, что мировая цена - это денежное выражение интернациональной стоимости товара, реализуемого на мировом рынке. Мировая цена служит для определения цен международных контрактов, по которым заключается большинство торговых сделок в мире. Основные особенности мировых цен: · Мировые цены формируются под влиянием соотношения мирового спроса и мирового предложения на тот или иной товар. · Они устанавливаются в свободно конвертируемой валюте, в которой, как правило, и осуществляются расчёты. При этом валюта цены не всегда совпадает с валютой платежа. · На формирование мировой цены оказывают влияние ведущие мировые производители и поставщики (продавцы), имеющие существенную долю в общем мировом объёме данной продукции и постоянно воспроизводящие (сохраняющие) своё ведущее положение на данных товарных рынках. · Особенностью мировых рынков является их множественность, то есть наличие нескольких рядов цен на один и тот же товар, которая обусловлена различным качеством товара, условиями поставки, производства и т.д. · Это цены большого количества крупных, регулярных, постоянно совершающихся сделок, предусматривающих раздельные, не связанные между собой экспортные к импортные операции. · Применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров речь идет о ценах в регионах мира, где сосредоточены их производства или потребление и или торговля (это цены так называемых базисных или репрезентативных (представительных) рынков). · На уровень мировых цен оказывают влияние валюта платежа, формы и методы расчётов, характер, условия поставки, и многие другие факторы. Формирование уровня мировых цен, анализ, а также прогнозирование их динамики невозможно без учета влияния основных ценообразующих факторов. К числу основных ценообразующих факторов на мировом рынке можно отнести следующие: - природно-географические условия производства, которые оказывают определяющее влияние на цены, в первую очередь, сырьевых товаров (энергоносители, металлы, сельскохозяйственная продукция); - научно-технический прогресс, оказывающий влияние, как на предложение, так и на спрос на мировом рынке. Повышение роли научно-технического прогресса в современных условиях привело к тому, что конкурентная борьба на мировых рынках все более перемещается в область новизны и совершенства выпускаемой продукции и технологии ее производства. Совершенствование технологий приводит к росту объемов производства, снижению производственных издержек, а следовательно и к росту продаж. Воздействие на спрос проявляется через улучшение потребительских свойств экспортируемых товаров, появлению новых товаров, товаров дополнений и т.п. - фаза экономического цикла, в которой находится мировая экономика (или регион). В фазе пика, когда производство работает на полную мощность, наблюдается практически полная занятость, цены имеют тенденцию к повышению. При спаде, производство и занятость сокращаются, цены стабилизируются, пока нет тенденции к снижению. В фазе депрессии (серьезного и продолжительного спада) цены начинают снижаться. В фазе оживления, когда производство и занятость растут, цены повышаются снова; - инфляционные процессы, происходящие в разных странах, снижение курсов валют, финансовые кризисы приводят к постоянной тенденции цен к повышению. Основными причинами инфляции в мировом хозяйстве выступают рост государственных расходов, ведущий к росту специфического спроса, увеличение налогообложения прибыли, что создает предпосылки для роста цен; - краткосрочные изменения спроса и предложения. Наряду с циклическими колебаниями цен, вызванными глобальными нарушениями спроса и предложения, возникают и внутрициклические краткосрочные диспропорции спроса и предложения. К их числу можно отнести сезонные колебания цен, изменения цен при вынужденных продажах и закупках, спекулятивные изменения биржевых котировок, скачки цен, вызванные внезапными форс-мажорными обстоятельствами (война, засуха, наводнение, землетрясение); - меры государственного регулирования цен в отдельных странах и группировках стран. Практически во всех странах государственные органы оказывают существенное влияние на внешнеторговую политику, а соответственно и на уровень цен международной торговли. Это влияние может проявляться в направлениях тарифного и нетарифного регулирования (пошлины, квоты, лицензии), субсидирования экспорта, косвенного налогообложения экспортируемых и импортируемых товаров, различного рода льгот и др.; - каналы, по которым осуществляется внешняя торговля. Цены на однотипные товары, будут различаться в зависимости от используемой формы торговли: биржевой, аукционной, тендерной, заключения обычных коммерческих сделок, торговли внутри транснациональной корпорации, в группировках страною специальных контрактам и др.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1184)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |