Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Неореализм или структурный реализм



2016-01-26 531 Обсуждений (0)
Неореализм или структурный реализм 0.00 из 5.00 0 оценок




ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

В настоящее время наблюдается «взрыв» дискуссий по концептуальным основам международных отношений. Этот «взрыв» оправдан, ибо преж­няя система отношений опрокинулась, а другая так пока и не сложилась. Остро встал вопрос о выработке иных парадигм теории международных отношений. Почему? Во-первых, исчезла прежняя структура безопасно­сти, а новая находится еще в стадии обсуждения. Во-вторых, появилась анархия и непредсказуемость поведения субъектов. В-третьих, в между­народные отношения ворвался терроризм и стало ясно, что ни одна стра­на мира не может чувствовать себя защищенной.

Поэтому в современной науке о международных отношениях все ча­ще обнаруживается стремление к переходу от теоретического к методо­логическому и нормативному модусу рассмотрения этих отношений, в границах которых она нередко воспринимается как форма делегитимизации в общественном сознании решений в этой области, с одной стороны, и как своего рода методологическая основа формирования стратегии и идеологии - с другой. На это обращают внимание все исследователи тео­рии международных отношений.

Как нам представляется, целесообразно в современных условиях ид­ти не по пути критики тех или иных концепций. Это, как говорится, мы уже проходили. Дистанцируясь от «идеологических» дискуссий между всеми парадигмами, можно применить к теории международных отноше­ний полезные идеи, содержащиеся во всех концепциях. Такой «эклек­тизм» не является необычным для нашей дисциплины. Рациональное все­гда есть казалось бы в совершенно противоположных школах и направ­лениях. Все они в большей или меньшей степени отражают основные об­ласти изучения международных отношений: методологическую часть, определяющую основные принципы научного подхода к анализу внешней политики, систему категорий и понятий теории, результаты целостного исследования проблем, конкретных внешнеполитических процессов и ситуаций, структуру безопасности и внешней политики, комплекс уста­новок в области принятия решений. Эти концептуальные подходы не ис­ключают борьбы школ и направлений в области международных отноше­ний, поскольку каждая из них отражает определенный уровень общест­венного развития страны и расстановку политических сил.

 

 

Политический реализм

 

Среди авторов теории, объяснявшей поведение государств в отноше­нии друг друга, долго преобладало направление, сторонники которого уже в XX в. без ложной скромности присвоили себе звание «реалистов». По их мнению, воплощение в жизнь постулатов Н. Макиавелли, борьба Британии за роль мирового арбитра, создание участниками Венского кон­гресса довольно устойчивого механизма многополюсного баланса сил в Европе, поведение ведущих держав перед Первой и Второй мировыми войнами, свидетельствуют о том, что движущей силой международных отношений является стремление любого государства к усилению своей безопасности путём распространения влияния и наращивания мощи.

Библией «реалистов» являются воззрения английского философа XVII в. Т. Гоббса, который считал сутью политики борьбу за безопас­ность во враждебном окружении. В границах отдельных государств, по Гоббсу, люди укрываются под защитой государства, заключая договор друг с другом, чтобы избежать «войны против всех». Качественным от­личием международных отношений от процессов внутри государств яв­ляется отсутствие высшего арбитра, и как результат — состояние анархии, аналогичной ситуации в природе. Естественное же состояние природы - состояние войны. Современные последователи Гоббса довольно поэтично развивают эту мысль следующим образом: «В политике люди плывут в безбрежном и бездонном море. Здесь нет ни границ, ни убежища, ни дна, ни якорной стоянки, ни начала пути, ни конечного пункта назначения. Задача состоит в том, чтобы держаться на плаву и на ровном киле: море им и друг, и враг».

В подтверждение центрального тезиса о первичности закона джунг­лей «реалисты» приводят классическую притчу другого философа - француза Ж. Жака Руссо. Она рассказывает об охоте пяти первобытных жителей на оленя. Голод каждого можно было бы утолить пятой частью туши оленя. Но в тот момент, когда охотники почти окружили животное, один из них заметил зайца и бросился за ним. Он насытился, но олень убежал, а четыре других охотника остались ни с чем. Мораль: охотники больше не доверяют друг другу, и каждый реализует свои интересы, не заботясь об интересах других.

Наиболее крупной фигурой, классиком реализма считается Г. Моргентау, немецкий эмигрант, вынужденный покинуть свою родину из-за преследований со стороны нацистов. Его книга «Politics Among Nations. The Struggle for Power and Peace (Политические отношения между нация­ми. Стратегия для силы и мира)», изданная в 1948 г., выдержала более 20 изданий. Когда в 1980 г. Моргентау ушел из жизни, государственный секретарь США Г. Киссинджер произнес слова, под которыми подписа­лись бы многие: «Ганс Моргентау был моим учителем». Можно ли ска­зать еще лучше. Моргентау заложил основы направления в концепции, которую продолжили Р. Найбюр, Дж. Кеннан, Р. Штраус-Хупе, Д. Херц, К. Гольдман. Реализм обогатил дисциплину международных отношений несколькими важными понятиями: «геополитика», «супердержава», «сдержива­ние», «безопасность», «национальные интересы» и др. Белорусские исследовате­ли Н. Антонович и Е. Достанко обращают внимание на то обстоятельство, что Моргентау и его последователи разработали четкую систему принци­пов, в которых обосновали невозможность постижения гармонии в меж­дународных отношениях. Они указывают на немецкое происхождение этого термина (Real Politik), восходящего ко временам О. Бисмарка. Реа­листы сформулировали 6 пунктов международного детерминизма:

1) политики имеют свободу действий и стремятся к достижению наиболее рациональных решений;

2) политики думают и действуют согласно интересам государства;

3) сущностью мировой политики является борьба суверенных госу­дарств за свои национальные интересы;

4) моральные принципы не могут быть применены в отношениях между государствами. Главное - результаты;

5) действия других наций надо оценивать по тем же моральным принципам, что и действия своей нации;

6) политика целиком автономна к экономике и праву. Единственной целью политики является увеличение силы страны на международной арене и ее демонстрация.

Поэтому Моргентау определял сущность международных отношений как анархичное противоборство стран. Стабильность этих отношений возможна только через баланс силы. Его последователи исходят из того, что отсутствие доверия всегда доминирует в международных делах. По­этому каждое государство стремится наращивать свою силу. Но, поступая таким образом, оно ущемляет безопасность других государств, которые пытаются догнать, а позже и превзойти по силе нарушителя спокойствия. Эта гонка за обеспечение безопасности, по существу, с самого начала приобретает форму замкнутого круга, по которому и развиваются госу­дарства в соперничестве друг с другом. «Дилемма безопасности» возни­кает в результате того, что военные приготовления одного государства создают неразрешимую неясность в умах других относительно того, имеют ли эти приготовления только «оборонительные» цели - укрепле­ние собственной безопасности в неопределенном мире - или скрывают наступательные замыслы - изменение «статус-кво в свою пользу». Разу­меется, государственные деятели в такой ситуации, как правило, обязаны

исходить из вероятности худшего для них сценария, что еще больше под­хлестывает гонку вооружений.

Иногда наступают паузы, когда никому не удается нарушить «баланс сил», но затем одно государство или группа государств вырываются впе­ред, и баланс можно восстановить либо войной, либо созданием противо­веса в виде более мощной коалиции. Теорию «баланса сил» часто сравни­вают с движением шаров на бильярде. Они сталкиваются друг с другом, образуя меняющиеся конфигурации и затем движутся снова в бесконеч­ном соревновании за силу и безопасность. Это вечное движение не зави­сит от «цвета» шаров - внутреннего устройства и идеологии того или иного государства. У всех одна цель - обеспечить себе максимальную безопасность и влияние. Разница лишь в их размерах: более мощные легче расталкивают тех, что поменьше, но последние могут противостоять им, присоединяясь к коалициям других гигантов. Существует множество конфигураций «баланса сил» на бильярдном столе истории. Бывают слу­чаи, когда отдельные государства пытались добиться мировой гегемо­нии - создать «однополюсный» мир, но всякий раз возникали противо­стоящие им коалиции, которые срывали эти попытки. По мнению «реали­стов», самое выгодное положение у государства, которому удается занять положение балансира. Ловко и беспринципно перемещаясь между сталкивающимися группировками, оно, помогая то тем, то другим, определя­ет развитие событий и при минимальных затратах обеспечивает себе мак­симум влияния.

«Реалисты» признают, что их теория - «воплощение цинизма», но такова, дескать, жизнь, таковы законы природы, которым подчиняются и международные отношения. Конечно, здесь налицо, казалось бы, нераз­решимое противоречие: во внутренней политике государство требует от подданных соблюдения законов, согласия, ищет компромиссы, а в отно­шениях с другими государствами руководствуется принципами джунглей. Этот разрыв заполняется патриотической абсолютизацией «националь­ных интересов» и признанием, хотя часто неискренним и весьма снисхо­дительным, норм международного права.

Жизнеспособность теории «реализма» объясняется тем, что за ред­кими исключениями она довольно адекватно отражала мотивы поведения государств на протяжении трех с половиной веков функционирования классического механизма отношений между суверенными государствами-нациями – Вестфальской системы международных отношений.

В XVII - XVIII вв. стержнем европейской политики был быстро ме­няющийся калейдоскоп монархических союзов с целью укрепления мо­гущества каждого из суверенов. При этом ключевую роль балансира иг­рала Британия, стремившаяся с позиции «блестящей изоляции» за Ла-Маншем не допустить господства на континенте ни одного из них. В на­чале XIX в. с помощью сложной системы сдержек и противовесов на Венском конгрессе удалось создать такой коллективный баланс сил «кон­церта» ведущих европейских держав, который довольно длительное вре­мя делал невыгодным его нарушение для всех участников. Но соперниче­ство за расширение влияния сначала расшатало, а затем разрушило и эту конструкцию, в конечном счете ввергнув Европу, а затем и некоторые другие регионы, в Первую мировую войну. Соперничество в XX в. Запада с нацизмом, а затем с коммунизмом, казалось бы, переводило междуна­родные отношения из плоскости беспристрастного баланса сил в сферу идеологической борьбы. Это, возражали «реалисты», только на первый взгляд. А под покровом идеологической риторики, по их мнению, работа­ли те же пружины национальных интересов, расширяя сферы влияния и силовых механизмов, перечеркивающих идеологию. Именно законы «реализма» сделали возможным во время Второй мировой войны союз западных демократий с Советским Союзом против нацистской Германии, определили разделение Европы и Восточной Азии на сферы влияния в соответствии с послевоенным балансом сил. Не отбрасывая совсем идео­логическую мотивацию, «реалисты» рассматривали и «холодную войну» главным образом как геостратегическое стремление СССР к мировому господству.

Именно поэтому отец доктрины «сдерживания» Дж. Кеннан в 1947 г. писал о национальных особенностях экспансионистской политики Совет­ского Союза как продолжателя Российской империи. Сторонники этой школы с удовлетворением отмечали методологическое сходство маркси­стского анализа «соотношения сил на мировой арене» в документах съез­дов КПСС с традиционным «реалистическим» учетом состояния баланса сил. Особое ликование по поводу живучести «реализма» вызвало состоя­ние враждебности между Китаем и Советским Союзом в 1970-е гг., кото­рое использовали в своих интересах США. Многие «реалисты» считали китайский коммунизм «редисочным» — красным снаружи, но белым внутри, а в поведении Советского Союза усматривали больше «византийскости», чем марксизма.В США и Европе издано бесчисленное множество монографий, ста­тей, докладов, посвященных исследованию почти всех аспектов между­народных отношений именно с позиции «реализма». Вскоре после окон­чания Второй мировой войны «реализм» стал чуть ли не официальной американской теорией. Со временем он утвердился в этом качестве и в Европе. Например, шведский исследователь К. Голдман благоговейно именовал его «теорией с заглавной буквы». Во времена «холодной вой­ны» критиковать «реализм» на Западе было так же опасно, как и «маркси­стскую методологию» на Востоке. Классики «реализма» отмечали ком­плексность понятия «силы», включавшей, помимо военной составляю­щей, экономический, политический, морально-идеологический и другие компоненты. Но постепенно, по мере наращивания «холодной войны», внимание прикладного «реализма» все больше концентрируется на воен­ном измерении международных отношений. Еще в 50-е гг. XX в. Дж. Херц ввел в обиход понятие «дилемма безопасности». По определе­нию дилемма сложнее, чем проблема. Это обычно ситуация, в которой необходимо сделать выбор не между хорошим и плохим, а между двумя равными, особенно равно нежелательными вариантами. Поскольку обес­печение безопасности в военной области в годы «холодной войны» рас­сматриваетесь как первостепенная задача, основным содержанием «ди­леммы безопасности» стала военная безопасность. До сих пор при упо­минании термина «безопасность» западные специалисты имеют в виду исключительно безопасность военную, а не комплексную - с включением экономических, экологических и прочих аспектов. Академический курс по «безопасности» (читай по «военной безопасности») становится риту­альным в учебных заведениях, заменяя во многих случаях изучение меж­дународных отношений.

Значительное влияние на подходы к анализу военной безопасности оказала школа конфликтологии, основы которой были заложены в моно­графии Т. Шеллинга «Стратегия конфликта». На ее базе развилась другая школа, получившая название «теории игр», основы которой примени­тельно к международным отношениям были адаптированы А. Раппопор­том. Это модернистское направление открыло дорогу применению мате­матических моделей, использованию компьютерной техники. Поскольку дилемма военной безопасности оставалась в центре внимания ученых и политиков, а соотношение вооружений, особенно ракетно-ядерного, боль­ше, чем другие аспекты, поддавалось количественным обобщениям, это течение еще больше сосредоточило внимание международников на военно-стратегических аспектах мировой политики. Теперь очевидно, что моно­полизм и милитаризация «реализма» сыграли злую шутку над специали­стами-международниками. Они просмотрели или проигнорировали глубин­ные и долгосрочные процессы глобального характера, развившиеся в со­циально-политической, экономической, духовной областях жизни миро­вого сообщества, качественное созревание которых в 80-90-х гг. XX в. начало оказывать мощное воздействие и на международные отношения.

 

Неореализм или структурный реализм

 

В сложившихся условиях некоторые «реалисты» начали осознавать однобокость сформировавшейся теории. Ситуация напоминала фиаско, постигшее представителей английской знати, модным занятием которой в XIX в. было разведение голубей с маленькими клювами. Она достигла в этом таких успехов, что в конце концов птенцы стали погибать в скорлу­пе, так как не могли расколоть ее своими миниатюрными клювами. Но до очевидного провала «реалистов» оставалось целое десятилетие «холод­ной войны». В 1979 г. вышла в свет книга К. Уолтца «Теория междуна­родных политик». Эта публикация стала отправной точкой внесения не­которых поправок в прежнюю теорию, началом формирования школы «неореализма». Новизна подхода заключалась в признании того, что изменяющаяся структура мировой политики оказывает влияние на поведе­ние государств. Они сами выбирают, как им решать те или иные внутренние и внешние проблемы. Каждое из них суверенно и в этом они одинаковы. Конечно, они отличаются друг от друга территорией, формой поли­тического устройства и силой. Однако эти различия характеризуют их возможности, но не функции. Цели (по крайней мере, основная — выжи­вание) и функции у государств общие. Мировая политика неизбежно фо­кусируется на проблеме безопасности. Обеспечение безопасности своего государства зависит от искусства управления им. Таким образом, харак­терные особенности отдельных государств снимают вопрос: систематиче­ское давление определяет национальные интересы как военную безопас­ность (т. е. превосходство) и направляет решения политиков к ее макси­мализации.

Неореалистическое видение очень хорошо соответствовало преобладаю­щей (по крайней мере, на Западе) международной политической аргументации «холодной войны». Мировая политика вращалась вокруг биполярной кон­фронтации двух супердержав. Роль меньших государств, включая Вели­кобританию, определялась их местом в этом глобальном конфликте и их отношениями с главными соперниками. Логика неореализма диктовала следующее: международный мир можно поддерживать только балансом сил двух супердержав, в то время как интересам (безопасности) стран, таких как Великобритания, лучше служат отношения с одной из них. Аналитики теории баланса сил считают ее самой старинной, возникшей еще в древней Индии и Древней Греции, но дошедшей до наших дней. Американский исследователь Э. Хаас сделал попытку дать варианты оп­ределения понятия «баланса сил»:

1) любое распределение сил;

2) процесс равновесия;

3) гегемония или поиск гегемонии;

4) стабильность и мир в согласовании сил;

5) нестабильность и война;

6) политическая мощь в общении;

7) универсальный закон истории;

8) система руководства политических деятелей.

По этому поводу часть исследователей отмечает, что проблема не в том, что термин не имеет конкретного значения, а в том, что он имеет огромное множество значений. Очень сложно анализировать конструк­цию баланса сил, т. к. люди, занимающиеся этой проблемой, слепо сколь­зят от одного значения термина к другому и обратно, часто не осознавая, что существует множество значений. Собственно системное исследова­ние баланса сил, предпринятое некоторыми американскими аналитиками, было построено на создании моделей системы международных отноше­ний - как эмпирических, так и чисто теоретических и гипотетических. Их занимало то, как меняется равновесие сил в зависимости от изменений в системе и вычисления последствий этих изменений для целей мира, по­скольку только жесткое сдерживающее воздействие структурных ограничений международной системы могло дать положительный результат. Этот теоретический вывод неореализма сделал данную концепцию незаменимой, особенно при изучении периода «холодной войны». Почему? В поисках методологической строгости сторонники концепции пришли к выводу о необходимости системного подхода к международным реалиям. Структура международной системы меня­ется вместе с изменениями возможностей входящих в нее элементов, главным из которых является государство. Поскольку государства в зависимости от мощи и влияния взаимодействуют и ограничивают друг друга, международные отноше­ния можно рассматривать с точки зрения международной организации, где, тем не менее, сохраняется баланс силы.

По поводу сущности этого понятия в самой реалистической школе до сих пор не прекращаются дискуссии. Американский исследователь М. Каплан отмечает, что в доядерную эпоху и в годы «холодной войны» мо­дели «баланса сил» были свойственны следующие черты: 1) единствен­ными активными элементами были национальные государства; 2) они ориентированы на оптимизацию уровня безопасности в системе; 3) воо­ружение не было ядерным; 4) должно было быть, по меньшей мере, 5 ак­тивных элементов (двухэлементная система нестабильна); 5) каждый элемент стремился приобретать союзников и, следовательно, оказывал поддержку потенциальным партнерам. Эти характеристики вели к сле­дующим правилам игры или поведения: 1) действовать так, чтобы увели­чить свои возможности, но предпочитать столкновению переговоры; 2) вступать в войну, но не упускать шансов увеличения своих возможно­стей; 3) действовать так, чтобы противостоять любой коалиции или стремлению к превосходству; 4) позволять потерпевшим поражение вновь включиться в систему, трактовать как приемлемых партнеров все ее активные элементы. На наш взгляд, обозначенные Каштаном модели пред­ставляют собой замкнутые структуры, тогда как реальный мир, для понимания которого они предназначены, является открытым. Например, если проанализи­ровать систему отношений европейских стран в 1870-1914 гг. в терминах строгой модели баланса сил, то приходится рассматривать государства с точки зрения различных моделей, отказываясь фактически от понятия «системы» и возвращаясь к чисто описательным средствам. Наверное, есть и другие факторы, оказывающие влияние на ход событий. Появление и развертывание ядерного оружия должно было привести к утверждению новой концепции международной безопасности, основанной на «сдержи­вании» (устрашении). Теперь для обеспечения надежной безопасности не обязательно надо было стремиться уравновесить силы противника, учитывая огромный разрушительный потенциал ядерного оружия. Но, как справедливо отмечал белорусский исследователь А. Розанов, «ядерное сдер­живание по своему существу, объективно не может не нагнетать глобаль­ного политико-психологического стресса. Это одно из наиболее удру­чающих, одиозных его проявлений».

Стратегические отношения Англии с Соединенными Штатами после Второй мировой войны были прямым последствием принятия подобной логики британскими политическими деятелями. Сегодня, когда «холод­ная война» давно закончена, прямой военной угрозы Западу не ощущает­ся. Однако стратегическое партнерство поддерживается правительствами как основной компонент их политики и представлено как лучшая гаран­тия военной безопасности и большое влияние в европейских и мировых делах. И пока ситуация не меняется, логика неореализма продолжает дей­ствовать. Возможно, тем же можно объяснить решение британского пра­вительства развивать и в настоящее время поддерживать «независимое ядерное сдерживание» - важный символ военной мощи и международного ста­туса. При этом есть основания предполагать бесполезность «независимой» (без поддержки США и НАТО) мощи по отношению к внешней угрозе. Другие ас­пекты современной западной политики безопасности можно рассматривать и анализировать в том же основном ключе.

Можно очертить методологическое отношение неореализма к изуче­нию национальной и международной политики. Он раскрывает опреде­ленную логику, стоящую за ключевыми решениями в этих областях. Од­нако, по мнению американского исследователя О. Холсти, неореализму «недостает необходимой точности, которая дала бы ясные указания поли­тикам, находящимся у власти, какие именно решения принимать в земных ситуациях и ученым, каким образом интерпретировать эти решения». По мере развития международных отношений неореалисты были вынуждены реагировать и на то обстоятельство, что в их концепциях большое внима­ние уделяется военно-стратегическим постулатам, а экономические фак­торы являются лишь средством. Поэтому один из крупнейших представи­телей современного неореализма Р. Гилпин попытался обосновать и но­вую интерпретацию с точки зрения экономической парадигмы. Еще в 1987 г. им была опубликована крупная монография («The Political Economy of international Relations» - «Политическая экономия международных отно­шений»), В ней была обоснована экономическая составляющая развития современных международных отношений, в первую очередь роль миро­вого рынка, эффективность производства и роль политически лидеров в определении стратегии. Эту позицию поддержали видные представители неореализма Дж. Греко, Ф. Закария, Дж. Квестор, А. Органски. Послед­ний, в частности, предпринял серьезную попытку доказать, что войны происходят тогда, когда «возможности амбициозного государства дости­гают уровня лидера, а стремление стать первым ведет к войне». Правда, эти выводы Органски делает на примере франко-прусской, русско-японской войн и обеих мировых. В этой связи американский аналитик Дж. Васкес отмечает, что неореализм не объясняет все совокупности раз­вития международных отношений и сводит все проблемы к набору раз­личных идей относительно поведения лидеров стран и дипломатов. В принципе, соглашаясь с ним, необходимо признать, что исходные по­ложения неореализма являются существенными для анализа современно­го понимания ситуации, особенно в области политики безопасности. Этому есть несколько причин.

Во-первых, неореализм оказался востребованным государственными лидерами по причине того, что тенденции современной международной жизни создают впечатление опасности и что всякое явление, или процесс, которые нельзя объяснить, представляют собой угрозу. После событий в США и России широко распространенными стали тревоги и сомнения, порожденные: а) разрегулированием прежних принципов функционирования международных отношений; б) разрушением привычного баланса сил; в) воз­никновением на мировой арене террористических организаций; г) всплеском многообразных и многочисленных конфликтов нового типа. Все эти явления высветили неэффективность ООН и других международных организаций в деле построения нового международного порядка, основанного на вер­ховенстве универсальных ценностей и общих интересов государств, на правовом урегулировании конфликтов и создании системы коллективной безопасности.

Во-вторых, старые положения теории реализма - о международной политике как борьбе за власть и силу, о государстве как главном и, по сути, единственном действующем лице этой политики, которое следует принимать во внимание, о несовпадении национальных интересов госу­дарств и вытекающей из этого неизбежной конфликтогенности междуна­родной среды и др. - оказались востребованными элитой Запада и прежде всего США. В США неореализм позволяет трактовать международные отно­шения в соответствии с американскими представлениями о международном порядке как о совокупности совпадающих с национальными интересами Америки либеральных идеалов, которые она призвана продвигать, опира­ясь, если необходимо, на использование военной и экономической силы. В других странах (как, впрочем, и в США) элиты привлекает; то положение теории неореализма, согласно которому единственным полномочным и полноправным выразителем национального интереса государства на международной арене является его правительство, обладающее моно­польным правом представлять внутреннее сообщество, заключать дого­воры, объявлять войны и т. п.

В-третьих, немаловажную роль в сохранении неореалистического приоритета в лексиконе государственных лидеров играют представители генералитета и военно-промышленного комплекса, многочисленные экс­перты и советники разных ведомств, «независимые» частные аналитические центры и отдельные академические исследователи, которые либо кровно заинтересованы в сохранении своего влияния, своей символиче­ской власти, своего статуса, либо, движимые рвачеством, стремятся не только удовлетворять спрос на рынке разных идеологий, но и оказывать воздействие на его формирование. И в том и в другом случае наиболее подходящими в период нестабильности международных отношений ока­зываются алармистские мотивы, рассуждения на тему возрастающих уг­роз мировой системе в целом, Западу и США в частности. Подходят и снова вошедшие в моду геополитические построения, многообразные сценарии грядущего миропорядка и т. п.

Разумеется, все эти сценарии или исследования, в большинстве сво­ем опираются на весьма добротный анализ современного международно­го положения и внешнеполитических интересов своих стран, однако их односторонняя ориентированность, идеологическая ангажированность не вызывают сомнений.

Для примера обратимся к двум концепциям, получившим на Западе, пожалуй, наиболее широкий резонанс и к которым иногда ошибочно сво­дится все многообразие выдвинутых в последние годы положений об из­менении природы международных отношений. Речь идет о «конце исто­рии» Ф. Фукуямы и «столкновении цивилизаций» С. Хантингтона. Внеш­не они выглядят конкурирующими, даже противоположными. У Фукуя­мы речь идет о триумфе западных ценностей, всеобщем распространении демократии, идеалов индивидуализма и рыночной экономики. Хангтингтон же говорит о нарастающей угрозе с Юга, связанной с усилением му­сульманской и конфуцианской цивилизаций, чуждых и враждебных Западу. Однако по своей внутренней сущности они весьма близки. В обоих случаях в основе теоретических построений лежит западноцентризм, свя­занный с созданием образа врага, роль которого призваны играть те, кто так или иначе противятся унификации образа жизни и мыслей по запад­ному образцу, кто отстаивает свои национальные или цивилизационные особенности.

В этом свете обращает на себя внимание, что и концепция «конца ис­тории», и концепция «столкновения цивилизаций» в своей трактовке сущ­ности международных отношений исходят именно из распределения силы в мировой политике. Окончание «холодной войны» отождествляется с феноменом структурной динамики, связанной с распространением насилия. В обеих концепциях рассуждения о необходимости сохранения мира и демократии выливаются в апологию однополярности (и даже многополярности) под эгидой США или же в поиски врага, утраченного с окончанием «холодной войны».

Подобные взгляды Характерны для других видных экспертов в этой области. Так, по мнению 3. Бжезинского, важнейшим следствием победы Запада над Советским Союзом в «холодной войне» и исчезновения одной из двух сверхдержав является то, что ответственность за судьбу мира ло­жится на оставшуюся единственную сверхдержаву, а ее возможности по­зволяют обеспечить не только защиту, но и распространение ценностей демократии, индивидуализма и рыночного общества во всем мире. «Неореалисты» признают, что новая система международных отношений ста­новится многомерной. Но, оставаясь верными заветам Гоббса, они по-прежнему настаивают на том, что эта корректива не меняет глубинной мотивации поведения государств) - стремления к безопасности путем на­ращивание силы. основным элементом которой, возможно, становится экономический, а не военный фактор. Вестфальская система конкурентной борьбы государств, по их мнению, живет и здравствует. Известный сторонник и в свое время практический «оператор» теории баланса сил Г. Киссинджер в работе «Дипломатия» утверждает, что нарождающийся мировой порядок все больше будет напоминать европейскую политику XIX в., когда традиционные национальные интересы и меняющееся соот­ношение сил определяли дипломатическую игру, образование и развал союзов, изменение сфер влияния. Аналогичный прогноз содержится и в мемуарах британского премьер-министра баронессы М. Тэтчер. Автори­тет и привлекательность парадигмы неореализма были серьезно поколеб­лены с окончанием «холодной войны». Некоторые из его представителей даже стали называть себя «либеральными реалистами», или же «утопиче­скими реалистами», показывая тем самым готовность к определенному пересмотру ряда положений своей парадигмы, в том числе и положения об анархичности природы международных отношений. Так, например, Б. Бузан, не подвергая сомнению тезис о радикальном отличии политиче­ских взаимодействий в рамках государства от отношений на междуна­родной арене, в то же время считает, что в целом природа таких отноше­ний меняется в сторону «зрелой анархии», в рамках которой западные государства способны играть роль гаранта международной безопасности, а достижения прогресса становятся доступными для всех, в том числе и для слабых государств и рядовых индивидов.

 



2016-01-26 531 Обсуждений (0)
Неореализм или структурный реализм 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Неореализм или структурный реализм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (531)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)